Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

На сегодняшний день самостоятельная работа является одной из важных, широко обсуждаемых проблем преподавания в школе, основной задачей которой является повышение роли самостоятельной работы учащихся, воспитание их творческой активности и инициативы.

В определении некоторых методистов, самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся с определенной долей самостоятельности, а при необходимости, при частичном руководстве учителя выполняют различного рода задания, прилагая необходимые для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля и самокоррекции [7, с.15-17].

Самостоятельная работа на уроках иностранного языка имеет свою специфику. Она осуществляется на новом для школьника материале в процессе решения новых познавательных задач, при этом процесс овладения материалом должен быть увлекательным. Основное требование, предъявляемое к самостоятельной работе, является добровольность и активность участия школьников. Самостоятельная учебная деятельность может возникнуть и на основе «информационного вакуума», когда у учащихся формируется потребность узнавать, осваивать что-то новое, неизвестное, важное для себя, а средства для удовлетворения данной потребности в учебном процессе отсутствуют. Это в свою очередь предполагает необходимость направленной работы учителя на создание предпосылок возникновения у них такой потребности [5, с.251].

Организация самостоятельного учения по иностранному языку предполагает наличие у педагога специальных знаний в области психологии. Следует учитывать особенности психических функций учащихся разных возрастов, в первую очередь, внимание и память [7, с.21].

Для успешного выполнения самостоятельной работы учащихся необходимо формирование и развитие у них целый ряд таких умений, как: внимательное изучение предлагаемых заданий, осмысление требований инструкций, определение путей решения вопросов, связанных с выполнением задания, планирование выполнения предстоящей работы, практическое выполнение заданий и самостоятельная проверка правильности полученных результатов [1, с.19].

Учителю необходимо определить объем самостоятельной работы, выполняемой учащимися на дому или в классе, в зависимости от этапа обучения. По мере того, как учащиеся овладевают навыками  учебного труда в ходе самостоятельной работы, затрачивая на нее все меньше времени и добиваясь большей результативности, центр тяжести переносится на самостоятельную работу дома (в зависимости от этапа обучения).

Привитие навыков самостоятельной работы учащимся следует начинать уже на начальном этапе, непосредственно на уроках и под руководством учителя. На начальном этапе доля учебного времени, отводимая на самостоятельное учение, не должна превышать одной трети.

На старшем и среднем этапах обучения объем самостоятельной работы возрастает, она осуществляется в основном при выполнении домашних заданий. Результаты ее контролируются на следующем уроке [9, с.156].

Следует учитывать временной фактор, оказывающий существенное влияние на усвоение языкового материала. Практически овладеть иностранным языком можно только при ежедневных занятиях, затрачивая на них хотя бы 7-10 минут в младших классах и 15-20 минут в старших классах. Учитель, задавая работу на дом, должен показать, как нужно распределить ее выполнение во времени.

Кроме того, при организации самостоятельной работы, учитель должен учитывать характер материала, вид развиваемой речевой деятельности, степень оснащенности кабинета иностранного языка и наличие нужных технических средств обучения, т.к. от этого будет зависеть выбор места проведения самостоятельной работы [7, с.35].

Использование в работе актуального материала, включение в процесс познания различных аудиовизуальных средств, опор, ключей, создание учебных ситуаций общения с личностной направленностью стимулируют самостоятельную работу у учащихся, поддерживают интерес к изучению иностранного языка. Одним из средств организации самостоятельной работы по иностранному языку являются памятки для учащихся. Памятки содержат советы, как лучше организовать самостоятельную работу. В качестве опор обычно используются картинки, таблицы, схемы. Учащиеся могут пользоваться в ходе самостоятельной работы при изучении иностранного языка с различными источниками информации. Нахождение ответов на заранее поставленные вопросы; аргументация правил, на основании которых выполняются упражнения; составление плана рассказа; заполнение различных таблиц по материалу учебника – вот примеры возможных заданий при работе с учебной книгой. Рабочая тетрадь на печатной основ, являющаяся составной частью УМК по иностранному языку, предназначена для самостоятельного выполнения различного рода упражнений и заданий. В рабочих тетрадях содержится одна из эффективных разновидностей самостоятельной работы, а именно, написание сочинений [7, с.49-58]. Самостоятельная работа учащегося со словарями и справочниками состоит в том, что он ориентируется в общей структуре словаря, умеет найти необходимые сведения, изучить полученную информацию. Еще большей самостоятельности, по мнению некоторых российских методистов, требует от учащихся ведение своего двуязычного словаря. Ученики не только приобретают определенные умения работы со словарем, что входит в число общеучебных умений, но и учатся самостоятельно отслеживать «процесс продвижения» в освоении языкового и речевого материала [8, с.63 - 64]. Дидактические материалы дают возможность рационально использовать время урока, осуществлять оперативный контроль знаний и коррекцию деятельности учащихся. Использование средств информационных технологий позволяет обеспечить изучение иностранных языков в индивидуальном темпе, повысить самостоятельность и ответственность школьника, выстроить обучение в соответствии с интересами и целями каждого ребенка, ввести в процесс обучения межкультурный компонент [4, с.146].

Самостоятельная работа проводится как во внеаудиторное, так и на аудиторных занятиях (в письменной или устной форме). Самостоятельная работа при этом может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом. Однако основная форма самостоятельных работ – индивидуальная [11, с.286].

Самостоятельная работа по иностранному языку осуществляется во всех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо).

Примеры заданий для самостоятельной работы при развитии навыков устной речи: описать картинку, сравнить картинки и сказать, чем они отличаются, описать класс, школу, дом, и т.д., составить рассказ в прошлом или будущем времени, ответить на вопросы по теме, составить диалог, изложение прочитанного/прослушанного текста [3, с. 217-218].

Примеры заданий для самостоятельной работы при аудировании: прослушать рассказ с транскрипцией текста и найти различия, прослушать рассказ с незнакомым словом, догадаться об их значении по контексту.

Примеры заданий для самостоятельной работы при чтении: найдите значения незнакомых слов в словаре; выпишите незнакомые слова с переводом; образуйте новые предложения с выученными словами и запишите их [10, с.79]; ответьте на заранее поставленные вопросы по содержанию; найдите ответы на проблемные вопросы; выберите правильный ответ из ряда данных; выберите из текста положения, раскрывающие смысл данных тезиса; упорядочьте пункты плана в соответствии с логикой излагаемого материала; проиллюстрируйте тезисы примерами из текста; составьте вопросы по содержанию текста; исправьте неверные утверждения; дополните заранее данные определения [2, с.318].

Примеры заданий для самостоятельной работы при развитии навыков письменной речи: списать слова, вставляя вместо точек буквы; списать предложения, вставляя пропущенные слова; списать начало предложения и закончить их; списать слова на основе их группировки по определенному признаку (по частям речи, по графическому признаку и т.д.); задать вопросы к выделенным словам; составить предложения; описать картинку; написать письмо, сочинение; перевод и передача содержания текста с использованием собственных языковых средств; творческие работы – проектные задания различного характера; заполнить анкету, оформить открытку [2, с.319].

При самостоятельной работе учащихся руководящая роль учителя не только не снижается, но и еще больше возрастает. При организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка важное значение имеет инструктаж учителя, без которого качество выполнения самостоятельных заданий снижается [4, с.181-182]. Учитель должен провести тщательную предварительную работу с учениками, учитывая все вышеперечисленные условия, обеспечивающие успешность самостоятельной работы учащихся. Необходимо подчеркнуть, что количество и качество самостоятельного учебного труда школьника во многом зависят от способности учителя организовывать и направлять самостоятельную работу ученика в нужное русло.

О необходимости увеличения интенсивной самостоятельной работы говорил и основоположник педагогической науки Ян Амос Коменский. По его мнению, основой дидактики должно быть исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились [6, с.243].

Важное значение приобретает вопрос об организации систематической работы учащихся по иностранному языку. Ученик должен точно знать, что (какое упражнение, задание, текст), как (какими приёмами, способами и в какой форме) и когда должно быть выполнено им.

Все это свидетельствует о необходимости создания системы в самостоятельной работе учащихся по иностранному языку, в основу которого должны быть положены научные принципы организации учебного труда с учетом возрастных, мотивационных и мыслительных особенностей учащихся.

Отсутствие у школьников необходимых навыков самостоятельной работой являются одной из причин низкого уровня знаний учащихся по иностранному языку за курс средней школы. А ведь в современных условиях жизни требуются специалисты, способные работать самостоятельно, активно, творчески. И поэтому для  их подготовки необходима такая организация учебного процесса, при которой увеличивается удельный вес самостоятельной работы учащихся. Таким образом, самостоятельная работа – это одна из важнейших составляющих учебного процесса. Проблема организации самостоятельной работы учащихся является актуальной и сложной, и ее решение требует значительных совместных усилий, как со стороны ученых- методистов, так и учителей-практиков.

 

Список литературы

1.     Алиев И.И. Условия повышения эффективности самостоятельных работ учащихся на уроках / И.И. Алиев:– Баку, 1988: - 22 с.

2.     Бабинская П.К., Будько А.Ф., Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, Е.А. Маслыко: – Минск: Вышэйшая школа, 1996: - 522 с.

3.     Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И.Л. Бим: – М.: Просвещение,1988: - 256 с.

4.     Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя / Л.В. Жарова: – М.: Просвещение, 1993: - 203 с.

5.     Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе / И.А. Зимняя: – М.: Университетская книга, Логос, 2007: - 384с.

6.     Коменский Я.А. Избранные педагогические труды: В 2-х томах / Я.А. Коменский: - М.: Педагогика, 1982: -576 с.

7.     Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку / А.В. Конышева:– Минск: СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2005: - 208 с.

8.     Мишнева Е.К. Об одном из приемов развития общеучебного умения учащихся в курсе овладения английским языком на среднем этапе обучения / Е.К. Мишнева // Иностранные языки в школе. – № 6. – 2005.

9.     Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова: - М.: Просвещение, 1991: - 287 с.

10. Тамбовкина    Т.Ю.     Самообучение    иностранному    языку     как    основная    составляющая    языкового самообразования / Т.Ю. Тамбовкина // Иностранные языки в школе. – № 5. – 2005.

11. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин: – М.: Филоматис, 2004: - 416 с.