Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ РЕЧИ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Авторы:
Город:
Ковров
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2018г.

Современная наука говорит о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения, которые призван реализовать Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В  Стандарте представлена совокупность требований по обучению и воспитанию не только детей с лёгкой умственной отсталостью, но и детей с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Альтернативная (дополнительная) коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие активную экспрессивную речь людям, не способным общаться с помощью речи. Обусловлена тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями. В таких случаях работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. Мы говорим о таких нарушениях развития, как расстройства аутистического спектра, органические поражения речевых зон коры головного мозга нарушения опорно-двигательного аппарата, особенности развития эмоционально-волевой сферы, нарушения слуха и/или зрения, комплексные нарушения. В таких случаях педагог, работающий с перечисленными категориями детей, должен обладать знаниями по установке контакта с ними, должен знать как вступить в диалог с « безречевым » ребенком. Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогами; понимая, что от него требуют; что необходимо сделать.[ Магутина, 2015, 188-190.]

Далее перечисляются альтернативные средства общения, которые используются в коррекционной работе с «неговорящими» детьми, имеющими особые образовательные потребности:

1.Жестовая коммуникация.

2.Ноафическая коммуникация (картинки, пиктограммы, альбомы, система PECS, Блисс). 3.Визуальное расписание.

4.Глобальное чтение.

5.Низко- и высокотехнологичные вспомогательные средства. 6.Планшетные коммуникаторы.

Как мы видим, существует большое количество средств альтернативного общения. Поэтому к выбору системы альтернативной коммуникации для каждого отдельного ребенка надо подходить с учетом многих аспектов. Выбранная система должна облегчать повседневную жизнь, средства альтернативной коммуникации, как и другие формы языка и коммуникации, должны быть орудием, используем во всех жизненных ситуациях.

Рассмотрим некоторые альтернативные средства общения на примере работы с детьми, обучающимися во 2классе. В классе обучаются дети с ментальными нарушениями (тяжёлые множественные нарушения развития, синдром Дауна, Ранний Детский Аутизм). Все обучающиеся имеют недоразвитие языковых и речевых функций, имея в речи набор лепетных слов и звукокомплексов. Основной задачей при выборе системы альтернативной коммуникации в данном случае является освоение детьми доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, знаковой системы, составление коммуникативных таблиц и тетрадей для общения в школьной жизнедеятельности.

Жестовая система коммуникации.

Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова, действия. Здесь следует понимать, что жесты стимулируют развитие речи, когда используются совместно со словом, которое проговаривается вслух. В течение учебного дня, педагоги постоянно используют речевые инструкции, сопровождающиеся жестами. Данный метод значительно помогает при работе на занятии (жесты «бери», «рисуй», «достань», «клади», «садимся», «встаем» и т.п.), а также при выполнении режимных моментов: «мой руки», «вытирай», «разувайся», «обувайся» и т.п.).

Для «безречевых» детей с интеллектуальными нарушениями, необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Желательно поощрять любою речь, в том числе и лепетную. В работе с «безречевыми» детьми стремимся добиться подражания в повторение звукоподражаний, обиходных слов, простых фраз. Очень важно, чтобы ребенок с интеллектуальными нарушениями, речевой и «безречевой», умел подражать. Это относится и к речи и к движениям. Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со временем-повторять слова и предложения. Для развития подражательной речи, вызывания эмоционального отклика, непосредственного интереса к звучащей речи можно использовать логоритмические, фоноритмические упражнения, способствующие развитию общих движений, памяти, внимания, чувства ритма. Развитию мелкой моторики, речевого дыхания, силы голоса и т.д. В работе мы используем на всех этапах урока систематически повторяющиеся кинезиологические упражнения.

Упражнение "Зеркальное рисование"

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Такие упражнения можно использовать на любом занятии, не ограничиваясь непосредственно предметом «речь и альтернативная коммуникация».

Визуальные подсказки для ребенка с ранним детским аутизмом

В нашем классе обучаются дети с ранним детским аутизмом (РДА): Карина, Даша . В силу своих особенностей развития девочки очень часто не понимает словесных инструкций, а на жестовые инструкции не реагирует. Чтоб помочь им вступать в коммуникацию с окружающими и понимать инструкции взрослых, созданы специальные визуальны подсказки, используемые в процессе учебного дня.

Система «сначала» и «потом». В первые дни присутствовала дезорганизация поведения, девочки боялись, не понимали, что от них требуют взрослый, кричали и часто плакали. Для того, чтобы объяснить понятие « урок-перемена», использовалась система «сначала-потом». Например, «сначала» - работаем за партой, «потом»- играем, «сначала»-столовая, «потом»- домой и т.п. Как известно, у детей с аутизмом очень деформировано понимание времени, поэтому данная визуальная подсказка способствовала возможности почувствовать, что после урока наступает перемена, или понять ребенку, как скоро он пойдет домой.

Социальная история -дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. Адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории. Этот метод был разработан Кэрол Грей, и его цель-предоставить аутичному человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто?». «что?», «когда?», «где?» и «почему?» социальных ситуаций). Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка.

Современное общество говорит о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения, которые призван реализовывать Федеральный государственный образовательный стандарт образования  обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В стандарте представлена совокупность требования по обучению и воспитанию детей с множественными нарушениями развития.

Как мы видим, существует большое количество средств альтернативного общения. Но к выбору системы альтернативной коммуникации для каждого отдельного ребенка надо подходить с учетом многих аспектов. Во-первых, выбранная система должна облегчать повседневную жизнь, позволять ребенку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом и больше управлять собственной жизнью. Во-вторых, введение альтернативной системы общения должно быть скоординировано со всеми остальными услугами, такими,   как образование,   медицина, социальное сопровождение   и т. д. В-третьих, обучение  языку и коммуникации не должны быть отделены от других форм терапии и поддержки. Средства альтернативной коммуникации, как и другие формы языка и коммуникации, должны быть орудием, используемым во всех жизненных ситуациях. Следовательно, обучение неговорящего  ребенка использованию альтернативных средств коммуникации является сложным процессом, который должен охватывать специалистов из разных областей  (педагогов,  психологов,  логопедов,  медицинских  работников).  Всех  тех,  кто  работает с конкретным  ребенком.  Основным  звеном  в такой  работе  является  постоянное  взаимодействие с родителями, т. к. именно с ними ребенок проводит большую часть времени.

Таким образом, родителям нужны знания о коммуникативных возможностях их ребенка и о том, как они могут использовать эти возможности в своей коммуникации с ним. Они должны освоить, выработать и использовать стратегии, которые дадут им возможность брать на себя коммуникативную инициативу и участвовать в диалогах с реальным содержанием. Если семья не получит достаточных знаний, недостаток понимая с ее стороны может негативно сказаться на шансах ребенка.

Список литературы

 

1.        Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014.

2.        Магутина А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.).

3.        Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова идр.; Подред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011

4.        Худенко, Е.Д., Дедюхина, Г.В., Кириллова, Е.В. Как организовать общение с неговорящим ребенком: Метод, пособие. Сб. № 1. М., 2007

5.        Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Новосибирск: Городская общественная организация инвалидов «Общество ДАУН СИНДРОМ», 2012