Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Авторы:
Город:
Лянтор, ХМАО
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Применение инновационных технологий создаѐт оптимальные условия для проявления учащимися индивидуальных способностей, личностного развития каждого ребенка, формирование его активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе, развития самостоятельного мышления. Отсюда следует, что развитие личности учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития, обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Именно к таким технологиям и относятся педагогические технологии на основе личностно- ориентированного подхода:

личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.); технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. ); педагогика сотрудничества («проникающая технология»); педагогические технологии адаптивной школы; гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.; игровые технологии; технологии развивающего обучения; проблемное обучение; технологии уровневой дифференциации; технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов); коллективный способ обучения.

Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:

-   разноуровневый;                           - индивидуальный;

-   дифференцированный;           - субъективно-личностный.

По мнению доктора педагогических наук, профессора Степанова Е.Н., можно выделить следующие принципы личностно-ориентированного подхода:

-   самоактуализация; - индивидуальность;

-   субъективность;        - выбор; - творчество и успех.

Применение личностно-ориентированного обучения предполагает признание индивидуальности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», а как индивида. Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является. Личностно - ориентированная система обучения предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения; признание основной целью развитие индивидуальных способностей ученика; определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели; очень важна на уроке позиция педагога.

Функции учителя:

1.   Учитель как собеседник. Центром является ученик.

2.   Учитель как исследователь. Во время урока учитель применяет развивающие технологии.

3.    Учитель как человек, создающий комфортные условия для учения, безоценочно принимает ребенка, помогает ему в усвоении нового.

4.   Учитель как эксперт - обладает глубокими систематическими знаниями.

Мнение учителя значимо для учеников. Следовательно, к технологиям, адекватным задачам педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного обучения, относится технология проектного обучения. Введение проектной деятельности в учебный процесс определяется тем, что отличительной особенностью настоящего времени является процесс проектизации знания,  культуры и производства. В ходе  проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Одна из причин внимания к новому методу — проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Метод проектов не только формирует интерес к предмету, он развивает творческие способности, познавательные процессы - восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, которые выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Учитель математики должен создать в классе атмосферу заинтересованности и сотрудничества и быть ответственным за те знания, которые получают учащиеся.

Определение проекта разные авторы дают по-разному (Е.С. Полат, И.С.Сергеев, В.Н.Рязанов, О.В.Рыбина, А.А. Хромов, С.И. Горлицкаяи, Г.В. Нарыкова т.д.). Оптимальным является подход, где в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми».

Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности включает: самостоятельное выделение и принятие цели учения; интериоризация усваиваемых знаний и превращения их в систему действий; формирование регулятивных компонентов самосознания; формирование самостоятельной учебной деятельности; формирование положительного отношения к учению; усвоение учебных ситуаций; выработка системы учебных действий; формирование учебного контроля; усвоение системы операций учебной оценки.

Следовательно, определяя содержание проектной деятельности школьников, задается предметная область формирования новых элементов структуры личности в учебном процессе. С другой стороны проектная деятельность на уроках математики позволяет: расширить сферу математических знаний учащихся; развить эстетическое восприятие математических фактов, продемонстрировать разнообразное применение математики в реальной жизни; убедить в практической необходимости владения способами выполнения математических действий; помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.

В процессе работы над учебным проектом у школьников:

-появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;

-зарождаются основы системного мышления;

-формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

-развиваются творческие способности, воображение, фантазия;

-воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Кроме того, в процессе работы над проектом происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям. В проектной деятельности учащихся 5-11 классов можно выделить следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1.   Организационно - установочный, или подготовительный.

2.   Планирование работы.

3.   Исследование.

4.   Обобщение результатов.

5.   Публичная защита проекта (может быть в виде презентации).

6.   Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов.

Одной из самых сложных задач в проектах является выбор темы работы. Темы проектов, предлагаемые учащимся:

1.   Проекты исторического характера.

2.   Проекты, являющиеся продолжением темы урока или его углублением.

3.   Проекты прикладного характера.

4.   Творческие проекты.

5.   Проекты занимательного, игрового характера.

6.   Исследовательские проекты.

Результаты деятельности могут быть представлены на уроках, на школьном фестивале ученических проектов, научно-исследовательских конференциях различного уровня.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении. В результате систематического использования современных образовательных технологий, у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются умения делать сравнительный анализ, обобщение, умозаключения, что влияет на повышение качества знаний учащихся и их познавательную деятельность.

 

Список литературы

1.      Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6

2.      Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6

3.      Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002, 160 с.

4.      Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.

5.      Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с.