Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет удержана комиссия 3,5-5,5%
Подпишитесь на нашу рассылку
Будьте в курсе всех наших новостей и мероприятий
|
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ СТАТУСА В КОЛЛЕКТИВЕ
Москва
23 апреля 2016г.
Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки – аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют своё первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворённость своим положением.
Таким образом, отрочество является периодом острого кризиса взросления и часто сопровождается рискованным поведением и девиациями.
Для выявления особенностей проявления агрессивности в зависимости от статуса личности подростков нами было проведено исследование, в котором, приняли участие учащиеся 8 – 10-х классов общеобразовательной школы №9 г.Великие Луки.
В результате проведенного нами социометрического исследования были получены следующие результаты.
Так, в 8-ом классе показатели агрессивности у высоко статусных учеников более высокие, чем у учеников с низким статусом. Здесь можно отметить наибольшее различие в показателях между высоким и низким статусом по таким шкалам как «провокация агрессии со стороны окружающих», «расплата за агрессию» и «неумение переключать агрессию».
Таблица 1
Особенности проявления агрессивности в зависимости от обобщённого статуса
№
|
Шкалы агрессивности
|
|
8 класс
|
|
|
10 класс
|
|
Высокий
статус
|
Низкий статус
|
Высокий
статус
|
Низкий статус
|
1
|
спонтанность агрессии
|
3,2
|
|
2
|
3
|
3
|
2
|
неспособность тормозить
агрессию
|
2,2
|
|
1,5
|
1,5
|
0,8
|
3
|
неумение переключать
агрессию
|
3,7
|
|
2,3
|
2,5
|
3
|
4
|
анонимная агрессия
|
0,8
|
|
0,8
|
1,5
|
1,3
|
5
|
провокация агрессии у
окружающих
|
3,7
|
|
2
|
2
|
2,3
|
6
|
склонность к отражённой
агрессии
|
4,2
|
|
2,2
|
2,3
|
3,5
|
7
|
аутоагрессия
|
3
|
|
1,8
|
3
|
2
|
8
|
ритуализация агрессии
|
1,7
|
|
0,8
|
1,5
|
1
|
9
|
склонность заражаться агрессией
толпы
|
1,7
|
|
1
|
1,5
|
1,8
|
10
|
удовольствие от агрессии
|
2
|
|
1,8
|
2,3
|
1,3
|
11
|
расплата за агрессию
|
3,3
|
|
1,7
|
1,8
|
2,3
|
|
Среднее значение
|
2,7
|
|
1,6
|
2,1
|
2
|
Мы видим, что высоко статусные ученики чаще выступают как провокаторы агрессии, однако и расплата за свои агрессивные действия имеет место среди них. Однако, данные полученные при изучении агрессии, позволяют говорить о том, что в 10-ом классе положение меняется.
Во-первых, усреднённые показатели агрессивности «сглаживаются» становятся менее контрастными между высокостатусными и низкостатусными. Это свидетельствует о том, что фактор агрессивности заметно ослабляет своё влияние на статусное положение подростков в своём классе.
Во-вторых, становится понятным, какие агрессивные тенденции встречают первоочередное отторжение и неприятие у данной возрастной категории: например, «склонность к отражённой агрессии» в 8-ом классе весьма сильно «работала» на повышение статуса. В 10-ом классе она уже воспринимается групповым мнением негативно; аналогичное произошло, хотя и в меньшей степени с «неумением переключать агрессию», «провокацией агрессии» и «склонностью заражаться агрессией толпы». Можно полагать, что именно в этих аспектах подросткового поведения групповые нормы оказывают блокирующее воздействие на развитие агрессивных тенденций в данном возрастном диапазоне.
В виде исключения можно отметить высокий показатель у учеников с низким статусом по шкале «склонность к отражённой агрессии». Этот недостаток заключается в том, что индивид, как эхо, повторяет агрессию партнёров.
Таким образом, агрессивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные негативные формы в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обуславливающих его возникновение.
Таблица 2 Особенности проявления агрессивности у лиц с высоким и низким статусом по критериям «нетерпимости» и «доброты».
№
|
Шкалы агрессивности
|
|
Нетерпимость
|
|
|
|
|
|
Доброта
|
|
|
|
|
8 кл.
|
|
|
10 кл.
|
|
|
8 кл.
|
|
|
10 кл.
|
|
В. С.
|
Н. С.
|
В. С.
|
Н. С.
|
В. С.
|
Н. С.
|
В. С.
|
Н. С.
|
1
|
спонтанность агрессии
|
3
|
|
2,8
|
2,3
|
|
|
1,8
|
2
|
|
|
2,5
|
1,3
|
|
3,3
|
2
|
неспособность тормозить
агрессию
|
2,2
|
|
1,5
|
1,3
|
|
|
1
|
1
|
|
|
1,8
|
1,3
|
|
1,3
|
3
|
неумение переключать
агрессию
|
2,8
|
|
3,3
|
3,3
|
|
|
3
|
3,4
|
|
|
2,5
|
3,3
|
|
2,3
|
4
|
анонимная агрессия
|
1
|
|
1,5
|
1,3
|
|
|
1
|
1,2
|
|
|
0,8
|
0,7
|
|
1,7
|
5
|
провокация агрессии со
стороны окружающих
|
4
|
|
3,2
|
2,5
|
|
|
1,5
|
2,2
|
|
|
2,8
|
1,3
|
|
2,3
|
6
|
склонность к отражённой
агрессии
|
3,8
|
|
2,3
|
3,3
|
|
|
2,3
|
2,8
|
|
|
3,8
|
2
|
|
2,7
|
7
|
аутоагрессия
|
2,6
|
|
3,8
|
2
|
|
|
2,7
|
3,6
|
|
|
1,8
|
2
|
|
3
|
8
|
ритуализация агрессии
|
2
|
|
1,3
|
0,8
|
|
|
0,2
|
1
|
|
|
1,8
|
0,3
|
|
2
|
9
|
склонность заражаться
агрессией толпы
|
2,6
|
|
0,7
|
1,5
|
|
|
0,7
|
0,4
|
|
|
1,8
|
0,3
|
|
2
|
10
|
удовольствие от агрессии
|
3
|
|
1,8
|
1,8
|
|
|
1
|
1,6
|
|
|
2,5
|
1,3
|
|
3
|
11
|
расплата за агрессию
|
2,6
|
|
3,5
|
2,3
|
|
|
2,8
|
3,4
|
|
|
2,3
|
2
|
|
3,3
|
Среднее значение
|
2,7
|
|
2,4
|
2,1
|
|
|
1,7
|
2,1
|
|
|
2,2
|
1,5
|
|
2,5
|
Обозначения: ВС - высокий статус личности; НС – низкий статус личности.
Из таблицы №2 видно, что групповое мнение относительно «нетерпимости» подростков более всего оказывается зависимым от таких характеристик агрессивности, как «склонность к отражённой агрессии», «склонность заражаться агрессией толпы» и «удовольствие от агрессии». Показательно, что первые две характеристики имеют социальную обусловленность возникновения агрессивных тенденций в поведении. Это может означать, что проблема «нетерпимости-толерантности» воспринимается подростками скорее не как личностное свойство (в этом случае наибольшие различия проявились бы по таким шкалам как «спонтанность агрессии», «неспособность тормозить агрессию» и «неумение переключать агрессию»), а как стиль поведения в группе, способ реагирования на окружающее.
Эта тенденция в целом сохраняется и у десятиклассников. Хотя в тоже время нужно отметить, что в 10-ом классе восприятие «нетерпимости-толерантности» оказывается в большей степени зависимым от показателей агрессивности (по разнице средних значений между высокостатусными и низкостатусными по данному критерию).
Следовательно, десятиклассники уже более дифференцированно и тонко отслеживают у окружающих наличие или отсутствие толерантности. Однако в большей степени точность такого распознания проявляется по критерию «доброта», где по сравнению с 8-ым классом различие между высоким и низким статусом ощущается весьма значительно. Это ещё раз подтверждает, что к 10-му классу подход в оценке человеческой агрессивности перемещается от фиксации внешне - поведенческих реакций к распознаванию внутренне - личностных механизмов и предпосылок.
Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте происходят достаточно серьёзные качественные трансформации в структуре агрессивных тенденций, при этом они имеют существенные гендерные различия.
Список литературы
1. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. - № 5 – С.3- 18.
2. Реан, А.А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А.А. Реан, Н.Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 1999. - № 3. – С.6-7.
3. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Фемита, 1994. – 295 с.
|
|