Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА МКОУ СУЗУНСКАЯ СОШ № 1 НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Вопросы формирования и поддержания духовного, нравственного, психологического и физического здоровья учащихся, составляют ту область, в которой теснейшим образом переплетаются интересы системы образования, семьи, государства и общества. Поэтому неразрывны образовательная, развивающая, воспитательная и оздоровительная сферы в образовательном учреждении. При сочетании медицинских и психолого-педагогических подходов можно осуществлять профилактику заболеваний, формировать у учащихся устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, развивая психосоматические аспекты личности, то есть духовное и нравственное здоровье. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, а учитель будет личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически [2].

В современной школе одной из главных целей педагогического коллектива должно стать формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой ученик ведёт здоровый образ жизни. Такая личность востребована, выпускник с потребностью в ведении ЗОЖ, социально мобильный, стремящийся к полной жизненной самореализации. Сформировать у учащихся мотивацию к сохранению здоровья можно лишь в результате систематической работы с ними на всех этапах учебной и внеклассной деятельности.

В связи с этим целью данной работы явилось исследование влияния оздоровительной программы на физическое развитие, состояние кардио-респираторной системы и уровень здоровья учащихся первого класса.

Исследование проводилось на базе МКОУ «Сузунская СОШ №1» р. п. Сузун, Новосибирской области. В

нём приняли участие 50 первоклассников, в возрасте 7-8 лет. 25 учащихся 1 «А» класса из них 15 мальчиков и 10 девочек, и 25 учащихся 1 «Б» класса из них 13 мальчиков и 12 девочек. Обучение детей проводилось по одной образовательной программе. В «А» классе учитель использовал в учебном процессе элементы оздоровительной программы «Сохрани свое здоровье сам». Учащиеся «А» класса были экспериментальным классом (ЭК). Контрольным был выбран «Б» класс, где обучение проводилось в обычном режиме (КК).

В процессе исследования у учащихся определяли данные антропометрии, физической подготовленности, основные показатели гемодинамики (АД и ЧСС), состояние резервов сердечнососудистой системы (по величине адаптационного потенциала с использованием метода, предложенного Р.М. Баевским (1984) в модификации П.А. Филеши, Н.Н. Сиваковой (1984)), и индекс здоровья. Такой диагностический комплекс позволяет оценивать показатели здоровья, состояние систем организма, его резервные возможности и оценивать адаптацию к условиям школьного обучения. Полученные данные обрабатывались медом вариационной статистики по t- критерию Стьюдента и считались достоверными при р ≤ 0,05. Данное исследование проводилось в 2 этапа: начало учебного года – октябрь 2014 г., конец учебного года – апрель 2015 г.

В конце года было проведено сопоставление названных показателей учащихся «А» и «Б» классов, полученных в начале года и его конце для определения эффективность, проводимой с оздоровительной работы.

Оздоровительная программа «А» класса содержала следующие элементы:

1.          Сохранение и укрепление физического здоровья детей

-   Ежедневная утренняя зарядка;

-    Валеологические паузы во время урока: динамические паузы, дыхательная гимнастика, самомассаж, гимнастика для глаз;

-    В учебное расписание введен один дополнительный час урока физкультуры за счёт часов школьного компонента;

-   Раз в неделю учащиеся посещают бассейн и занятия ритмикой.

2.          Сохранение психического здоровья

-   Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми,

-   Саморегуляция и самоконтроль своих состояний;

-   Создание благоприятной социально – психологической атмосферы;

-   Внеклассная работа: экскурсии, прогулки, походы;

-   Участие детей в соревнованиях и мероприятиях, на физкультурных праздниках;

-   Классные часы и беседы на темы здорового образа жизни: тематические викторины и конкурсы, ролевые игры;

-   Беседы для родителей.

3.          Профилактическая, коррекционная работа.

-   Организация рационального питания детей;

-   Профилактика простудных заболеваний: проветривание помещения, ингаляции, фитосборы;

-     Проведение профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата (комплекс упражнений);

-   Контроль подбора мебели, соответствующей длине тела учащихся;

-   Контроль над позой учащихся во время занятий;

Учебный день в «А» классе начинался с утренней зарядки, которая проводится до начала первого урока. Физические упражнения позволяют ускорить вхождение организма в активную учебную работу, достичь оздоровительного и закаливающего эффекта, развивать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма [1, 2, 3].

Двигательный комплекс состоит из 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: для мышц плечевого пояса и рук, для осанки, для мышц туловища, для нижних конечностей. Элементы двигательной активности включены в систему уроков. Каждые 15 – 20 минут работы чередуются с простыми гимнастическими упражнениями, которые помогают снять психическое напряжение у учащихся путём переключения на другой вид деятельности, а также добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений. Физкультминутки повышают интерес к занятиям физической культуры и формируют простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и здоровье. На уроках чтения дополнительно проводится зарядка для глаз, на уроках письма организуются физкультминутки для пальчиков. Эти действия необходимы для профилактики переутомления и гигиены зрительного анализатора [2].

После 2 – 3 урока организовываются подвижные перемены. В теплое время года подвижные перемены проводятся на улице, что повышает их оздоровительный и закаливающий эффект. С этой же целью после окончания уроков, для учащихся, остающихся в группе продленного дня, поводится динамический час на улице.

Организовываются спортивные состязания с привлечением родителей и других членов семьи: «Юные защитники Отечества», «Папа, мама, я – вместе дружная семья!», «Зимние забавы», «Дни здоровья».

На первом этапе работы оценивались показатели физического развития школьников.

Так, длина тела мальчиков экспериментального класса (ЭК) и контрольного класса (КК) в начале учебного года одинаковая. В конце учебного года этот показатель увеличивается в ЭК на 3,3 см (р<0,001), а в КК на 2,2 см (р<0,001). Аналогичные изменения по показателям длины тела мы наблюдаем у девочек (Табл.1). Масса тела мальчиков в динамике года увеличивается в ЭК на 0,4 кг (р<0,01), а в КК на 1,2 кг (р<0,001). Достоверных отличий между классами в группе мальчиков нет. Изменение массы тела у девочек в ЭК и КК имеет такую же тенденцию, как и у мальчиков.



Таблица 1

 Основные антропометрические показатели учащихся

  

 

Мальчики ЭК

 

Мальчики КК

 

Девочки ЭК

 

Девочки КК

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

 

Длинна тела, см

 

122,1±

0,5

125,4±

0,4

▲▲▲

 

122,6±

0,4

124,8±

0,29

▲▲▲

 

122,8±

0,2

125,3±

0,6

▲▲▲

 

123,0±

0,5

125,2±

0,13

▲▲▲

 

Масса тела, кг

 

23,4±

0,4

25,1±

0,3

▲▲

 

23,8±

0,2

25,0±

0,2

▲▲▲

 

23,7±

0,4

25,2±

0,2

▲▲▲

 

23,62±

0,2

24,71±

0,27

▲▲▲

Индекс

15,73±

16,8±

15,83±

16,07±

15,75±

15,92±

15,61±

15,76±

Кетле

0,25

0,16

0,2

0,2

0,2

0,1

0,2

0,1

Достоверно внутри класса (между началом и концом года): ▲ - р ≤ 0,05; ▲▲ - р ≤ 0,01; ▲▲▲ - р ≤ 0,001

 Показатели индекса Кетле (ИК) в начале и конце года у учащихся обоих полов были в пределах нормы, что соответствовало гармоничному развитию большинства школьников. В тоже время были выявлены ученики с нарушениями гармоничного развития, об этом можно судить по анализу индивидуальных показателей.

В ЭК к концу года не было выявлено мальчиков с избытком массы тела и на 7% уменьшилось число учеников с недостатком массы тела. В КК количество мальчиков с избытком массы тела уменьшилось на 6% и не выявлено детей с недостатком массы тела. К концу периода исследования в КК 90% девочек имели гармоничное развитие, не было выявлено учениц с избытком массы тела. В ЭК 100% учениц имели гармоничное развитие.

В целом, физическое развитие учащихся ЭК и КК соответствовало возрастным нормам.

На следующем этапе исследовали уровень физической подготовленности первоклассников.

Известно, что физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости) [1]. Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость, быстроту, ловкость и т.д. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью батареи тестов. В нашем исследовании были использованы тесты на определение быстроты, координации движения и силовой выносливости.

  

Таблица 2 

Показатели физической подготовленности учащихся

  

 

Мальчики ЭК

 

Мальчики КК

 

Девочки ЭК

 

Девочки КК

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Бег 30 м, с

7,1±

0,09

 

6,3±

0,09

▲▲

7,2±

0,08

6,6±

0,07

▲▲▲

*

7,7±

0,07

 

6,9±

0,09

▲▲▲

7,7±

0,08

7,3±

0,1

▲▲

*

Челночный бег,с

10,7±

0,17

 

9,5±

0,11

▲▲▲

10,7±

0,1

10,1±

0,08

▲▲▲

***

11,1±

0,1

 

10,3±

0,1

▲▲▲

11,2±

0,1

 

10,8±

0,2

*

Сгибание и

разгибание рук, раз

7,0±0,4

 

13,0±0,3

▲▲▲

7,0±0,3

12,0±0,4

▲▲▲

*

3,0±0,3

 

5,0±0,16

3,0±0,3

5,0±0,5

Поднимание

18,0±

28,5±0,5

17,0±

27,5±0,6

13,0±

17,0±0,5

13,0±

16,0±

туловища, раз

0,3

▲▲▲

0,3

▲▲▲

0,7

0,8

0,5

Достоверно между ЭК и КК: * - р ≤ 0,05; ** - р ≤ 0,01; *** - р ≤ 0,001

Достоверно внутри класса (между началом и концом года): ▲ - р ≤ 0,05; ▲▲ - р ≤ 0,01; ▲▲▲ - р ≤ 0,001

 Так, проанализировав физическую подготовленность первоклассников, мы пришли к выводу, что достоверные отличия выявлены между ЭК и КК по данным упражнений, которые позволяют оценить быстроту, ловкость и координационные движения. В показателях упражнений на выносливость принципиальных отличий не было (Табл.2).

Следующим этапом нашей работы явилось изучение состояния сердечно-сосудистой системы.

Из Табл.3 видно, что достоверных отличий по показателям систолического, диастолического артериального давления и ЧСС между ЭК и КК в динамике периода нет.



Таблица 3  

Кардиореспираторные показатели учащихся


Мальчики ЭК

 

Мальчики КК

 

Девочки ЭК

 

Девочки КК

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

САД,

мм.рт.ст

94,6±

0,83

96,9±

1,25

95,0±

1,1

94,7±

0,7

98,8±

1,15

98,3±

0,79

 

95±1

98±

0,5

ДАД,

мм.рт.ст

61,9±

0,83

64,6±

1,25

61,3±

1,1

60,7±

1,1

60,4±

0,8

62,9±

1,3

 

61,5±1

 

62±1

ЧСС,

уд/мин

90,8±

1,3

85,2±

0,5

90,4±

0,8

86,9±

0,5

89,0±

1,1

86,1±

0,7

90±

1,3

 

88,1±1

 

АП

1,762±

0,03

1,75±

0,02

1,755±

0,02

1,703±

0,02

1,783±

0,02

1,766±

0,01

1,748±

0,02

1,769±

0,02

 

Задержка дыхания, с

 

33,5±

0,5

 

40,4±

0,6

▲▲▲

 

33,8±

0,4

38,5±

0,6

▲▲▲

*

 

33,8±

0,5

 

37,6±

0,7

▲▲▲

 

33,6±

0,6

35,7±

0,5

*

Примечание: САД – систолическое артериальное давление; ДАД – диастолическое артериальное давление;

АП – адаптационный потенциал.

Достоверно между ЭК и КК: * - р ≤ 0,05; ** - р ≤ 0,01; *** - р ≤ 0,001

Достоверно внутри класса (между началом и концом года): ▲ - р ≤ 0,05; ▲▲ - р ≤ 0,01; ▲▲▲ - р ≤ 0,001

 

На основании показателей давления крови, ЧСС, длины и массы тела, возраста и пола был рассчитан адаптационный потенциал, который отражает уровень функциональных резервов сердечно-сосудистой системы.

Расчёт уровня адаптации, как по средним, так и по индивидуальным показателям не выявил достоверных отличий между учащимися ЭК и КК.

За обследуемый период достоверно увеличилось время задержки дыхания (проба Штанге) у мальчиков и девочек ЭК и КК, при этом в ЭК прирост был значительно выше. Расчёты индивидуальных показателей кардиореспираторного резерва выявили, что у учащихся ЭК они лучше, чем в КК. Этому могла способствовать реализуемая программа, которая применялись в ЭК.

Известно, что индекс здоровья – это прямой показатель здоровья, выражаемый удельным весом ни разу не болевших за календарный год детей в изучаемом коллективе. В конце первого полугодия индекс здоровья у мальчиков ЭК был выше на 12,8%, чем у мальчиков КК. У девочек прослеживалась та же тенденция, индекс здоровья девочек ЭК на конец первого полугодия на 1,6% выше, чем у девочек КК. К концу учебного года разница между показателями учащихся ЭК и КК становилась больше. Так, у мальчиков она составляла 36,9%, а у девочек 18,3%. Повышению устойчивости к заболеваниям  мог способствовать более  благоприятный режим учебно-воспитательного процесса организованный в ЭК.

Оздоровительная программа, применяемая в экспериментальном классе, способствовала более высокой физической подготовленности детей, что выражалось в лучших показателях бега на 30 м и в челночном беге. У учащихся ЭК были выше показатели кардиореспираторного резерва. В течение года в ЭК дети реже пропускали занятия по причине болезни, чем в КК, что свидетельствует о более высоком индексе здоровья учащихся ЭК.

По нашему мнению использование элементов оздоровительных программ в учебном процессе способствует укреплению и сохранению здоровья, формированию мотивации к ЗОЖ и гармоничному развитию детей в целом.

 

Список литературы

1.     Рубанович В.Б. Валеологические принципы организации физической культуры. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 1997

2.     Физиологические основы здоровья: Учеб. пос./Абаскалова Н.П., Айзман Р.И., Кривощеков С.Г., Боровец Е.Н., Бочаров М.И., Герасев А.Д., Иашвили М.В., Иглина Н.Г., Керимшеева О.А., Колесникова О.П., Мельникова М.М., Рубанович В.Б., Суботялов М.А., Труфакин В.А., Хаснулин В.И.; Отв. ред. Р.И. Айзман. -2-e изд., перераб. и доп. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. -351 с.

3.     Шуленина Н.С., Имашкина Л.Н. Оценка уровня физической подготовности школьного возраста Быструхинской средней школы Кочковского района. В сборнике: Физиология - стержень наук о жизни материалы I Межрегиональной конференции физиологов педагогических и аграрных вузов страны. Министерство образования и науки РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный аграрный университет. 2011. С. 205-211.