Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Проблема использования российского культурного наследия в воспитании,  развитии и обучении подрастающего поколения находится в настоящее время в центре внимания педагогической общественности. В мае 2015 года Правительством Российской Федерации была утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в которой в качестве приоритета государственной политики в области воспитания указывается на необходимость приобщения детей к культурному наследию, эффективному его использованию в целях всестороннего развития детей. [1].

В связи с этим следует пристально изучить потенциальные возможности этнопедагогики народов России. Ее средства педагогического воздействия носят универсальный характер и временем проверена их эффективность в воспитании нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей и др. Такие выдающиеся педагоги как Е.И. Тихеева, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и другие неоднократно подчеркивали большие возможности средств народной педагогики в воспитании и обучении детей. Одним из элементов отечественной этнокультуры является методика математического развития детей, созданная народом. Разнообразие средств формирования математической культуры и их положительный эффект использовался многими педагогами прошлого. (Л.Ф. Магницкий, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Водовозова и др.) Великий русский  педагог  К.  Д.  Ушинский  высоко  оценивал  воспитательный  потенциал  народной  педагогики.

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...» [5, с.34].

Сказки, считалки, загадки, сечки, потешки, игры - это  кладезь народной мудрости, который широко используется родителями и педагогами для математического развития ребенка. Наши предки, опираясь на народную педагогику, задолго до школьного обучения начинали развитие математических способностей детей, используя методы и средства, соответствующие возрастным особенностям маленьких детей. Игра, занимательность, образность материала – вот слагаемые успеха математического развития детей.

Возможность включения фольклора в методику и содержание дошкольного математического образования рассмотрена в научно-методических работах И.В. Житко, Ч.М. Ондар, Л.И. Павловой, Е.В. Шаталовой и др.

Л.И. Павлова отмечает, что устные формы народного творчества помогают преодолеть это противоречие, так как построены с учетом психологических особенностей восприятия, мышления и памяти дошкольников. Абстрактные математические понятия облечены в образную форму, и благодаря этому, они становятся доступными для детского мышления. Отсутствие сложных терминов снимает страх перед непонятным. Содержащиеся в них знания несут положительный эмоциональный заряд, что является основой для личностного, неформального усвоения материала. Они обладают занимательностью, носят игровой характер. Это отвечает потребностям ребенка и вызывает к ним длительный интерес. Благодаря этим качествам, ребенок непроизвольно и незаметно для себя усваивает необходимые для него знания и умения. Задания, предлагаемые детям в фольклорных формах, часто требуют нестандартного решения. Это заставляет детей сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, у дошкольников развивается смекалка, воображение, творческое мышление. [4] .

Например, загадка, является по своей сути проблемно-поисковой ситуацией, которая требует постоянного внимания детей к математической стороне окружающего мира. Если ребенок не будет как можно чаще подвергать счету окружающие предметы, он не сможет отгадать загадки, которые иногда полностью построены на числах: «два брюшка, четыре ушка», «пять мальчиков – пять чуланчиков», «четыре братца под одной крышей стоят» и многие другие.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения. Е.В. Шаталова, исследуя применение загадок в процессе формирования математических представлений у дошкольников, отмечала: «малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти» [6, с.60].

Загадки используют в работе по развитию математических способностей многие педагоги: Т.И. Ерофеева, Е.В. Колесникова, В.П. Новикова и др.

Во многих учебно-методических пособиях для воспитателей и детей мы находим указания по использованию скороговорок и пословиц для закрепления у детей математических представлений. (В.В. Волина, В.А. Козлова, В.П. Новикова, А.Я Мацкевич).

Многие педагоги используют сюжеты народных сказок для повышения познавательного интереса детей при изучении математики. (М.Ф. Моисеева, А.И. Федорова, Т.А. Шорыгина, Р.П. Чуднова и др.).

В дошкольной педагогике давно получили признание народные занимательные задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики. Т.И. Ерофеева указывает, что в результате решения задач- шуток, у детей расширяется кругозор о величинах и взаимосвязях, существующих между ними. Цель задач-шуток -     содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них. [3].

И.В. Житко предлагает использовать для развития математических представлений произведения народного декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые передники, рубашки, глиняные изделия различных форм и размеров), а также использование фольклорных календарных обрядовых праздников В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений. [2].

Народная игрушка, обладая разными свойствами (цветом, формой, росписью, материалами и др.) позволяют формировать у детей элементарные логические операции: сравнение, классификация, систематизация и др. Матрешки, вкладыши, пирамидки с множеством колец, помогают различать предметы по размеру и выстраивать сериационные ряды. Узоры в росписи игрушек представляют собой целую гамму различных геометрических фигур: круг, окружность, прямая, волнистая линии, точки, квадраты, ромбы и др.

Популярными до сих пор являются многие народные подвижные игры, которые также несут в себе математическое содержание: «Третий лишний», «Ручеек», «Птички в гнездышках» и др. В процессе подвижных игр у детей закреплялись представления о пространственной ориентировке, количестве, числе, времени, величине предметов, измерении. Использование подвижных игр для развития математических способностей рассматривали ряд исследователей: А.А. Головкина, Н.Ю. Мищенко, И.Н. Селиверстова, И.В. Стародубцева, Э.Я. Степаненкова и др.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что народная педагогика создала бесценное национальное богатство для математического развития дошкольников: потешки, пословицы, загадки, считалки, задачи-шутки, сказки, игры, игрушки и др. Благодаря им ребенка можно научить логически мыслить, делать обобщения, освоить основные мыслительные операции, легко и незаметно для него сформировать элементарные математические представления. Однако анализ методических пособий и практики работы воспитателей в дошкольных организациях, свидетельствует о том, что фольклорный материал не получил достойной оценки и распространения в методике математической подготовки детей. Причинами этого, по нашему мнению, является прежде всего отсутствие научно обоснованных методических рекомендаций по использованию средств народной педагогики в математическом развитии детей в современных условиях. Не определен объем знаний, который можно усвоить на фольклорном материале. Отсутствуют сборники средств народной педагогики с математическим содержанием, не выделены критерии отбора этого материала.

Необходимость соединения современных требований к математической подготовке дошкольников с возможностью максимального использования потенциала средств народной педагогики делает эту проблему в настоящее время актуальной для дальнейшего изучения.

 

Список литературы

1.     Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 20.01.2016).

2.     Житко, И.В. Навстречу математике. - Минск: Выш. школа, 2005

3.     Ерофеева Т. Немного о математике и не только о ней. //Дошкольное воспитание. -2001.-№10.-С.7-14

4.     Павлова Л.И. Народная педагогика- сокровищница опыта математического развития дошкольников. -Сб. статей. //Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе. -М.: Из-во Московского университета. -2003.-С.24-27.

5.     Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ Ушинский К.Д. Ушинский /Сост. П.А. Лебедев. - М., 1998.

6.     Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Использование малых форм фольклора в обучении математике // Начальная школа. - 1998. - № 1.-С.48-51.