23 апреля 2016г.
Основным направлением развития в современной школе -становится модель обучения, при которой ведущее место занимает готовность к самоопределению и саморазвитию учащегося. Такая модель обучения предполагает учет потребностей и интересов учащегося, реализацию дифференцированного обучения. К тому же деятельность общеобразовательной школы осмысляется сегодня с позиции подготовки молодого поколения к непрерывному самообразованию.
Согласно требованиям ФГОС второго поколения в основной и старшей школе должен быть сформирован и развит новый тип учебной деятельности, благодаря которому через самообразование и саморазвитие происходит сознательное выстраивание учащимся индивидуальной образовательной траектории на базе общего учебного курса.
Приоритетным направлением, определенным в стандартах нового поколения, становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Осуществить такой подход, используя сложившуюся и существующую в большинстве школ традиционную систему организации образовательного процесса, невозможно и нереально, так как эта система не учитывает включения обучающихся в образовательный процесс как равноправных партнеров.
В рамках реализации требований стандартов нового поколения необходимо использовать современные образовательные технологии, позволяющие таким образом организовать образовательный процесс, чтобы большая часть учебного времени отводилась систематической, целенаправленной самостоятельной деятельности обучающихся. [1]
Основой для формирования и развития личности современного школьника является самостоятельная учебная деятельность. Это значит, что за время обучения в школе каждый ученик должен овладеть комплексом умений самостоятельной учебной деятельности, который включает:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, формулирование проблемы;
• поиск и выделение необходимой информации (определение основной и второстепенной информации);
• структурирование знаний;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого и поискового характера, действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование);
• рефлексия способов и условий действия;
• контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
По определению Громцевой А.К. «Самообразование школьника – это целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования». [2. - С. 13]
Таким образом, можно сказать о том, что самообразование является сложным и многогранным процессом. Самообразовательная деятельность включает в первую очередь, постановку целей, сознание средств, способствующих реализации этих целей, и систематическое овладение знаниями ради их достижения.
«Готовность к самообразованию – овладение личностью всеми компонентами самообразовательной деятельности. Анализ самообразования школьников, его движущих сил дает возможность выделить в нем те компоненты, которые присущи любой деятельности, как-то: мотивационный, целеполагающий (ориентировочный), процессуальный, организационный, энергетический и оценочный». (источник)
Так, поскольку самообразование – добровольный вид работы, в нем особенно ясно просматривается мотивационная сфера.
Мотивы самообразовательной деятельности условно делят на следующие три группы:
I. Широкие, социально значимые мотивы, вызываемые у школьников необходимостью определения жизненных планов, своего места в обществе в связи с окончанием школы;
II. Мотивы, связанные с побудительными силами познавательного интереса, непосредственно не обусловленные жизненными планами учащихся;
III. Мотивы, обусловленные стремлением к самоусовершенствованию своей личности (развитие способностей, воспитание характера). [2]
Осознание себя как личности, определение идеалов, жизненных планов является главной линией развития побудительных сил самообразования. Непосредственно связан с ними компонент целеполагания.
Необходимым компонентом для осуществления успешной самообразовательной деятельности является энергетический компонент, который включает как волевые, так и эмоциональные стороны деятельности. Самообразование всегда осуществляется при высоком уровне активности, напряженности познавательных, волевых и эмоциональных сил. Можно сказать, что самообразование связано с наличием положительных эмоций.
Таким образом, проблема формирования готовности к самообразованию сводится к воспитанию у личности стремлений к постоянному совершенствованию своих знаний, умений самостоятельно организовать учебный процесс.
Приоритетными задачами учителя являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий.
То есть главная задача учителя – это формирование компонентов учебной деятельности. При этом под формированием понимается не “насильственная” деятельность “извне”, а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащимися. Роль педагога в этом процессе состоит еще и в том, чтобы подбирать для их реализации необходимые средства и приемы.
Поскольку одной из ведущих задач, встающих перед учителем, является создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся, возникает необходимость определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности старших школьников, как на уровне учителя, так и на уровне ученика. Технологическое обоснование данной организации представляет собой деятельность учителя и ученика на соответствующих этапах урока.
Построение занятий для учащихся старшей школы можно организовать, основываясь на различных принципах, некоторые из которых приведены ниже:
Дифференцированный подход к учащимся так же один из способов формирования самостоятельной учебной деятельности. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий. Он важен и в плане развития познавательной самостоятельности и формирования у учащихся стремления к самообразованию. Дифференцированный подход предлагает мысленную разбивку учащихся на группы с учетом максимальных познавательных возможностей каждого. Наиболее часто используется
отнесение учащихся к тем или иным группам, с учетом их образовательной подготовленности (сильные, средние, слабые). Но это не исключает группировку учащихся и по другим признакам. Дифференцированный подход к обучению означает, что учащимся дают задания различного уровня трудности. Причем самый низкий по трудности уровень соответствует требованиям учебной программы.
Сегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать
новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, в особенности в старшей школе, перед выпуском учащихся во взрослую жизнь.
Список литературы
1. Громцева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию [Текст] : [учеб. Пособие по спецкурсу для пед. Ин-то] / А.К. Громцева. - М.: Просвещение, 1983.
2.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) // Российская газета. - 2014. – 29 дек. - № 6569.
3. Теория и методика обучения математике в школе. Часть 2. Учебно-методическое пособие для студентов математического факультета по специальности 050202.65 (03210000) – математика / Л.О.
Денищева, А.Е. Захарова, И.И. Зубарева и др. – МГПУ, 2010.