Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

Современные глобализационные процессы, происходящие в мире создали целый ряд проблем связанных с толерантными взаимоотношениями людей разных национальностей, взглядов, вероисповеданий особенно среди молодежи. В России, стране многонациональной, данная  проблема также нуждается в постоянном внимании к ней, решение которой в первую очередь зависит от целенаправленного и планомерного этнохудожественного образования и воспитания молодежи, начиная со школьной скамьи. Школьные годы, это особый период в становлении личности, который характеризуется прежде всего тем, что именно в эти годы происходят серьезные  изменения в сознании и поведении,  укрепляются мировоззренческие и нравственные принципы. Именно в этот период важную роль играет эстетический фактор воспитания, призванный одухотворить личность, облагородить систему общения в коллективе, стимулировать поиск совершенного и гармоничного в окружающей среде. Юная развивающаяся личность находится в состоянии эмоциональной отзывчивости и активной восприимчивости, особенно благодаря тесному взаимодействию с миром искусства, миром прекрасного, миром окружающей среды.

Смысл красоты, для молодого человека, как и смысл жизни, предмет размышлений, нравственных исканий, бескомпромиссных решений. В поиске истины и красоты формируются его чувства и представления, интересы и потребности, надежды и творческие замыслы. Стремление понять смысл жизненных явлений, оценить их положительную значимость, найти себя в мире социальных и эстетических ценностей характерно для молодой творческой личности. Приобщить юных к высоким духовным народным ценностям можно путем этнохудожественного образования, что предполагает ознакомление школьников с необходимым восприятием, пониманием народного художественного творчества и созиданием прекрасного в окружающей жизни и искусстве. Познание красоты в различных формах ее проявления, одно из важнейших условий укрепления духовных принципов и убеждений учащихся, формирование эстетического отношения к искусству, как источнику высоких человеческих чувств и идеалов, Успех в этом благородном деле во многом будет зависеть от продуманного и последовательного воспитательного процесса, эффективного использования развивающих возможностей этнохудожественного и этнокультурного образования.

Формирование толерантной личности, в условиях современной  социокультурной ситуации, возможно при условии успешного, глубоко продуманного и проработанного использования традиций и культуры этнопедагогики, способной взять на себя функцию пропагандиста национальных традиций, помогающего детям и молодежи полноценно проявить себя в сфере этнической художественной традиции. Цель этнохудожественного образования заложена в понимании разносторонности и многообразии национальных традиций и культур, но в тоже время в целостности и единстве художественного воспитания.

Педагогический потенциал этнохудожественного образования раскрывается в его сути художественно творческом осмыслении мира. Эта форма познания мира, основанная на народных национальных традициях и представлениях, наполняет жизнь высокой духовностью, помогает преодолевать невзгоды и трудности повседневной жизни. В народном творчестве воплощены представления о красоте и добре, ему присущ гуманизм, признание ценности жизни. С раннего возраста, средствами народного художественного творчества, во всех его ипостасях и проявлениях, в котором доброта, красота, любовь сочетаются с отсутствием в нем агрессивного начала, формируются и развиваются идеальные, с точки зрения традиционной культуры, качества личности: доброжелательность и дружелюбие, миролюбие, милосердие и добросердечность.

Понимание и оценка образовательного и воспитательного потенциалов этнохудожественной культуры позволили сформулировать идею необходимости использования данного образования в учебном процессе. Особенно актуально это в условиях быстро развивающегося миграционного процесса и новых геополитических условий общественного развития. Достаточно остро это ощущается в спальных районах современных мегаполисов. Так, например, в классах многих Московских школ обычным явлением становится наличие двух, трех, а иногда и более групп учащихся различных национальностей. В этих условиях, использование возможностей этнохудожественного образования на различных занятиях трудно переоценить. В нем заложены все виды учебной деятельности: познавательная, образовательная, ценностно- ориентированная, коммуникативная, развивающе-преобразовательная.

Познавательная деятельность вызывает у учащихся значительный интерес к пониманию искусства, делая его предметом специального изучения. Знакомясь с традициями, культурой и искусством разных народов, они проникают уважением к их творчеству, пониманию глубинного смысла народного искусства, заложенных в нем идей, идеалов, духовно-нравственных ценностей, глубже понимают мотивы их поведения, что способствует развитию навыков общения со сверстниками, помогает формированию дружного коллектива. Одновременно искусство воздействует на личность разносторонне, ему принадлежит способность влиять на духовный мир ребенка, делая его умнее, добрее, счастливее, обогащая и расширяя личностный жизненный опыт.

Образовательная деятельность обеспечивает формирование общей культуры и развитие творческой индивидуальности, воспитывает уважение к труду и бережному отношению к многогранным национальным традициям, сформированным многими поколениями предшественников. Труд и красота в процессе обучения взаимно обогащают друг друга, способствуют всестороннему развитию личности, увеличивают возможности проявления индивидуальных способностей ученика, утверждения его творческой личности в коллективе.

Ценностно-ориентированная деятельность направлена на оценку этнохудожественных произведений, на самобытность и различие в методах и приемах их создания, на характерные особенности, связанные с природой, бытом, повседневной жизнью, окружающей средой конкретного народа, что позволяет сохранить его как носителя уникальной и не повторимой культуры. Народное художественное творчество превращается в важную составляющую общего процесса духовного развития всего общества.

Коммуникативная деятельность  активно развивается  во время  использования  произведений искусства. При знакомстве с ними в качестве носителей национальной культуры, при взаимообогащении и взаимопроникновении культур в процессе их дальнейшего совершенствования.

Развивающе- преобразовательная деятельность проявляется в процессе практической работы, при изготовлении изделий с учетом современных возможностей и новых технологий, при выполнении повтора, вариации, импровизации в рамках традиционной этнохудожественной культуры. При отсутствии такой задачи, приобщение к народному искусству, останавливаясь только на знакомстве с этими произведениями, деятельность не будет сохранять и развивать культурную самобытность народного творчества, его художественные традиции. Закрепление полученных знаний в процессе практической деятельности, с использованием коллективного труда, объединяет учащихся, делает сплоченным коллектив.

Гуманитаризация педагогического процесса, внедрение образовательных стандартов на всех уровнях школьного обучения, позволяет творчески относиться к организации занятий, выбирать наиболее подходящую программу для этнохудожественного образования, на разных предметах, в целях реализации толерантного воспитания школьников. Предлагаемая методика позволит широко использовать дидактический метод обучения направленный на укрепление межпредметных связей. Особенно эффективно такие занятия можно проводить на уроках изобразительного искусства и технологии, используя для этого рекомендованную Министерством образования и науки РФ программу, разработанную научно- творческим коллективом под руководством профессора Т.Я. Шпикаловой “Изобразительное искусство и художественный труд”. В ней вполне обосновано по своим целям и задачам воспитания и развития учащихся объединились два предмета которые опираются на народное художественное творчество.

Список литературы

 

1.     Буровкина Л.А. Педагогические условия художественно-эстетического воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства. Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна: периодический научный журнал /отв. ред. М.С. Соколова, М.В. Соколов. -Москва- Магнитогорск: МаГУ. 2010. –Вып.6.-270 с.