Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КРАТКОСРОЧНЫЙ РИСУНОК В ПОДГОТОВКЕ АРХИТЕКТОРА

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

В вузовской подготовке архитекторов введение студентов в специальность осуществляется по ряду дисциплин предусмотренных образовательным стандартом высшего профессионального образования [2]. Одной из них является «Рисунок».

Рисунок дает базовую подготовку для успешного освоения будущими архитекторами специальных дисциплин. Он следует из до вузовской образовательной системы и преподается в высшей школе первые три года. Основные задачи курса связаны с необходимостью решения сложных профессиональных изобразительных задач.

Рисунок в архитектурной профессии рассматривается как средство общения с заказчиком, исполнителем, инструмент воплощения творческого замысла. Уже в первых рисунках-набросках архитектор во многом представляет будущий объект: его конструкцию, организацию в средовом пространстве. Рисунок является языком архитектора, который постоянно совершенствуется, приобретает черты индивидуальности и становится показателем культуры зодчего.

Одной из задач в процессе подготовки студентов в высшей архитектурной школе по дисциплине «Рисунок» является формирование графического языка зодчего.

Для создания выразительных рисунков, как показывает анализ процесса изображения необходимо наличие, с одной стороны, ярких образных представлений об объектах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умения передавать образы восприятия при помощи художественно-выразительных средств на плоскости в процессе творчества.

Овладение пластическим языком: формой, линией, объемом, ритмом, пространством, тональностью и др. является одной из первоочередных задач. Особую актуальность приобретает эта проблема на начальном этапе обучения студентов в вузе. Более того, как показывает практика преподавания дисциплины, требуется система во всестороннем теоретическом и практическом освоении средств языка пластических искусств. Отсутствие лекционных занятий по дисциплине «Рисунок» переносит решение этого вопроса полностью на практические занятия, требующего специальной методической проработки. Отсутствие системы в изучении пластического языка, начиная с первого года обучения студентов в вузе, приводит к неумению перевести видимое содержание объекта в изобразительную плоскость и на последующих образовательных этапах. В этой связи нами предпринята попытка разработки методики обучения пластическому языку. Поэлементное изучение художественно-выразительных средств предлагается осуществлять на основе активного включения краткосрочных упражнений по рисунку.

Упражнения в создании быстрых рисунков связаны с активностью работы зрительного восприятия, мышления, с развитием изобразительных умений. Работа над выполнением набросков и зарисовок дает возможность частой смены впечатлений, вариантов изобразительного решения образа. В них студент имеет большие возможности разнообразить материалы, технику, способы для передачи особенностей модели по сравнению с длительными рисунками. В процессе создания набросков и зарисовок перед рисовальщиком ставится цель: отвлечься от деталей, заострить внимание на самом главном, существенном в модели, подобрать соответствующие изобразительно-выразительные средства образного решения. В ходе систематической работе по краткосрочному рисованию студенты приобретают опыт частого оперирования образами, создания их изобразительного решения, что является важным звеном профессии архитектора [1].

Минимальное время, отводимое для работы над набросками и зарисовками, влияет на характер изображения. Рисунок, выполненный в короткий срок, требует большей обобщенной трактовки, так как показывает самое существенное в изображаемом объекте.

Обобщение, как известно, присуще любому изображению. Однако его мера в том или ином изобразительном решении образа различна. В наброске оно проявляется в наибольшей степени и является одним из основных его изобразительно-выразительных качеств.

Краткосрочное изображение характеризуется художественным воздействием целостности его композиции. Создание впечатления ясности и завершенности зависит от умения студентов подчинять второстепенное главному, слить все воедино. Целостность краткосрочного рисунка проявляется в связанности всех элементов его композиции между собой, подчинении деталей общему. Этим общим в них является силуэт ли пятно. Целостность обнаруживается также и во взаимосвязи и взаимопроникновении черного и белого, характерных цветов набросков и зарисовок. Работа над достижением целостности в рисунке направляет внимание студентов на целостное восприятие мира.

Обобщенность, целостность решения изображения в краткосрочных рисунках определяют лаконичность их художественного языка. Знание художественно-выразительных средств набросков и зарисовок, умение их использования в создании грамотного и выразительного решения образов восприятия позволяет качественно обогатить графический язык будущих архитекторов.

В деле воспитания зодчего и формирования его художественного мастерства навыки создания набросков положительно влияют на профессиональную подготовку. Умение схватить характер, пропорции, движение формы и лаконичными средствами рисунка это запечатлеть – является показателем художественно- изобразительного уровня будущего зодчего. Если студент будет создавать в рисунке формы застывшими, мертвыми – никакого искусства не будет. Будущий архитектор должен уметь ярко образно изображать объекты в движении, во всей их красоте.

В обучающем процессе краткосрочные рисунки проводятся параллельно с длительными рисунками. Выполнение продолжительных по времени исполнения рисунков заставляет студента внимательно и методически последовательно строить изображение с помощью вспомогательных линий (конструктивных, осевых, дополнительных). Главное внимание в длительном учебном рисунке студент направляет на законы строения формы и правила построения изображения на плоскости. В учебном рисунке ему помогает еще и преподаватель. Учебный рисунок создается для приобретения знаний и навыков, в нем учебно-познавательные задачи преобладают над творческими. В творческом рисунке изображение создается на основе уже полученных знаний и навыков и осуществляется работа по созданию художественного образа. Набросок также создается на основе приобретенных знаний и навыков, и здесь уже главенствует творческое начало. В быстром рисунке уже не требуется от студента последовательности построения изображения, применения вспомогательных линий построения.

В работе над наброском объекта действительности мыслительный процесс направлен на синтез. В длительном рисунке метод обучения аналитический. Студенты мысленно разделяют формы на конструктивные части, сравнивает их между собой, сопоставляет пропорции. Работая над наброском, студент уже знает основные особенности модели и на основе этих знаний передает ее образ, а преподаватель проверяет, насколько правильно студент изучил натуру и как он умеет использовать свои знания на практике. В наброске происходит взаимодействие между полученными знаниями и беглым наблюдением объекта.

Набросок начинается с общего изображения натуры. Вначале быстро намечают движение больших частей объекта. Затем уточняется характер формы. Когда появится некоторый опыт в работе над набросками, можно переходить к более смелым действиям. Набросок, выполняемый на занятиях по рисунку, подготавливает студента к серьезной творческой композиционной работе, учит находить наиболее характерное, типичное в объекте изображения.

Делать наброски это значит быстро мыслить, быстро анализировать. Набросок является лаконичным суждением ранее полученных знаний и суждений об этом предмете. Достоинства наброска заключается в умении выделить самые характерные особенности натуры. Развить эту способность у будущих архитекторов крайне необходимо. В своей повседневной архитектурной деятельности ему приходится постоянно пользоваться наброском. Начиная с первого курса, следует учить свободному владению искусством наброска, что повлияет на качественный уровень творческой работы по выполнению заданий по архитектурной графике, объемно- пространственной композиции, клаузуре архитектурного проекта.

При конструировании краткосрочных заданий по рисунку следует соблюдать ряд педагогических условий:

-   изучение в упражнениях одного или в сочетании с другим элементов пластического языка (линии, пятна, ритма и т.д.);

-   сочетание супрематистских (абстрактных) композиций с предметными;

-   сочетание натурных краткосрочных рисунков с набросками по воображению;

-   варьирование художественных материалов (уголь, сангина, тушь и перо, карандаш и др.);

-   проведение педагогом анализа представленных студентами работ;

-   организация выступлений студентов на основе рефератов с информацией об элементах языка искусства, приучающих их к вербальному выражению изобразительного опыта.

Краткосрочные упражнения на освоение пластического языка искусства выполняются на небольших по

размеру форматах в количестве четырех или пяти набросков на одно из художественных средств, как домашнее задание. Они представляются на академические занятия для проверки и обсуждения. Каждый последующий раз студент приносит новые наброски уже по другому элементу пластического языка. К концу семестра у них накапливается материал по заданиям. Одно из наиболее удачных решений отбирается и разрабатывается в форме длительного рисунка. Оно выполняется на большом формате и выставляется в конце семестра на зачетном просмотре вместе с программными академическими работами по дисциплине «Рисунок».

В архитектурной профессии краткосрочный рисунок является неотъемлемой частью творчества. Он присутствует на протяжении всех этапов творческого процесса: замысла, поиска вариантов изобразительного решения образа, выполнения пояснительных графических рисунков к архитектурному проекту, осуществлении графических пояснений при защите проекта. В образовательном процессе он должен гармонично сочетаться с длительной формой учебного рисунка и способствовать активизации творческого процесса в художественно- графической подготовке архитектора.

 

Список литературы

1.     Мамугина В.П. Рисунок в высшей архитектурной школе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. № 1(129). С. 38-44.

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100.62 «Архитектура». М., 2010.