Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗНОГЛАСИЙ И КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Мы живем в период реформ в системе высшего образования, которые невозможно представить без изменений во взаимоотношениях преподаватель – студент. Успех реформ во многом связан не только с разработкой новых учебных планов, актуализацией учебных программ, но и с реальными изменениями в системе взаимоотношений всех участников учебного процесса. Следовательно, чтобы повысить результативность процесса реформирования, важно всесторонне изучать межличностные отношения между преподавателем и студентом, как один из важнейших компонентов этих реформ. Одной из таких форм выражения межличностных отношений, которая часто затрудняет протекание учебного процесса, является межличностный конфликт.

О сущности конфликта как социального явления ученые задумывались с давних пор. Еще философы древности искали ответы на вопросы о законах сосуществования людей, о причинах войн, вражды, столкновений. У истоков теории конфликта в социологии стояли, по мнению ряда ученых, Карл Маркс и Георг Зиммель. Но если Карл Маркс считал, что конфликт произрастает исключительно в системе господство-подчинение и всегда ведет к разрушению или социальным изменениям, то, по  мнению Георга Зиммеля, общество представлено бесчисленным множеством взаимодействий. Наиболее значительным из них он считал борьбу. Согласно его теории, конфликты неизбежны, и их неизбежность заложена в самой природе человека (агрессивность, инстинкт борьбы). Но формы проявления агрессивности ограничены общественными нормами. Он рассматривал конфликт как один из главных моментов, которые служат сохранению социального целого.

Были и другие теории: теория Эмиля Дюркгейма, теория Толкотта Парсонса (конфликт как отклонение от нормы, стабильности, порядка), диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа (правящие и управляемые), конфликтный функционализм или равновесная модель Льюиса Козера (на идеях Зиммеля), общая теория Кеннета Боулдинга (конфликт присущ живому и неживому). Все выше названные ученые занимались социальными конфликтами, то есть конфликтами между большими группами людей, последствиями которых могут быть войны, революции, другие социальные потрясения.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) это столкновение людей с противоположными интересами, взглядами, стремлениями, серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. Синонимами слова конфликт являются такие слова как спор, соперничество, разногласие, борьба, скандал. Конфликты могут возникать между разными группами людей: между личностью и группой, между двумя индивидами, внутри одной личности, между малыми группами. Межличностный конфликт может стать источником внутриличностного разлада. Например, бестактное поведение преподавателя может вызвать у студента одновременно желание ответить на обиду и страх перед возможными последствиями. Если обе эти тенденции окажутся равными по силе, это может привести к возникновению внутриличностного конфликта. Межличностный конфликт возникает в том случае, когда одной из сторон нарушаются нормы взаимодействия, когда люди придерживаются несовместимых ценностных ориентаций, моральных норм. Более того, эскалация конфликта, как правило, сопровождается увеличением количества этих нарушений. С другой стороны, нормы, будь то нравственные, религиозные, правовые, политические, позволяют урегулировать конфликт. В психологии личности одним из основных является вопрос индивидуального выбора человеком способа решения проблемы в условиях конфликта. В конфликтной ситуации люди ведут себя по-разному. Одни склонны искать компромисс, другие приспосабливаются, треть вообще стараются избегать конфликтных ситуаций. Американский психолог Кеннет Томас разработал тест, который помогает определить возможные особенности поведения человека в конфликтной ситуации. Ответив на вопросы теста, можно узнать, насколько вы склонны к соперничеству, сотрудничеству, компромиссу, избеганию конфликтных ситуаций или приспособлению к ним.

Каковы же признаки социально-психологического конфликта?

Во-первых, это наличие противоречия между интересами, ценностями, целями, мотивами, потребностями субъектов.

Во-вторых,  конфликт  характеризуется  противодействием  сторон,  т.е.  поведением,  деятельностью, направленной против оппонента. 

В-третьих, конфликт – это такое противодействие, которое сопровождается выражением негативных эмоций по отношению к оппоненту.

Конфликты могут происходить по вертикали (когда есть подчинение) и по горизонтали.

Конфликты можно подразделить и по длительности течения на кратковременные (которые, как правило, являются следствием взаимного непонимания или ошибок) и затяжные (эти связаны с глубокой психической травмой).

По частоте возникновения они бывают единичные и повторяющиеся.

По силе воздействия на участников конфликты могут быть сильные (те, что затрагивают ролевой статус личности, ее моральное достоинство) или слабые (не затрагивающие коренные интересы личности).

По объему конфликты бывают широкие (затрагивающие интересы больших групп людей) и локальные (не выходящие за сферу интересов конфликтующих).

По последствиям конфликты делятся на деструктивные и конструктивные. Если деструктивность конфликта исходит из самого значения слова, то в чем же его конструктивность? Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что они могут оптимизировать межличностные отношения, сплотить группу. Они обнажают позиции, психологический подтекст поведения, зондируют общественное мнение и настроение. Конфликты повышают взаимную требовательность, регулируют поведение отдельных лиц.

Как развивается конфликт? Динамику развития и разрешения конфликта структурно можно представить как взаимосвязанные этапы. Сначала возникает конфликтная ситуация между взаимодействующими людьми. Затем происходит дальнейшее усиление взаимной напряженности. Возникает повод, толчок для обстоятельств, создающих конфликт. Происходит наступление самого конфликта. Затем наступает разрешение конфликта или усугубление конфликтной ситуации. И следует послеконфликтный период.

Конфликты между преподавателем и студентом, наряду с общими характеристиками, имеют свои особенности. Прежде всего, это асимметрия ролей. Она, по мнению многих ученых, сама по себе уже является конфликтогенным фактором. Далее, это может быть принадлежность преподавателя и студента к разным культурам и субкультурам; психофизиологические особенности, присущие разным возрастам; сильное психическое напряжение.

В условиях уровневой системы образования, особенно в магистратуре и аспирантуре, мы работаем с уже сформировавшимися личностями, взрослыми людьми, которые вполне осознанно выбрали именно этот вуз и ожидают получить здесь необходимые им знания-компетенции. Они – заказчики, мы – поставщики, трансляторы этих знаний. Студенты выступают все больше как субъекты педагогического процесса, в котором наша задача – научить их учиться всю жизнь (life-long learning / education). Предъявляются все более высокие требования к профессионализму преподавателя, к его общей эрудиции, культуре.

Мы имеем дело со студентами, которым в основном 18-25 лет. Эмоциональная сфера в этом возрасте приходит к некоторому уравновешенному состоянию, «успокаиваясь» после своего бурного развития в подростковый период. Но есть студенты с задержками личностного развития, т.е. страдающие инфантилизмом. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причиной деструктивных тенденций в поведении. Нам надо также учитывать в своей работе акцентуации личности, дистинктивное поведение (такая форма социальной активности человека, в основе которой лежит его стремление проявить свою индивидуальность, невзирая на социальные нормы). Но в целом данный возраст характеризуется наиболее активным развитием нравственных и эстетических чувств, становлением и стабилизацией характера и овладением полным комплексом социальных ролей взрослого человека.

Во взаимодействиях студентов и преподавателей причины возникновения конфликтов бывают разные: социально-психологические, морально-этические, организационные. Наиболее характерными являются следующие: различия в ценностных ориентациях; различия во взаимных ожиданиях; уровень профессионализма преподавателя; отношение к занятиям и успеваемость студентов; бестактность в общении.

Различия в ценностных ориентациях обусловлены, прежде всего, периодом нестабильности в идейно- нравственной сфере общества. В таких условиях конфликты в ценностных ориентациях в педагогическом процессе вполне закономерны.

Формы общения преподавателей и студентов во многом зависят от социокультурных и индивидуально- психологических качеств взаимодействующих субъектов, а также от установившихся в вузовском коллективе традиций, норм и правил общения.

Различия во взаимных ожиданиях преподавателей и студентов охватывают широкий круг проблем от ценностных ориентаций до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения. Значительная часть конфликтов между студентом и преподавателем возникает из-за низкого профессионального уровня преподавателей. Мы знаем такие случаи, когда группы студентов обращались в деканат с просьбой заменить преподавателя, потому что он, по их мнению, некомпетентен.

В свою очередь, преподаватели объясняют низкую эффективность учебного процесса и конфликтность в общении следующими причинами: иждивенческое отношение к учебе со стороны студентов, лень, нежелание учиться; слабая базовая подготовка по гуманитарным наукам, отсутствие у студентов самостоятельного мышления, низкий уровень общей образованности и культуры; отсутствие интереса к учебе и к будущей профессии; завышенная самооценка и завышенные ожидания.

Приведем пример из практики. Студентка 1 курса стабильно получала оценку «удовлетворительно» на занятиях по иностранному языку, была этим недовольна и часто это недовольство высказывала. Однажды это прозвучало в такой форме: «Вот летом в Турции я с немцами по-английски разговаривала, и они сказали, что у меня прекрасный английский. И в школе у меня была «пятерка». А Вы меня просто не любите». Я поступила следующим образом: объяснила этой студентке различие между языком для бытового общения и языком для академических целей, посоветовала ей, какими учебными пособиями лучше воспользоваться. После этого случая она начала усердно заниматься, используя те источники, которые я ей подсказывала, и к концу курса имела хорошую оценку. Причина конфликта, как видим, была в завышенной самооценке студентки и ее завышенных ожиданиях.

Еще один пример. В качестве домашнего задания студенты должны были подготовить презентацию по одной из пройденных тем. Обычно прослушивание занимает не одно занятие. А заслушать надо всех. Мы делаем так: заслушиваем по 4-5 человек по 5-7 минут каждого, затем обязательно анализируем презентацию, особенно на начальном этапе. Во время предварительного просмотра презентаций студентов в PowerPoint мы с коллегой обратили внимание на одну, которая была сделана ее студенткой очень красочно, с большим количеством картинок, но вопреки всем правилам. И вдруг на занятии я вижу, как один студент (способный, но ленивый) выступает именно с этой презентацией, но уже от своего имени. Сначала я растерялась, но не перебивала его, дослушала до конца, и задала такой вопрос: «Денис, неужели Вы не могли сами подготовить презентацию? Я уверена, Вы бы сделали это гораздо лучше». По-видимому, студента это задело, и он действительно подготовил хорошую презентацию. Что было причиной этой ситуации? Лень, нежелание работать, иждивенческое отношение к учебе.

Это были примеры конфликтных ситуаций с удачным разрешением. К сожалению, были и другие. Идет письменный экзамен по дисциплине «Деловой иностранный язык». Студенты предупреждены, что наличие шпаргалки приравнивается к оценке «неудовлетворительно». У них на столе только ручка и экзаменационная работа, выданная преподавателем. Где-то ближе к середине экзамена я замечаю, что одна студентка списывает с листка, лежащего у нее на коленях. Я  подхожу к  ней, прошу дать мне шпаргалку и выйти из аудитории. Студентка объясняет, что она почти ничего еще не успела списать, и поэтому мои требования к ней слишком строгие. Я настаиваю. После экзамена, когда все покинули аудиторию, она входит, извиняется за свой поступок и… просит разрешения дописать работу. Я не могу пойти на это, так как это было бы уже нарушением с моей стороны. И тогда студентка очень эмоционально заявляет: «Вы злая». Со стороны студентки было явное нарушение правил, регламентирующих учебный процесс, что привело к нарушению нормативных ожиданий. Конфликт не был разрешен в силу невозможности достичь цели без нарушения норм.

В заключение можно сказать, что проблема конфликтов между преподавателем и студентом вуза существует и весьма актуальна. Наиболее часто такие конфликты, по мнению студентов, возникают из-за необъективной оценки работы, придирчивости преподавателя, пренебрежительного или предвзятого отношения к студентам. Например, когда происходило объединение вузов, один преподаватель сказал первокурсникам из присоединенного института, что их всех отчислят; сейчас одна студентка из этого вуза выступает претендентом на получение стипендии ректора в нашем университете.

Студенты тоже могут инициировать конфликт, общаясь с преподавателем в вызывающей, агрессивной форме, не посещая занятия, не выполняя задания, нарушая нормы, регламентирующие учебный процесс.

Каковы могут быть профилактические меры? Ведь конфликт, как и болезнь, легче предупредить, чем лечить. Очень важно информировать студентов о виде контроля и критериях оценки, использовать как можно более объективные способы оценки знаний. Если рассматривать конфликтогенные действия студентов или преподавателей, то на этот счет существуют нормативные документы, регламентирующие эти действия. И те и другие должны быть ознакомлены с этими документами.

И все же во многом именно от преподавателя зависит та конструктивная обстановка, которая так необходима во взаимоотношениях студент-преподаватель. В личности вузовского преподавателя студента привлекает любовь к своему делу, внимание к студентам, умение передавать профессиональные и общекультурные компетенции. При этом преподаватель не просто транслятор знаний, а целостная личность. Студенты ценят в нем чисто человеческие качества: доброжелательность, чувство такта, ненавязчивое воздействие, умение понять другого, общительность. Преподаватель должен иметь позитивную установку на каждое предстоящее занятие, как бы сложно ни проходили предыдущие. Оптимальное педагогическое взаимодействие   преподавателя со студентами обеспечивает его успешная коммуникативная деятельность, владение преподавателем вербальными и невербальными средствами общения. Преподавателю необходимо умение адекватно оценивать объективную ситуацию, в которой осуществляется коммуникация, понимать особенности межличностных отношений между преподавателем и студентом, владеть содержанием и структурой конкретного занятия.

Список литературы

1.      Гришина Н.В. Психология конфликта. 2 – е изд. – СПб.: Питер, 2008.

2.      Лебедев-Любимов  А.Н. Психология   для   экономистов:  учебник   и  практикум  для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2014.