Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ИГРА»

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

В отечественной науке существуют разные подходы к определению психологического содержания понятия «игра». Современная школа Л.С. Выготского в качестве сущностной характеристики игры выделяет ее двухпозиционность, которая является основой для развития самооценки ребенка дошкольника.


Ключевые слова: игра; критерии игровой деятельности; двухпозиционность игры; действия замещения; смысловое пространство, самооценка.

Игрой занимались многие  видные отечественные  исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Д.В. Менджерицкая, Е.В. Зворыгина и др.). Однако, вопрос о базовых критериях игры до сих пор остается достаточно дискуссионным в то время, как с его решением связано психологическое содержание понятия «игра».

На сегодняшний день наиболее распространенным критерием игры является игрушка. Ученые и практики, придерживающиеся этой точки зрения, считают, что если ребенок взял в руки игрушку, то это автоматически означает, что он играет. Например, малыш что-то конструирует из кубиков и карандашей. Со стороны может показаться, что он строит дом и хочет сделать к нему дорогу. Однако, ребенка может увлечь исследование самих предметов, которые не связаны игровым сюжетом, хотя наблюдающий за ребенком взрослый чаще всего приписывает этой деятельности статус игры.

Второй критерий игровой деятельности связан с ее спонтанностью. При этом игра понимается как деятельность, которая начинается, планируется, ведется и заканчивается играющим, исходя из его собственного желания. Спонтанность достаточно значимая характеристика, так как, зачастую, начать и закончить игру ребенку бывает трудно. Игра действительно деятельность спонтанная, но не всякая спонтанная деятельность является игрой. Начав чем-то заниматься по своему желанию,  ребенок может вовсе не играть, а просто знакомиться с новым для него явлением или предметом, а также выяснять, что с ним можно делать.

Д.Б. Эльконин считал, что основной единицей игры является роль [6]. Мы считаем, что, с одной стороны, этот критерий относиться только к сюжетно-ролевой игре, а, с другой стороны, наличие роли, зачастую, диктует играющему стереотипы игровых действий. Так, будучи в роли кондуктора, ребенок вместо того, чтобы разворачивать соответствующее межролевое взаимодействие, зачастую, повторяет одни и те же действия: берет деньги и отрывает билеты, даже тогда, когда пассажир показывает ему проездной документ. В случае же, когда партнеры по игре делают попытку как-то разнообразить эти действия, «кондуктор» протестует и при этом говорит, что он сам видел, что так ведут себя все кондукторы. Как правило, такие «игры» превращаются в бесконечное повторение одного и того же сюжета, когда ребенок строит игру, исходя из реального плана, а его игровые действия являются отражением имеющегося у него реального опыта, а не его переосмысления. Т. С. Новикова отмечает, что «… по сравнению с подходом к игре Л. С. Выготского, в теории Д. Б. Эльконина, акцент резко сдвинут с внутренней социальности, при которой ребенок конструирует свое я в мнимой ситуации, на внешнюю социальность – воссоздание социальных отношений между людьми в игре» [3, с.21].

Анализируя все выделенные критерии, Е. Е. Кравцова отмечает, что, несмотря на их внешнюю разноплановость, они имеют одну общую черту: данные критерии могут быть представлены не только в игре, но и в других видах деятельности, с игрой мало связанных. В качестве основного критерия игровой деятельности, являющегося сущностной характеристикой игры, Е. Е. Кравцова выделяет двухпозиционность игровой деятельности, которая означает, что играющий может одновременно находиться как в игре (внутри нее), так и вне игры. Такой подход к определению критериев игры согласуется с теорией Л. С. Выготского, который писал, что ребенок «плачет в игре как пациент, но радуется как играющий» [1, с. 216]. Данная особенность игры позволяет субъекту не только подчинять свое поведение определенным правилам, но и контролировать себя, реализующего это поведение. Так, играющий не только плачет в роли пациента, но одновременно думает, что ему делать дальше – перестать плакать или, наоборот, заплакать еще сильнее.

Таким образом, в основе психологического содержания понятия «игра» находится двухпозиционность игровой деятельности, которая подразумевает, что сама игра происходит в воображаемом смысловом пространстве, куда дети переходят, как правило, при помощи магических для них слов: «понарошку» или «как будто», а затем действуют с опорой на действия замещения. При этом играющий управляет своей игрой, находясь в реальном пространстве, и не с позиции игрового персонажа, а от себя лично. И тогда двухпозиционность игровой деятельности становится основой для развития самооценки ребёнка дошкольника.

 

Список литературы

1.     Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2003. – 538 с.

2.     Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996. – 160 с.

3.     Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре. – М., 1982. – 128 с.

4.     Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997. – 78 с.

5.     Новикова Т. С. Психологическое значение сюжетно-ролевой игры в онтогенезе личности: Дисс. …канд. психол. наук. – М., 2006. – 168 с.

6.     Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 360 с.