Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Основным направлением развития в современной школе -становится модель обучения, при которой ведущее место занимает готовность к самоопределению и саморазвитию учащегося. Такая модель обучения предполагает учет потребностей и интересов учащегося, реализацию дифференцированного обучения. К тому же деятельность общеобразовательной школы осмысляется сегодня с позиции подготовки молодого поколения к непрерывному самообразованию.

Согласно требованиям ФГОС второго поколения в основной и старшей школе должен быть сформирован и развит новый тип учебной деятельности, благодаря которому через самообразование и саморазвитие происходит сознательное выстраивание учащимся индивидуальной образовательной траектории на базе общего учебного курса.

Приоритетным направлением, определенным в стандартах нового поколения, становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Осуществить такой подход, используя сложившуюся и существующую в большинстве школ традиционную систему организации образовательного процесса, невозможно и нереально, так как эта система не учитывает включения обучающихся в образовательный процесс как равноправных партнеров.

В рамках реализации требований стандартов нового поколения необходимо использовать современные образовательные технологии, позволяющие таким образом организовать образовательный процесс, чтобы большая часть учебного времени отводилась систематической, целенаправленной самостоятельной деятельности обучающихся. [1]

Основой для формирования и развития личности современного школьника является самостоятельная учебная деятельность. Это значит, что за время обучения в школе каждый ученик должен овладеть комплексом умений самостоятельной учебной деятельности, который включает:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, формулирование проблемы;

• поиск и выделение необходимой информации (определение основной и второстепенной информации);

• структурирование знаний;

•      выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого и поискового характера, действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование);

• рефлексия способов и условий действия;

• контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

По определению Громцевой А.К. «Самообразование школьника – это целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником  познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования». [2. - С. 13]

Таким образом, можно сказать о том, что самообразование является сложным и многогранным процессом. Самообразовательная деятельность включает в первую очередь, постановку целей, сознание средств, способствующих реализации этих целей, и систематическое овладение знаниями ради их достижения.

«Готовность к самообразованию – овладение личностью всеми компонентами самообразовательной деятельности. Анализ самообразования школьников, его движущих сил дает возможность выделить в нем те компоненты, которые присущи любой деятельности, как-то: мотивационный, целеполагающий (ориентировочный), процессуальный, организационный, энергетический и оценочный». (источник)

Так, поскольку самообразование – добровольный вид работы, в нем особенно ясно просматривается мотивационная сфера.

Мотивы самообразовательной деятельности условно делят на следующие три группы:

I.     Широкие, социально значимые мотивы, вызываемые у школьников необходимостью определения жизненных планов, своего места в обществе в связи с окончанием школы;

II.      Мотивы, связанные с побудительными силами познавательного интереса, непосредственно не обусловленные жизненными планами учащихся;

III.       Мотивы,  обусловленные  стремлением  к  самоусовершенствованию  своей  личности  (развитие способностей, воспитание характера). [2]

Осознание себя как личности, определение идеалов, жизненных планов является главной линией развития побудительных сил самообразования. Непосредственно связан с ними компонент целеполагания.

Необходимым компонентом для осуществления успешной самообразовательной деятельности является энергетический компонент, который включает как волевые, так и эмоциональные стороны деятельности. Самообразование всегда осуществляется при высоком уровне активности, напряженности познавательных, волевых и эмоциональных сил. Можно сказать, что самообразование связано с наличием положительных эмоций.

Таким образом, проблема формирования готовности к самообразованию сводится к воспитанию у личности стремлений к постоянному совершенствованию своих знаний, умений самостоятельно организовать учебный процесс.

Приоритетными задачами учителя являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий.

То есть главная задача учителя – это формирование компонентов учебной деятельности. При этом под формированием понимается не “насильственная” деятельность “извне”, а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащимися. Роль педагога в этом процессе состоит еще и в том, чтобы подбирать для их реализации необходимые средства и приемы.

Поскольку одной из ведущих задач, встающих перед учителем, является создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся, возникает необходимость определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности старших школьников, как на уровне учителя, так и на уровне ученика. Технологическое обоснование данной организации представляет собой деятельность учителя и ученика на соответствующих этапах урока.

Построение занятий для учащихся старшей школы можно организовать, основываясь на различных принципах, некоторые из которых приведены ниже:


Дифференцированный подход к учащимся так же один из способов формирования самостоятельной учебной деятельности. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий. Он важен и в плане развития познавательной самостоятельности и формирования у учащихся стремления к самообразованию. Дифференцированный подход предлагает мысленную разбивку учащихся на группы с учетом максимальных познавательных возможностей каждого. Наиболее часто используется отнесение учащихся к тем или иным группам, с учетом их образовательной подготовленности (сильные, средние, слабые). Но это не исключает группировку учащихся и по другим признакам. Дифференцированный подход к обучению означает, что учащимся дают задания различного уровня трудности. Причем самый низкий по трудности уровень соответствует требованиям учебной программы.

Сегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, в особенности в старшей школе, перед выпуском учащихся во взрослую жизнь.

 

Список литературы

1.     Громцева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию [Текст] : [учеб. Пособие по спецкурсу для пед. Ин-то] / А.К. Громцева. - М.: Просвещение, 1983.

2.     Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) // Российская газета. - 2014. – 29 дек. - № 6569.

3.     Теория и методика обучения математике в школе. Часть 2. Учебно-методическое пособие для студентов математического факультета по специальности 050202.65 (03210000) – математика / Л.О. Денищева, А.Е. Захарова, И.И. Зубарева и др. – МГПУ, 2010.