Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СКАЗКИ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Современное развитие науки и техники, реализация инновационных задач, которые необходимо решить нашей стране, невозможно без качественной математической подготовки подрастающего поколения. Только математическая грамотность всего населения позволит сделать технологический рывок в социально- экономическом развитии России. На это указывает «Концепция развития математического образования в Российской Федерации», принятая правительством в декабре 2013 года. [2].

Начальным этапом, на котором закладываются основы математической культуры, назван дошкольный возраст. В связи с этим возникает потребность в разработке эффективных средств и методов формирования математических способностей у детей. В «Концепции» особо указывается, что важное место в развитии интереса к математическим знаниям занимает мотивация, которая вызывает желание узнать новое, развивает увлеченность процессом математического познания. Одним из таких средств, которое может вызвать у дошкольников устойчивый интерес является сказка. Она обладает целым рядом положительных качеств, которые позволяют говорить о ней как об уникальном педагогическом ресурсе. Детей привлекают присущая сказке занимательность, неожиданные повороты событий, необычные персонажи. Вживаясь в сюжет сказки, ребенок как будто становится ее действующим лицом, переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, в то же время ребенок упражняется в решении целого ряда познавательных задач, учится рассуждать, логически мыслить. При этом повышается его познавательная активность, что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности обучения. Ребенок непроизвольно и незаметно для себя усваивает необходимые представления. Абстрактные математические понятия, облечённые в образную форму, становятся доступными для детского мышления.

Понимая значимость данного средства, многие педагоги используют сказочный жанр в обучении математике детей дошкольного возраста. Изучение психолого-педагогической и методической литературы показало, что в настоящее время существует несколько подходов к использованию математических сказок в работе с детьми.

Одни методисты используют готовые народные и авторские сказки как средство математического развития дошкольников, так как многие из них изначально наряду с художественной ценностью несут в себе некоторые математические знания: «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев», «Четыре желания» и др. (Ф.Н. Блехер, Т.А. Шорыгина и др.) Методика работы со сказками представляет собой сначала слушание сказки, а затем беседа с детьми, в ходе которой им задают вопросы математического содержания.

Другая часть педагогов идет по пути обновления, переработки уже известных народных и авторских сказок на новый лад (Э.Г. Гельфман, М.Ф. Моисеева, Н.С. Папкова, О. Сорокина, А.И. Федорова и др.). В них фактически сохраняются только герои и частично сюжеты любимых сказок. При этом главное их предназначение мотивировать детей на выполнение математических заданий, сохранение жанровых особенностей сказки уходит на второй план.

Еще одним направлением является специальное создание авторских сказок, в ходе чтения которых целенаправленно формируются определенные математические представления. В их содержание включена информация и задания, которые требуют актуализации представлений детей о числах, форме и величине предметов, времени и пространстве и др.

Отличительной особенностью авторских математических сказок является то, что осваиваемое содержание обычно включено в форме особого рода познавательных задач — загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников — детей): волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Такого рода ситуации типичны и для волшебных сказок: Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т.д. Этот способ эффективен, потому что в качестве задач или загадок легко может быть представлено любое математическое содержание [3].

При этом персонажи и ситуации сказок конструируются таким образом, что они ярко и доступно показывают содержащуюся в них математическую суть. Еще одной особенностью таких сказок является то, что в них используется прием олицетворения, когда математические символы становятся полноправными участниками событий. Геометрические фигуры, цифры, измерительные приборы и др. математические объекты становятся проводниками по сказке, активными персонажами, которые задают детям задания, мотивируют их выполнение. [5, с. 99].

Математические, как и любые другие виды сказок, имеют определенную структуру: введение в сказочную страну, в которой живут сказочные математические объекты; разрушение благополучия, т.е. нарушение отношений, связей между сказочными математическими объектами; восстановление этих отношений, связей и т.д. [4, с. 96].

Авторами таких сказок являются Н.Я. Большунова, Т.И. Ерофеева, В.Г. Житомирский. Л.А. Левинова, М.Ю. Стожарова, Л.Н. Шеврин и др.

В практике работы дошкольных учреждений используются все указанные выше подходы. Хотя первый подход иногда вызывает недовольство со стороны филологов и ряда педагогов по применению художественных произведений в дидактических целях, так как это может нарушать эстетическое восприятие сказки. (М.М. Конина, В.И. Яшина и др.).

В связи с этим большинство педагогов применяют в своей работе второй и третий подходы при использовании сказочного жанра в математическом развитии дошкольников.

Например, Н.Я. Большунова разработала сценарии занятий, в которых используются как авторские математические сказки, так и адаптированные народные. В своей работе она показала, как необходимое обучающее содержание может быть включено в сюжет. Оно может выступать в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования, выдвижения и проверки гипотез путем детского экспериментирования. Например, детям нужно догадаться, почему узкая машинка со зверятами- путешественниками не может проехать в широкие ворота. В процессе экспериментирования (попыток проехать через ворота) дети самостоятельно выделяют как особую размерность понятие высоты. Сказка позволяет также осуществить мысленный эксперимент с опорой на наглядные или идеальные модели. Так же математическое содержание может выступать как некое правило действия героев сказки [1, с. 12-15].

Однако, используя сказку, как дидактическое средство очень важно с одной стороны не превратить обучение в простое развлечение, а с другой - «засушить» ее обилием сложных математических понятий. Чтобы избежать этих недостатков при создании математических сказок, по нашему мнению, они должны отвечать некоторым требованиям: математическое содержание сказки должно быть отобрано в соответствии с программой математического образования детей данного возраста, быть доступным для понимания; предлагаемые в ней задания должны быть направлены в основном на актуализацию знаний, на формирование умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях, таким образом развивая у детей творческие способности, сообразительность, смекалку и т.п.; сказка должна сохранить все свои внешние и внутренние атрибуты, например, выраженные в наличии в ней путешествий, приключений, фантастических ситуаций, волшебства, сказочных героев и т.д.; в сказке должно быть предусмотрено выделение времени на обдумывание каждым ребенком решения, возможность практически выполнить задание с использованием раздаточного материала; сюжет сказки должен быть наглядно проиллюстрирован; целесообразно в сказку включать игровые и занимательные задания, которые динамично должны сменять друг друга; содержание сказки должно выполнять не только образовательные и развивающие задачи, но воспитательные (воспитывать доброту, желание помочь другому, развивать чувство юмора и др.).

Проблема использования сказки для развития математических представлений у детей дошкольного возраста требует дальнейшего изучения. Необходимо создать аннотируемую картотеку математических сказок для дошкольников, провести анализ существующих сказок, выявить их особенности и влияние на развитие познавательных и математических способностей детей. Требуется осуществить научно-методическое обоснование возможностей данного дидактического средства для  детей  дошкольного возраста. Необходимо разработать методические рекомендации по применению математических сказок в образовательном процессе детского сада и семьи.

 

 

Список литературы

1.     Большунова  Н.Я.  Организация  образования  дошкольников  в  формах  игры  средствами  сказки.  - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 - 372 с.

2.     Концепция развития математического образования в  Российской Федерации. - [Электронный ресурс].URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 20.01.2014).

3.     Костикова Д.А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников // Детский сад: Теория и практика. – 2012. - №1. – С.96 – 100.

4.     Лопатина А., Скребцова М. Сказочная математика. - М., 2009

5.     Павлова Л.И. Дидактические сказки по математике //Воспитатель