Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Авторы:
Город:
Бакал
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

Ученые подчеркивают важность и необходимость коррекционных занятий, так как при зрительной деривации вторичным нарушением является недоразвитие навыков ориентировки на микроплоскости и в макропространстве. В  этой связи особую значимость приобретает специально  организованная коррекционно-педагогическая работа, в ходе которой ребёнок должен приобрести опыт самостоятельного ориентирования.

Большое значение для коррекционной работы имеет учебно-методическое обеспечение коррекционно- развивающего процесса, в том числе и программное обеспечение. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения реализуют две основные программы: Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А.; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушением зрения. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду под редакцией Плаксиной Л.И.

Дружинина Л.А., Осипова Л.Б. считают, что актуальность и перспективность указанной программы заключается в том, что она создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку обучения в школе.

Содержание этой программы предусматривает обучение и воспитание детей с нарушением зрения в дошкольном учреждении, реализацию общеразвивающих  и коррекционных  задач в разнообразных специфических для детей дошкольного возраста видах деятельности. При этом важным условием реализации содержания программы является комплексный подход к организации коррекционно- воспитательной работы.

Одновременно с общеобразовательными процессами в дошкольном учреждении осуществляется коррекционная работа, направленная на преодоления отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения.

Занятия проводят индивидуально или по подгруппам с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей ребенка.

Один из видов коррекционной работы в МБ ДОУ ДС, предусмотренные программой является ориентировка в пространстве.

Основными принципами организации коррекционных занятий по ориентировки в пространстве являются:

-    учет общих, специфических, индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

-        комплексный     (клинико-физиологический,      психолого-педагогический)     подход    к     диагностике     и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

-   перераспределение учебного материала (увеличение сроков обучения) и изменения темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;

-    дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;

-создание офтальмологических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения детей с учетом их интересов и потребностей.

Дружинина Л.А., Осипова Л.Б. считают, что важно реализовать индивидуальный дифференцированный подход в работе, а для этого необходимо упорядочить количество общеобразовательных и коррекционных занятий, сочетая их с лечебно-профилактическими мероприятиями.

По мнению Подколзиной Е.Н., целенаправленное и систематическое обучение дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве осуществляется на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога по существующим методикам.

При организации занятий по ориентировки в пространстве, как указывает Дружинина Л.А., необходимо соблюдать ряд требований. Перечислим некоторые из них:

-   сочетать задачи коррекционно-педагогической работы с рекомендациями медицинских специалистов при постоянном патранировании их медицинскими работниками во время педагогических мероприятий;

-    педагогическим специалистам владеть информацией о результатах исследования врача офтальмолога, знать остроту зрения ребенка, дни назначения окклюзий, т.к. при заклеивании здорового глаза ребенок может оказаться в состоянии слепого с остаточным зрением или слабовидящего;

-     знать данные детям рекомендации по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их выполнением;

-    проводить на всех занятиях гимнастику для снятия зрительного утомления и физкультурные паузы по методике, согласованной с врачом- офтальмологом;

-   оптимально использовать наглядные пособия;

-   применять специальные методы обучения.

Основной целью обучения ориентировки в пространстве является формирование у детей осмысленного зрительного восприятия пространства и наполняющих его предметов.

Коррекционные занятия включают материал, способствующий формированию у детей пространственных представлений, ориентировку в пространстве, направленный на развитие и коррекцию психических процессов, обуславливающих успешность ребенка с нарушениями зрения в познавательной и практической деятельности.

Реализация занятий обеспечивает дошкольнику с нарушением зрения овладеть специальными навыками, компенсирующими в определенной степени последствия их зрительного дефекта, формирование единой, целостной картины и стройной системы его взаимосвязей, самореализацию и успешную адаптацию в социальной среде.

Дружинина Л.А. и Осипова Л.Б. считают, что на занятиях по ориентировки в пространстве следует формировать точные пространственные представления, уточнять представления о предметах окружающего мира. Большое место уделяется обучению ориентироваться на основе представлений, расширению практического опыта ориентировки в окружающем. Дети испытывают трудности при анализе и синтезе информации об окружающем пространстве, оценке и словесном обозначении взаимоположения предметов, сложности при ориентировке на листе. Поэтому необходимо развивать пространственное мышление, которое является умственной, интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей ребенку создания пространственных образов и оперирование ими в процессе ориентирования.

Одной из основных задач, характерных для этого вида коррекционного занятия, является формирования у  детей с монокулярным характером зрения нестереоскопических способов восприятия глубины пространства. На занятиях по развитию глубины пространства большое место отводиться формированию измерительных навыков в малом и большом пространстве, развитию точности восприятия. Развитие оценки глубины пространства на полисенсорной основе дает возможность переносить занятия в практическую деятельность в свободном пространстве, способствует формированию способов социального адаптивного поведения.

Тифлопедагог проводит с детьми как подгрупповое, так и индивидуальные занятия.

В процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми, как указывает Плаксина Л.И., Дружинина Л.А. возможно решению следующих задач:

1.Использование      детьми      получаемой     полисенсорной      информации      в      предметно-практической,

пространственной ориентировке, познавательной, коммуникативной деятельности;

2.Формирование социально-адаптивного поведения,  позволяющего ребенку с нарушением зрения быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях; 3.Использование рациональных способов ориентировки на собственном теле, в быту, в пространстве и формирование навыков выполнения различных видов предметно-практических действий с использованием сохранных анализаторов;

4.Выделение  признаков  свойств,  качеств  предметов  (формы,  цвета,  величины,  пространственного положения);

5 .Получение информации об окружающем пространстве, как с помощью нарушенного зрения, так и через сохранные анализаторы;

6.Выделение зрительных ориентиров, осмысление, анализ (действие детей в играх связаны с соизмерением оценки формы, цвета, величины, расположения в пространстве);

7.Выделение осязательно-воспринимаемых признаков предметов и соотнесение их со зрительными; 8.Выделение, сравнение, словесное обозначение величин игрушек и окружающих предметов;

9.Анализ формы, величины, состояния конструкции, способствующий развитию бинокулярного зрения.

Адаптация ребенка с патологией зрения к условиям существования в окружающей действительности зависит от того, насколько успешно он усваивает определенные знания, приобретает навыки, умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться. В дошкольных учреждениях с нарушением зрения обеспечить детям возможность системной практической ориентировки в окружающей действительности в процессе активного предметно-практического обучения призваны совместные коррекционно-развивающие занятия воспитателя и тифлопедагога.

Список литературы

 

1.Дружинина. Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.А. Дружинина. // Методическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

2.Дружинина. Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.А. Дружинина. // Методическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

3.Дружинина, Л.А. В помощь тифлопедагогу ДОУ: учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений дефектологических факультетов [Текст] / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. – Челябинск, 2010.

4.Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации [Текст] / под ред. Л.А. Дружининой. - Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

5.Плаксина, Л.И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. // Ин-т коррекц. педагогики РАО. — М.: ГороД, 1998.

6.Плаксина. Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. [Текст] / Л.И. Плаксина. - М.: ГороД, 1998.

7.Плаксина. Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида [Текст] //Учебно-методическое пособие / Л.И. Плаксиной - М.: ГороД, 2003. 8.Подколзина. Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина. // Дефектология. - М.: Просвещение, 2008.

9.Подколзина. Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушениями зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина. // Дефектология. - М.: Просвещение, 2002. №6 ; 2003. №3

10. Подколзина. Е.Н. Особенности использования наглядности в обучения дете с нарушениями зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина. // Дефектология. - М.: Просвещение, 2004. №6

11 .Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербавой, Т.С. Комаровой. // изд. 4-е, испр. И дополнен. – М.: Просвещение, 2005.

12 .Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / под редакцией Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003.