Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ

Авторы:
Город:
Магас
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

Аннотация: В статье рассматривается одна из проблем методики обучения химии, как сделать урок химии развивающим. Урок развивающим можно сделать в том случае, если учитель меняет характер изложения нового материала, превращая его в такое обучение, которое стимулировало бы учащихся к поиску.

Ключевые слова: развивающее обучение, теория развивающего обучения, структура развивающего обучения, органическая химия.

Теория развивающего обучения, автором которой является Л.С.Выготский, основывается на соотношении обучения и развития обучающихся. Сама теория, как это ни парадоксально, не представляет из себя единую научную концепцию.

Разные педагоги, по-разному трактуют задачи развивающего обучения. Кабанова-Миллер Е.Н. и Богоявленский Д.Н. считают основной задачей развивающего обучения – формирование у учащихся приемов умственной деятельности. По мнению Калмыковой З.И. , развивающее обучение должно формировать творческое мышление, а Занков Л.В. считает, что упор нужно делать, прежде всего, на развитие памяти, речи, внимания и т.д.

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении – это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан.

Наибольший подъем идея развивающего обучения получила в XVI-XVIII вв. Ею занимались такие знаменитые педагоги и философы, как М.Монтень, Я.А.Коменский, Ж-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег.

Среди русских педагогов, изучавших эту проблему, следует отметить Н.И.Новикова, В.Ф.Одоевского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Л.Н.Толстого [1].

Для того, чтобы урок сделать развивающим, учитель, прежде всего, должен изменить характер изложения нового материала, используя при этом элементы проблемного обучения. Проблемное обучение, как известно, формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу и саморазвитию [2].

Использование проблемного обучения оправданно, так как он представляет собой целостный тип обучения, в основе которого лежит особый вид взаимодействия преподавателя и обучающихся, характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем [3].

Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действия учащийся получает конкретный результат в виде новых фактов. Таким образом, уже в самом процессе обучения учащийся поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.

Основная задача преподавателя в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения  учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая учащегося в учебную  деятельность,  преподаватель  конструирует  педагогические  воздействия  на  основе  учета ближайшей зоны развития ребенка и имеющихся у него знаний и навыков.

Центральное технологическое звено развивающего обучения – это самостоятельная учебно- познавательная деятельность ребенка, основанная на его способности регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.

Суть развивающего обучения состоит в том, что учащийся не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Примеров развития учащихся на уроках химии не так уж и много. Учителя, в основном, используют элементы развивающего обучения, которое осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использования в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также приемов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Примером того, как возможно развивать психические качества учащихся, может послужить урок

«Введение в органическую химию в тезисах, аргументах и фактах» [4].

Учитель: В повседневной жизни каждому человеку необходимо  умение  убеждать, доказывать, обосновывать собственное мнение. Да и на уроках вас часто просят подтвердить или опровергнуть суждение, доказать какую-то мысль, аргументировать собственную точку зрения. Во всех этих ситуациях успешными бывают люди, владеющие искусством убеждения.

Давайте вспомним знакомый вам алгоритм построения доказательства.

1.                    Излагается мысль, требующая доказательства или опровержения. Эта мысль называется тезис.

2.                    Приводятся     доводы,     суждения,      мысли,     объяснения,      обоснования,     доказывающие     или опровергающие ранее высказанную мысль. Эти доводы называются аргументами.

3.                    Формулируется вывод об истинности или ложности тезиса.

Сейчас будьте очень внимательны. Я приведу несколько аргументов, доказывающих определенный тезис. Ваша задача – выслушать эти аргументы, а затем, обобщив их, сформулировать тезис.

В 8-9 классах мы изучали сложные вещества, относящиеся всего к 4 классам. В курсе химии 10 класса нам предстоит изучить за год 13 классов веществ. Причем у каждого из этих классов – свои характерные свойства, которые нужно очень хорошо знать.

Чтобы иметь по химии отметку «5», недостаточно просто знать материал. Нужно уметь думать.

Посмотрите, как великолепны формулы некоторых веществ, как радуют слух их названия (открывается створка доски с формулами молекулы ДНК одного из бактериофагов - С5750 Н7227  N2215 О4131 S590 и структурной формулой ДДТ, рядом с формулами записаны полные названия этих веществ).

Учащиеся: Анализируют полученную информацию и обобщают ее в виде тезиса на «мыслительных листах». Исходя из предложенных фактов, десятиклассники должны прийти к выводу, что изучать химию в 10 классе трудно.

Учитель: Сейчас будьте еще внимательны, так как вам предстоит не просто обобщить факты, а продолжить мысль, связав ее с предыдущей. (Приводятся аргументы, доказывающие, что органическую химию изучать интересно, знания из этого раздела химии часто требуются в жизни.)

Химия – одна из самых быстроразвивающихся наук. Каждый год химики создают новые вещества, которые помогают усовершенствовать нашу технику, делают более удобной нашу одежду, помогают бороться со смертельными болезнями.

При изучении химии в 10 классе нам будут попадаться вещества с любопытными свойствами: самым стойким запахом, не исчезающим даже спустя 800 лет (3-метилциклопентадеканон-1 или мускон, входит в состав натурального мускуса); самым сладким вкусом, в 33000 раз слаще сахара (метилфениловый эфир L-α-аспартиламиномалоновой кислоты, создан японскими учеными); вещество, присутствие которого в составе крови человека повышает его настроение, уменьшает его стресс (фенилэтиламин, входит в состав шоколада).

При изучении химии в 10 классе мы будем составлять уравнения реакций, позволяющих превратить целлюлозу древесины в искусственный шелк; бензин низкого качества – в качественный высокооктановый.

На уроках химии мы найдем ответы на вопросы: Почему пища, приготовленная во фритюре, вредна для здоровья? Как правильно варить мясо, если вы хотите получить вкусный бульон? Как отличить натуральную кожу от искусственной, а шерстяную нить – от синтетической? Как сделать палатку или одежду непромокаемой? Как избавиться от мышечной боли, возникающей после больших физических нагрузок?

Итак, опираясь на приведенные факты, сформулируйте тезис, который я только что доказала, и свяжите его с предыдущим.

В конечном итоге учащиеся должны прийти к мысли о том, что, несмотря на трудности изучения, курс органической химии важный и интересный, и химические знания помогают человечеству в решении многих жизненно важных проблем.

Следующий информационный блок урока направлен на выявление отличительных признаков органических веществ.

Учитель: Обратите внимание на формулы, которые изображены на доске. Выберите признак для классификации и разделите эти вещества на 2 группы. (Вероятно, учащиеся обратят внимание на наличие или отсутствие атома углерода в предложенных формулах, и тогда названные группы выделяются пунктиром.)

Более простые по строению и свойствам неорганические вещества вы изучали в 8-9 классах. В 10 классе мы приступим к подробному изучению органических веществ.

На доске и в тетрадях записывается тема урока и учащимся предлагается по ключевым словам сформулировать познавательные вопросы к первому уроку нового курса:

-    Что…(такое органическая химия)?

-   Какие…(химические элементы входят в состав большинства органических веществ)?

-   Как… (развивалась органическая химия)?

Учащиеся: После предварительного обсуждения самостоятельно формулируют определение понятия «органическая химия» и записывают его в тетрадь.

Учитель: В настоящее время известно около 18 млн. органических веществ и менее 1 млн. неорганических. Какой вопрос сразу возникает у думающего человека? Попробуйте на основании предложенных фактов сформулировать вопрос третьего уровня сложности. (Почему органических веществ значительно больше, чем неорганических?)

Самым любознательным в качестве дополнительного домашнего задания предлагается сформулировать ответ на этот вопрос.

Изучая органические вещества, мы встретимся с хорошо знакомыми нам веществами (метан – СН4, уксусная кислота – С2Н4О2, сахароза – С12Н22О11, белки, жиры), узнаем о веществах-рекордсменах. Например, ДНК, выделенная из митохондрий человека, занесена в «Книгу рекордов Гиннеса», потому что ее название, составленное по всем правилам химической номенклатуры, содержит около 207 тысяч букв! (Правда, это  необъятное наименование вычислено теоретически. Никто  и никогда не записывал его  в полном виде.)

Обратите внимание на формулу сахарозы, записанную на доске. Попробуйте доказать, что это органическое вещество. Сформулируйте тезис и подберите аргумент для его доказательства.

Учащиеся: Анализируют формулу и обращают внимание на наличие атомов углерода в молекуле вещества.

Теперь давайте усложним задачу: в нашем распоряжении есть образец вещества (демонстрируется кусок парафина), но формула его не известна. Как в этом случае доказать, что данный образец представляет собой смесь органических веществ?

В конечном итоге должно получиться примерно следующее: Я считаю, что в состав парафина входят органические вещества. Потому что они вступают в химические реакции, характерные для органических веществ. Например, горят с образованием СО2, обугливаются при нагревании. Поэтому можно утверждать, что парафин – это смесь органических веществ. (Далее, на доске и в тетрадях записывается схема, отражающая свойства большинства органических веществ.)

Теперь обратите внимание на следующую схему. Сформулируйте тезис, который иллюстрирует эта схема. (Тезис: резкой грани между органическими и неорганическими веществами не существует.) Приведите факты, доказывающие этот тезис, при необходимости найдите подсказки в тексте учебника.

Аргументы:

-   из неорганических веществ образуются органические и наоборот, например...

-    существуют вещества, которые по наличию в них углерода должны считаться органическими, но по свойствам они близки к неорганическим соединениям, например

После ответов учащихся схема на доске и в тетрадях дополняется.

Заключительный информационный блок знакомит учащихся с возникновением органической химии как науки и развивает умение доказывать и опровергать. При изучении этого блока возможны следующие приемы: Учитель формулирует тезис: «С органическими веществами человек знаком с давних времен».

Учащиеся выбирают из текста учебника информацию, подтверждающую этот тезис.

Виталисты утверждали: «Невозможно создать органические вещества из неорганических». Уточните этот тезис с позиции виталистов. Докажите ошибочность данного тезиса, для чего приведите аргументы, опровергающие его.

Подводя итоги работы, учащиеся отвечают на вопросы: что мы узнали на уроке? Чему научились? Какие выводы на сегодняшнем уроке сделал каждый лично для себя?

С целью расширения знаний и закрепления умений для домашней работы учащимся предлагаются

следующие задания:

-   Обязательное (выполняют все учащиеся письменно):

«На уроке химии один из учеников 9 класса утверждал, что СО2 (углекислый газ) – это органическое вещество, другой считал, что СО2 – это неорганическое вещество. Кто из них прав? Докажите свой ответ».

-   Дополнительные задания (выполняются по желанию): 1). Докажите один из тезисов:

а) органическую химию изучать необходимо; б) органическую химию изучать не надо.

2). Почему органических веществ значительно больше, чем неорганических?

3).  Подберите 3 факта об органических веществах для рубрики «Самые-самые». Не забудьте в каждом случае указать источник информации.

 

Список литературы

 

1.                   Саламов А.Х. Развивающее обучение в наследии выдающихся педагогов прошлого. – Сб. научных трудов «Инновации в современной науке». – Москва, 2015.

2.                   Саламов А.Х. Проблемное обучение как один из основных принципов обучения химии. – Сб. научных трудов «Интеграция науки и практики в современных условиях. – Москва, 2014.

3.                   Саламов А.Х. Обучение химии на основе межпредметных связей: дисс…канд.пед.наук.  Москва, 2003. 158 с.

4.                   Http//festival.lseptember/2004_2005.