Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Аннотация.

В работе автор рассматривает возможности использования краеведческого материала на уроках литературного чтения как средства формирования духовно-нравственных качеств младших школьников.

Ключевые слова: нравственность, воспитание, краеведение, духовность.

 

SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING YOUNGER SCHOOLBOYS AT LESSONS OF LITERARY READING USING LOCAL HISTORY OF MATERIAL

Gebekova A.N., Ph. D., associate Professor

The Dagestan Institute of education development, Makhachkala Chechen state pedagogical University, Grozny

 

Abstract.

In work the author considers the possibility of using regional material on lessons of literary reading as a means of formation of spiritual-moral qualities of younger students.

Keywords: morality, education, local history, and spirituality.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников всегда было актуально в современной школе. Это особенно злободневно на уроках литературного чтения. В этом отношении определенный интерес представляет местный (краеведческий) материал, который связывает изучение программного материала с родным краем, малой родиной, где обучаются учащиеся.

Как отмечал А.С. Пушкин «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». Человек не может полноценно развиваться, если не знает своего прошлого, не интересуется историей, культурой, традициями, своего региона, села, города, в котором он живёт.

В настоящее время происходит общее снижение культуры общества, разрушение моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятие от взрослых асоциальных норм поведения, в том числе и в сфере межнациональных отношений. Поэтому возникает необходимость формировать индивидуальную нравственную культуру, знакомить с духовными ценностями своего народа. Это целесообразно сделать именно в период, когда идёт процесс социализации ребёнка, то есть в младшем школьном возрасте.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы [3]. В связи с этим была разработана программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования. Для реализации этой цели, как мы считаем, необходимо решить следующие задачи[3] :

v формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, за свой край, уважения к истории и культуре своего многонационального народа[3];

v воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,  любви к окружающей природе, Родине, семье;

v воспитание нравственных качеств личности младшего школьника, освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм[3];

v приобщение младших школьников к культурным традициям своего народа, села, города, общечеловеческим ценностям многонационального Дагестана.

Как мы предполагаем, в образовании и воспитании современного поколения неизбежно должен присутствовать национальный региональный компонент. Он обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа, села, города, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине является внутренним, мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Именно поэтому в настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Малая Родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте и уродстве берут начало здесь и всю жизнь, затем соотносятся с изначальными образами и понятиями [Ожегов 2004, 302]

Как мы знаем, термин «краеведение» закрепился в русском языке в начале XX в., но о краеведной (или краеведческой) деятельности можно говорить, характеризуя и более раннее время. Ещё в XIX в. разрабатывались школьные учебные программы родиноведения (или отчизноведения). Краеведению  было  отведено заметное место и в концепции народного воспитания К. Д. Ушинского. Ныне под краеведением понимают «изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей» [3].

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности хранятся в культурных и семейных традициях, передаются от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни.

Мы считаем, что формирование духовно-нравственного воспитания в школе, на уроках литературного чтения, прежде всего, должно происходить на основе краеведческого компонента: мой дом, моя улица, район, село, город, моя столица - Махачкала, мой любимый город, моя малая Родина, моя Россия - вот этапы взросления младшего школьника, его социализации, становления будущего гражданина.

Краеведение - знание, понимание своего края, своей малой родины, именно оно связывает нас с индивидуальным жизненным пространством, которое формирует самосознание личности. Передача культурного наследия от поколения к поколению более зрима и понятна для ребёнка именно в этом культурологическом пространстве.

В толковом словаре Ожегова отмечается - что воспитание – «питание души и сердца ребенка возвышенным, благородным, прекрасным; навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». В воспитании, в основном, взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; образовательные учреждения, средства массовой информации, общественные организации и др.[1,302].

Духовность – «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [1, 302].

Нравственность – это «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [1, 302].

Использование краеведческого материала на уроках литературного чтения расширяет и обогащает представления учащихся о своем городе, селе, районе, о своей малой Родине, формирует уважение к прошлому, развивает интерес к истории, воспитывает любовь своей малой Родине, к своему Отечеству. Поэтому учителю начальных классов необходимо практиковать использование краеведческого материала не только на уроках литературного чтения, но и во внеурочной работе.

Для расширения и обогащения представлений младших школьников о своем городе, селе, районе, о своей малой Родине, формирования уважения к прошлому, развитию интереса к истории, воспитания любви к своему Отечеству учителю младших классов необходимо на уроках литературного чтения использовать краеведческий материал.

На уроках литературного чтения важно использовать произведения русских поэтов и писателей, которые писали о Кавказе и Дагестане: А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, А.И. Полежаева, А.А. Бестужева-Марлинского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других. Как отмечал великий русский критик В.Г. Белинский «С легкой руки А.С. Пушкина»- Кавказ сделался для русских заветною страною, страною кипучей жизни и смелых мечтаний [4].

Как мы предполагаем, на этих уроках необходимо отметить роль русских поэтов и писателей в освещении Кавказа и Дагестана. О Дагестане и Кавказе русские писатели создали больше произведений, чем о любом другом крае. Многие из них, ознакомившись с жизнью населения, впитывая романтическую красоту пейзажа, величие и недоступность древних гор. Как бы заново открыли душу дагестанского народа с его обычаями и традициями, мужеством, стремлением к свободе и сделали ее достоянием русского и других народов России [4].

Выдающуюся роль бытописателя горцев, их нравов, адатов сыграл писатель-декабрист Александр Александрович Марлинский-Бестужев. С1830 по 1834 годы проходил службу в г.Дербенте в 10-м Грузинском линейном батальоне. Он часто ездил в горные аулы. За этот период он написал повести и очерки из дагестанской жизни. Это повести  «Аммалат -Бек» и «Мулла Нур», очерки и рассказы «Шах Гусейн», «Кавказская стена», «Письмо из Дагестана», «Прощание с Каспием» и др. [4].

Материалы    местных     газет     «Дербентские     новости»,     «Деловой     Кизляр»,     «Будни     Буйнакска», «Кизилюртовские вести», «Голос народа», «Наш Избербаш», журнал «Краевед Дагестана», статьи известных краеведов Гаджиева Б.И., Алиева С.Д., Эльдарова М.М., Пашаева К.И. предоставляют обширный материал для использования на различных этапах урока чтения. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает его эффективность [2, 134].

Мы предполагаем, что в современных условиях, применение информации журнала «Краевед Дагестана» может успешно решать задачи воспитания гражданских качеств у младших школьников, воспитание бережного отношения к своей культуре, к своим традициям.

Мы считаем, что без таких журналов трудно научить детей любить свой край, свою малую родину, ее культуру. Публикации этого журнала могут быть использованы на уроках литературного чтения.

Как отмечает Саввин Ю.В. и Шишкин Л.Ю. в своей статье «Духовно—нравственное воспитание младших школьников на основе краеведческого материала» для развития мышления и речи учащимся начальных классов можно предложить немало интересных тем, которые раскрывают историю, культуру родного края. Например: «Моя малая Родина», «Я горец», «Мое село», «Моя любимая столица», «Любимые улицы города Махачкалы»,

«Мой любимый город Дербент», «Имя моего города», «Улица имени Расула Гамзатова», «Почему так назвали улицу, город», «История моей семьи», «Моя родословность», «Кто такие наши предки?» [2, 134]. При подборе материала учителю необходимо учесть насколько будет интересен этот материал.

Знакомство детей младшего школьного возраста с историей Дагестана можно начать с простого рассматривания фотографий, газетных вырезок, заочной экскурсии с небольшими комментариями. Далее можно использовать такие формы работы, которые способствуют накоплению младшими школьниками конкретных впечатлений, образов и представлений, личного опыта, организовать экскурсии, походы, встречи с знатными земляками, ветеранами ВОВ. После экскурсий желательно провести уроки развития речи [2, 134].

Литературно-музыкальные композиции, посвященные Дню Победы-«Живи и помни», «Вечная память героям ВОВ», национальные праздники «Новруз - байрам», «Ураза - байрам», «Пасха» побуждает у учащихся интерес к традициям, быту и культуре наших предков. Традиционный праздник семьи, который помогает детям и родителям осознать, что у «дома» есть не только видимые стены, но и невидимые (вера в любовь, терпение. взаимопонимание), а незримые стены и являются самыми важными.

При организации выставки краеведческой литературы рекомендуем  представить книги писателей Республики Дагестан: Расула Гамзатова «Мой Дагестан», «Горянка», «Журавли»; Сулеймана–Стальского «Думы о родине», «Вся жизнь-открытая книга», Фазу Алиевой «Родное село», «Весенний ветер», «Радугу раздаю»; Ахмедхана Абу-Бакара «Дети мира», «Дороже всего», Солнце в «Гнезде орла»; Абуталиба Гафуровича «Победа», «Родные горы», «Светлый путь»; Магомед-Султана Яхьяевича «Говорит земля», «Гости с гор», «Здравствуй, папа!» и др. Важно подобрать к уроку такой материал, который будет доступен, понятен и интересен младшим школьникам. Как писал В.А. Сухомлинский на ребенка нельзя обрушивать лавину знаний… под лавиной могут быть погребены пытливость и любознательность. Для младших школьников полезны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, помогающие формировать оптимистическое мироощущение [2, 150]

На уроках литературного чтения важно обращать внимание учащихся  на воспоминания  выдающихся русских поэтов и писателей. Дагестанская действительность, красота вдохновляла великих русских поэтов и писателей, бывавших здесь или знавших Дагестан. На дагестанских материалах написали свои произведения А.С. Пушкин  «Кавказский пленник», Александр Марлинский  «Аммалат-Бек», «Мулла Нур», «Кавказская стена»,

«Письмо из Дагестана», Лермонтов «Кавказский пленник», «Мцыри», «Герой нашего времени». Подобрав нужный материал, учитель может сформулировать практические задания для дальнейшего раскрытия темы, которые способствуют побуждению и развитию у учащихся любознательности, активизируют эмоционально чувственную сферу, побуждает интерес к изучению прошлого своей семьи, школы, села, города, района, страны[2]. Именно это создает условия для формирования чувства сопричастности к истории своего.

Краеведческая работа может носит не только системный, так и энциклопедический характер, но все виды деятельности объединяют одно-ярко выраженная направленность на развитие духовно-нравственных, патриотических качеств ребенка. Используя на уроках литературного чтения краеведческий материал, можно сделать каждый урок не только обучающим, но и воспитывающим.

 

Список литературы

1.     Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: Оникс, Мир и Образование, М., 2007.

2.     Саввина Ю.В., Шишкина Л.Ю.. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе краеведческого материала, 2012

3.     Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  образования  /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010

4.     Дагестанская тема в русской литературе и искусстве/Республиканская еженедельная газета «Дагестанская жизнь», 2014