Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЗДАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2019г.

Аннотация. В статье раскрывается способ создания универсального дидактического материала, который можно использовать при отработке любого аспекта языка, рассматривается мотивационная составляющая такого дидактического материала, предложены оригинальные средства презентации и закрепления лингвистического материала.

При изучении любого иностранного языка, в том числе и русского, обучающиеся сталкиваются с необходимостью концентрации внимания. Однако не всем так легко даётся изучение иностранного языка. Кто-то с трудом усваивает фонетическую сторону языка, другие – значение лексических единиц, а кому-то сложно запомнить структуру речевых образцов. Всё это ведёт к неудовлетворенности собой, неверию в свои силы, что впоследствии влияет на мотивацию и интерес к изучению не только русского, но и любого другого иностранного языка. Однако интерес при обучении любому предмету является, согласно Е.Н. Солововой, одним из ключевых факторов, обеспечивающих и высокое качество, и усвоение необходимых умений и навыков [2, с. 147]. М.А. Молчанова и С.Г. Старицына доказывают, что применение технологий, побуждающих интерес иностранных обучающихся к изучению русского языка, влияет непосредственно не только на сам процесс обучения, но и на конечный результат [1, с. 201].

Именно поэтому мы создали такой дидактический материал, который сможет мотивировать иностранную аудиторию на изучение русского языка. Однако мы не будем говорить о разработках, которые направлены на отработку какого-то одного аспекта языка (грамматика, лексика, фонетика). Целью нашей работы стало создание универсального дидактического материала, который даёт возможность в комплексе сформировать речевые навыки и умения в процессе преподавания иностранным обучающимся различных аспектов русского языка.

Задачи, которые следуют из нашей цели:

1.        создание и поддержание интереса к изучению русского как иностранного;

2.        развитие мотивации к изучению русского языка как иностранного;

3.        развитие познавательных процессов при обучении русскому языку как иностранному (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления);

4.        формирование навыков работы в команде.

Одним из факторов обеспечения работоспособности обучающихся является мотивация. Проанализировав большое разнообразие приёмов организации учебной деятельности, мы выбрали игровую технологию как ведущую при разработке дидактического материала.

Суть обучающей игры «Создай мороженое» состоит в следующем: необходимо соединить подходящие пары палочек и самих оснований мороженых согласно предложенной задаче. Под универсальностью данного материала мы подразумеваем отработку как грамматического с лексическим, так и фонетического аспектов. Например: соедините приставки с глаголами, называя значения новых получившихся слов, или соедините слова с ритмическими моделями, обращая внимания на ударения. Для использования данной игры понадобятся палочки для мороженого с уже подписанными приставками и ритмическими ударениями. В целях экономии можно использовать обе стороны палочки. В связи с тем, что слов намного больше, чем приставок, на основаниях мороженых были прикреплены прозрачные отсеки, которые позволяют менять материал, с которыми необходимо провести работу.

Второй разработкой стала игра «Паутень», где обучающиеся должны построить цепочку согласно заданным условиям. Она представляет собой игровую квадратную панель, по бокам которой помещены по четыре крючка и прозрачных отсека для дальнейшего размещения отрабатываемого материала, а также ленты, необходимой для соединения цепочки. Данную игру можно использовать по-разному:

1.    Соедините картинки с глаголами согласно предложенному виду глаголу. Даётся картинка человека, который бреется, и вид глагола, например, совершенный. Иностранный обучающийся должен найти не просто слово «брить», так как это подходит под значение картинки, а «побрить», означающее совершённое действие или совершенный вид глагола.

2.    В связи с тем, что русская фонетика сложна для иностранных обучающихся (наличие подвижного и разноместного ударения, омографов, омофонов и т.п.), они могут подумать, что ею невозможно овладеть или это будет очень сложно и скучно. Однако «Паутень» является отличным помощником и для отработки ударений. Например, даны слова в ячейках без ударений, но с картинками: гво́ здики и гвозди́ ки, а́ тлас и атла́с, стре́ лки и стрелки́ , хло́ пок и хлопо́ к. Необходимо соединить их и ритмические модели, предложенные обучающимся, на время или кто быстрее.

После построения цепочек обучающиеся сверяет получившуюся схему со схемой, которая даётся в ответах к предложенным заданиям.

Последним разработанным дидактическим материалом является игра «Гардероб», название которой дано не просто так: задача иностранных обучающихся – развесить номерки в правильном порядке или подходящих для них местах. Дана устойчивая конструкция в виде двух небольших столбов, держащих деревянную панель, на которой располагаются 6 квадратных отсеков для размещения материала на отработку; к каждому отсеку прикреплены крючки, на которые в дальнейшем развешиваются по шесть «номерков» или панелей с местами для расположения материала (слов, словосочетаний, ритмических моделей и т.д.). Варианты использования «Гардероба» могут быть разными, можно использовать не все верхние отсеки:

1.     Даны части речи (числительные, прилагательные, глаголы, существительные и др.), необходимо разобрать предложенные слова по каждой из этих категорий.

2.   Расположите в верхних шести ячейках части речи в правильном порядке и постройте предложения из предложенных слов.

3.   Найдите подходящие пары букв, выделенных в предложенных словах (36 слов), и звуков (6). Например, в верхних основных шести ячейках будут звуки [д], [д`], [т], [т`], [с], [з], а в предложенных словах будут отрабатываться ассимиляция по твёрдости-мягкости/глухости-звонкости и фонетический закон конца слова.

Это далеко не весь список упражнений, которые можно использовать вместе с предложенными играми. Нашей целью было продемонстрировать, что это возможно – не создавать несколько дидактических материалов, а придумать такие, которые могут быть использованы одновременно и при отработке русской лексики с грамматикой, и при обучении фонетике. Более того, данный материал применим не только в обучении иностранцев русскому языку, но и любому другому. Всё что необходимо сделать – продумать упражнения, основываясь на возможностях, которые заложены в предложенных играх, уровне обучающихся, задачах и цели урока.

 

Список литературы

 

1.        Молчанова, М.А. Современные технологии в руководстве и реализации проектной деятельности слепых и слабовидящих, изучающих английский язык / М.А. Молчанова, С.Г. Старицына // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – №2 (68). – С. 201-203.

2.        Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранного языка. Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.

3.        Стекольщикова, И.В. Учебные карты РКИ (карточки для вырезания). Учебно-методическое игровое пособие. / И.В. Стекольщикова, П.А. Степичев. – М.: МГПИ, 2010. – 20 с.

4.        Стекольщикова И.В. Лексикология и словообразование русского языка в схемах. Учебно-методическое пособие. / И.В. Стекольщикова – М.: МГПИ, 2012. – 38 с.