Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ПУТИ РЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В.Ф. Одоевский

Основной целью нахождения ребѐнка в детском саду долгое время было формирование умений и навыков, предусмотренных программой не выходя за еѐ пределы и возможности. Но в настоящее время ребѐнок «должен» хотеть учиться получать, те или иные знания. Актуальным становится не определенный багаж знаний, умений и навыков, заложенным педагогом, а развитие творческого потенциала дошкольника, проявление активности в получении знаний, выявления интересов малыша. Важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, но прежде всего не навредить не убить те задатки и стремления, имеющиеся у ребѐнка, а развивать новые таланты, а прежде всего, сформировать психологические показатели готовности к школе. Данную проблему невозможно решить без внедрения инновационных технологий. Это может быть и создание образовательной среды по технологии Монтессори-группы.

Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформированы интерес к знаниям, любознательность, самостоятельность, умения играть со сверстниками будет активно мобилизовывать свои усилия, волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении. Очевидно, что задачи умственного воспитания ребенка должны решаться в тесной связи с задачами личностно- психологического цикла.

Проблемы школьной неуспеваемости должны решаться на этапе дошкольного возраста путем наиболее эффективной организации работы педагогов ДОУ по подготовке дошкольников к обучению в школе, актуализации индивидуального подхода к воспитанникам и дифференцированного обучения при максимальном учете различий в уровне общего психологического развития и индивидуальных особенностей детской психики.

Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу нужно уметь прочесть. Нельзя требовать от ребѐнка выполнения тех или иных задач забывая про его индивидуальные способности, его наклонности к знаниям. Одна из главных задач педагога направленная на работу с родителями воспитанников, на их тесный контакт «дружеские – партнѐрские отношения». Родителям необходимо тесно взаимосвязано участвовать в жизни малыша не только руководить занятиями и играми детей, но и самим участвовать в этом.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Как же поправить ситуацию?

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учѐтом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Основные условия для успешного применения проблемного обучения

1.   Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2.   Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям.

3.    Задания должны быть таковыми, чтобы ребѐнок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу.

Дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.

«Долг» взрослого — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Педагог грамотно управляет ребенком, определяет методы и приемы образования воспитанника. Одной из новых  наиболее  эффективных инновационных технологий стал метод проектов.

Метод проектов является одним из перспективных методов. Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе  образования является то,  что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Обязательно должны учитываться возрастные особенности воспитанников.

Для детей младшего дошкольного возраста используются подсказки, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста предоставляется больше самостоятельности.

Решением поставленного вопроса выступают различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, различных метод проектов. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, проявить гибкость в планировании, суметь подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Считаю, что это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности: творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей) .

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной деятельности воспитатель может организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.

Целесообразно включенные в обучение игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начала в учебном процессе. Она не только вдохновляет детей мыслить выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а следовательно, дисциплинирует ум ребенка.

Считаю, что каждый ребѐнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю  воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Образование возвращается к формуле ―учимся не для школы, а для жизни‖.

На моих занятиях прослеживается акцент на личностно - ориентированный подход в общении, а именно, планирую НОД, совместную деятельность воспитателя и детей так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребѐнок, а на то, насколько развиты его «сила ума», наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "педагог - ребѐнок". В концепции сотрудничества ребѐнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребѐнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребѐнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.

Современное общество диктует необходимость обучать тому, что должен знать и уметь человек, приступающий непосредственно к реальной профессиональной деятельности испокон веков образование формировало человека разумного.