Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Сыктывкар
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

Введение Федеральных государственных стандартов требует от педагогов новых методических подходов к преподаванию предмета, применения новых методов и использования новых средств обучения. Курс истории становится более практико-ориентированным, что требует новых типов заданий. Кроме того, курс «История» необходимо наполнить этнокультурным содержанием образования, учитывая историко- культурный стандарт, что возлагает на педагога большую ответственность по отбору материала[8].

Преподавание курса «История» в школе ставит общей задачей создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:

-   социализация, подготовка к жизни в обществе в XXI в.;

-   воспитание патриотизма через осознание сопричастности к судьбам Родины;

-      самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

-    коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;

-       уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия;

-   умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам;

-         конструктивность, выражающаяся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма[7].

Проанализировав значительный опыт педагогического сообщества учителей истории и обществознания, можно выделить следующие проблемы преподавания курса «История» в школе:

1.     Методическая неопределенность: отсутствие грамотного и системного сопровождения учителей в регионах.

2.     Отсутствие методологического обоснования ряда актуальных социально-политических процессов, что приводит в ряде случаев к неправомерным, на наш взгляд, разработкам методических рекомендаций на региональном уровне.

3.     Нарастающий разрыв между содержанием и технологиями преподавания в процессе обучения учителей истории и уровнем требований практики преподавания в современной школы.

4.     Неразработанность методических рекомендаций и технологий преподавания предмета с учетом этнокультурного содержания образования на региональном уровне.

5.     Вызывает вопрос целесообразность вступительного экзамена по учебному предмету «История» по ряду специальностей высших учебных заведений.

6.     Контрольно-измерительные материалы, представленные в открытом банке ФИПИ не соответствуют современным требованиям ГИА.

В концепции российского образования важное место уделяется этнокультурному компоненту в

образовании личности. При этом необходимо помнить, что при введении этнокультурной направленности в образовательный процесс следует предусмотреть:

– разработку учебных планов и программ с обеспечением их разноуровневости и вариативности;

– содержание образовательных программ должны быть наполнено региональным компонентом;

–   организация образовательного процесса должна осуществляться педагогами с этнокультурной и этнопедагогической   ориентированностью;

–      создание единого этнокультурного образовательного пространства (учебного, культурно- просветительского, методического);

–      создание и обеспечение учебно-методическими, дидактическими, наглядными пособиями, отражающими этнокультурный компонент.

Непременным условием этнокультурной идентичности школьника является процесс его приобщения к этнической культуре народа через изучение национального быта, промыслов, праздников, одежды.

Этнокультурное образование рассматривается как часть непрерывного образования[1].

«Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы» предусматривает три модели этнокультурного образования в Республике Коми: монопредметную, комплексную, развивающую[2].

Введение этнокультурного содержания образования в учебный предмет «История» создателям Концепции видится в расширении спектра не только дидактических единиц, но активного использования этнокультурной информации в качестве дидактического материала. Это позволит увеличить список предметов, способствующих формированию этнокультурной компетенции педагогов и учащихся.

Анализ многочисленного педагогического опыта показывает, что для инновационного развития этнокультурного образования необходимы определенные условия, основу которых составляют эффективные технологии и актуальные практики воспитания[2].

Обобщая опыт учителей истории по введению этнокультурного содержания образования в преподавание учебной дисциплины, можно сделать вывод, что каждый учитель ищет новые подходы и в ряде случаев успешно их реализует.

В Государственной общеобразовательной школе-интернат «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А.Спиридонова создано и развивается образовательное пространство на основе интеграции общего, дополнительного и предпрофессионального образования. В основе интеграции лежит личностно-ориентированный подход, предполагающий ориентацию образовательного процесса на развитие способностей и личности ребенка через отбор содержания образования и форм его реализации. При этом основополагающим компонентом образовательного пространства в Гимназии является этнокультурное содержание образования.

Особенностью этнокультурного образования в Гимназии является наличие единой содержательной линии, интегрирующей учебные предметы обязательной части; части, формируемой участниками образовательного процесса (далее - ФУОП), и дополнительного этнокультурного содержания на всех уровнях обучения как по горизонтали (внутри уровней), так и по вертикали (от основного к полному среднему образованию), что  позволяет чётко прослеживать преемственность содержания учебного материала обязательного учебного плана с его усложнением, углублением и расширением в учебном плане дополнительного этнокультурного образования.

Приведем пример, как в настоящий момент в Гимназии эта модель отражается в содержании программ в образовательной области «История»:

История (обязательная часть, 5-11 кл.)

Религиозные конфессии Республики Коми (дополнительный,10 кл.)

Межнациональные     отношения      в      Республике      Коми:      социологический      практикум (дополнительный, 8 кл.)

    Особенности формирования политической системы Российской Федерации (на примере Республики Коми) (дополнительный, 11 кл.)

Учебно-исследовательская деятельность (дополнительный, 8-11 кл.). 

Таким образом, изучение содержания курса по истории в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание правового иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

В процессе реализации программы расширяется и углубляется изучение таких тем, как гражданственность, патриотизм, поликультурное разнообразие Отечества и мира, духовная сфера жизни общества – образование и наука, искусство и религия.

При этом при отборе дидактических единиц, учитываются возрастные особенности учащихся. На уровне начальной школы формируются первоначальные представления об этнокультурных особенностях республики, на уровне основного общего образования – основы знаний об этнокультурных особенностях республики; на уровне старшей школы – систему знаний об этнокультурных особенностях республики.

Проанализировав опыт учителей истории по организации внеурочной деятельности с этнокультурным содержанием образования, можно увидеть, какое разнообразие форм и методов применяют педагоги в своей практике.

Анализируя методические  и методологические  проблемы  преподавания курса  «Истории» в современных условиях, можно сделать вывод, что  наибольшую трудность на сегодняшний день кроме прочих представляет введение этнокультурного содержания образования в учебный предмет «История» посредством расширении спектра не только дидактических единиц, но и активного использования этнокультурной информации в качестве дидактического материала, что в свою очередь должно способствовать формированию этнокультурной компетенции педагогов и учащихся.

На наш взгляд, достичь этого возможно при помощи:

-      отбора дидактического материала этнокультурного содержания с учетом социокультурных особенностей территории нахождения образовательной организации и республики в целом;

-      реализация этнокультурного содержания образования на основе системно-деятельностного подхода;

-    включение в КИМы для оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующего уровня задний на основе этнокультурных материалов.

Проанализировав опыт учителей истории по организации учебной и внеурочной деятельности с этнокультурным содержанием образования, можно увидеть, какое разнообразие форм и методов применяют педагоги Республики в своей практике:

-    интеграция этнокультурного содержания образования в систему основного и дополнительного образования;

-   разработка и реализация авторских программ по курсу «История и культура коми края»;

-   разработка программ кружковой деятельности с углублением и расширением знаний обучающихся по истории Республики;

-   проведение олимпиад и т.д.

Анализ многочисленного педагогического опыта показывает, что для инновационного развития этнокультурного образования необходимы определенные условия, основу которых составляют эффективные технологии и актуальные практики воспитания.

На сегодняшний день в Республике имеется значительный опыт по реализации этнокультурного содержания образования, который может быть полезен другим регионам страны.

 

Список литературы

 

1.     Григорьева М. И., Журавлева Н. Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Вестник НГПУ. 2012. №2. С. 28-33. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnoe-obrazovanie-suschnost-podhody-opyt-realizatsii            (дата обращения: 26.06.2016).

2.     Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы, одобренная приказом Министерства образования Республики Коми от 23.11.2015 г. № 255.

3.     Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Владимирской области о преподавании истории и обществознания в 2015– 2016 учебном году [Электронный ресурс] // Режим доступа:                       http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/b/bc/Istoria_obshestvo.pdf      (Дата      обращения: 27.06.2016 г.).

4.     Методическое письмо ФИПИ «Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания истории» (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ), 2015 год.

5.     Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.

6.     Примерная основная образовательная программа основного общего образования Одобрена решением Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2015. Протокол от №1/15 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fgosreestr.ru/ (Дата обращения: 25.02.2017 г.)

7.     Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010.

8.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897.