Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА КОРРЕКЦИЮ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Авторы:
Город:
Железногорск, Красноярский край
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

В течение 15 лет работаю педагогом-психологом с детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья): речевые нарушения разной степени выраженности, задержка психического развития, умственная отсталость. У детей с ОВЗ гиперактивность встречается чаще, чем у нормативно развивающихся сверстников.

С каждым годом количество гиперактивных детей возрастает.

Под гиперактивностью принято понимать чрезмерно беспокойную физическую и умственную активность, когда возбуждение преобладает над торможением.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей учебной деятельности. В связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Могут отмечаться нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, неуклюжести. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития общей и мелкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков.

Если ребёнок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение. Такому ребёнку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или психопатическая личность.

Детям, страдающим СДВГ, необходима система специальной коррекционной помощи. Работа должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований детского  сада и семьи поможет ребёнку адаптироваться. Совместную деятельность с детьми выстраиваю на основе требований ФГОС, с опорой на активность самого ребёнка (принцип субъектности), стимулирование его самосознания, произвольности в поведении и общении, учитываю особенности каждого ребёнка (принцип индивидуализации), предоставляя возможности для самореализации и самораскрытия. Способствую формированию гуманистических отношений: у каждого есть возможность обменяться мнениями, впечатлениями, продемонстрировать своё уважительное отношение к сверстнику (принцип толерантности). Деятельность проходит в специально оборудованном пространстве, выделена зона релаксации, есть необходимый материал и оборудование.

Считаю, что в основе коррекционной работы лежит формирование произвольной регуляции. Произвольность в структуре развития ребёнка стоит на первом месте. Ей принадлежит ведущая роль в организации любой целенаправленной деятельности.

Мной разработаны программы по формированию произвольности, эмоционального благополучия, пространственных и пространственно-временных представлений. Программа по формированию пространственных и пространственно-временных  представлений рецензирована на кафедре специальной психологии Красноярского института повышения квалификации. Программы рассчитаны на 2 года обучения (56 коррекционных занятий).

Коррекционная работа начинается с формирования произвольности двигательной активности. Формирование произвольности движений включает в себя развитие координации, правильной осанки. Доказано, что чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению. Двигательные навыки формируются на основе врождённых рефлексов и постепенно схема движений осваивается ребёнком в результате упражнений. Постоянные упражнения, формирующие общую и мелкую моторику пальцев рук, приводят к положительным структурным изменениям в организме. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Движения - важный компонент для осознания собственного тела и его возможностей, практического освоения ребёнком пространства. Работа по формированию пространственных представлений проводится комплексно и поэтапно: освоение схемы собственного тела (2 - 5 лет), представление о симметричной стороне тела, расположение предметов в пространстве относительно субъекта и относительно друг друга.

Использую разные виды ходьбы: с предметом, по предмету, повороты, скручивания, прыжки, ползание на животе, коленях, четвереньках, ягодицах. На основе ползания формируется походка и правильная осанка, улучшается межполушарное взаимодействие, формируются умения ориентироваться от себя, анализ расположения предметов во внешнем пространстве. Упражнения на растягивание: "кобра", "кошечка", "морская звезда" активизируют работу мышц, способствуют профилактике вегетативных проявлений. Пальчиковые игры и упражнения развивают мелкую моторику, стимулируют развитие речи и мышления.

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребёнка включает в себя релаксационные игры и упражнения. Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным и наоборот, а расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения. Чем глубже расслаблены мышцы тела, тем глубже состояние общего покоя. Все приёмы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц, поэтому ребёнка необходимо научить распознавать крупные мышцы рук, ног, корпуса, плеч, шеи, выделять их, различать состояния напряжения и расслабления. Напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. Необходимо чётко контролировать релаксационный эффект. Релаксационные упражнения достаточно просты для выполнения. Например:

1.     "Олени" - напряжение и расслабление мышц рук, плечевого пояса.

2.       Посмотрите, мы олени! (руки скрещены над головой) / Ветер рвётся нам на встречу. / Ветер стих - расправим плечи. / А теперь немножко лени. (руки не напряжены и расслаблены)

3.     "Пружинки" - напряжение и расслабление мышц ног. Что за странные пружинки / Упираются в

ботинки. / Ты носочки отпускай, / На пружинки нажимай. / Нет пружинок - отдыхай!

4.     "Штангисты" - напряжение и расслабление мышц рук, ног, корпуса.

5.     "Шарик" - напряжение и расслабление мышц пресса.

6.     "Любопытная Варвара" - напряжение и расслабление мышц шеи.

7.     "Мы весёлые лягушки" - напряжение и расслабление мышц лица.

Релаксационные упражнения совмещаю с дыхательными. Дыхательные  упражнения способствуют улучшению ритмирования организма, развитию самоконтроля и произвольности. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нарушения ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д.) приводят к нарушению психического развития. Умение произвольно контролировать своё дыхание развивает контроль над поведением. Особенно полезны дыхательные упражнения для коррекции поведения детей с СДВГ. Нервное напряжение, отрицательный эмоциональный фон, излишнюю раздражительность хорошо снимают коллективные подвижные игры: "Ловишка", "Дракон кусает свой хвост", "Веретено", "Самолёты", "Морская фигура", "Кот и мыши", "Карусели", "Замри" и т.д.

Данные игры формируют умение контролировать своё поведение, управлять импульсивной двигательной активностью, способствуют выработке дисциплины, умению действовать строго по сигналу, развитию координации, ловкости, быстроты, равновесия, также способствуют сближению детей в группе, внимательному отношению друг к другу.

Основной задачей развития произвольности психической деятельности является задача формирования произвольного внимания. Использую групповые игры: "Кто за кем стоит", "Давайте поздороваемся", "Угадай кто это?", "Дотронься до...", "Узнай через прикосновение", "Разведчики", "Обезьянки", "Светофорчик" и т.д. Игры способствуют развитию устойчивости внимания, быстроты реакции, выполнению действий в определённой последовательности.

В рамках коррекции гиперактивности, агрессивности использую психогимнастические этюды (М. И. Чистякова "Психогимнастика"), игры: "мешочек со злостью", "рубка дров", "изобрази чувство". Данная работа помогает научить выражать основные эмоции, справляться с отрицательными эмоциями, направляя их в новое эмоциональное русло.

Развитие связей между движением, познавательными психическими процессами, эмоциями, поведением приводит к улучшению функционирования мозга.

Проводимая  систематическая  работа  способствует  развитию  осознанного  поведения,  инициативы, самостоятельности, позитивной социализации.

 

 

Список литературы

1.     Арцишевская И. А. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М., 2003.

2.     Лютова-Робертс Е., Монина Г. Игры для гиперактивных детей. - СПб, 2011.

3.     Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. - М., 2002.

4.     Справочник педагога-психолога № 5, М., 2015.

5.     Федеральный     государственный     образовательный     стандарт     дошкольного     образования.     Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155.

6.     Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", № 273-ФЗ от 29.12.2012.

7.     Хромова С. Психологические игры для детей. - М., 2007.

8.     Цыпленкова О. А. Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребёнка // Справочник педагога-психолога. – 2012. - № 9. – С. 48-55.

9.     Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., 1995.