Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Улан-Удэ
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Приоритетной целью образования на современном этапе является формирование активной творческой личности, обладающей способностью мобильно адаптироваться в социальной жизни, продуктивно взаимодействовать с другими членами общества, а также понимать и объяснять поведение окружающих. В процессе получения образования происходит развитие всех уровней психики школьника, от формирования склада мышления, характеризующего личность, и до высшей ступени развития психики – социального интеллекта.

Социальный интеллект как совокупность способностей, обеспечивающих адаптацию и социализацию личности в обществе, встраивание ее в социальные, межличностные и  профессиональные отношения, рассматривается как одна  из  важнейших  характеристик современного  человека. Она  предполагает развитие умения понимать себя, умение прогнозировать и планировать свое поведение, действия других людей и выстраивать эффективное взаимодействие, добиваться поставленной цели. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия в современном обществе любому человеку.

Изучение социального интеллекта имеет давнюю, насыщенную событиями и открытиями историю. По мнению большинства специалистов, понятие «социальный интеллект» (social intelligence) было введено Э. Торндайком в  1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Он рассматривал социальный интеллект как «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.

В разное время сторонники различных психологических школ по-своему трактовали понятие социального интеллекта. Суммируя эти представления, американский психолог Д. Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию. Активно интересовались этим явлением многие психологи и в середине ХХ в. Создавший свою знаменитую многофакторную модель интеллекта Дж. Гилфорд отводит в ней особое место социальному интеллекту [3].

Формирование социального интеллекта начинается с детского возраста. С приходом ребенка в школу расширяется круг общения, развиваются такие способности, как умение переживать за другого человека без прямого восприятия его ощущений, защищать свои мысли и суждения другого человека. Умение понимать мысли и поступки других людей дает возможность полноценного общения с окружающими и, несомненно, необходимо не только для делового взрослого человека, но и для ребенка. Возрастной аспект развития социального интеллекта имеет особую актуальность в образовательной среде. Изучением особенностей социального интеллекта в возрастной динамике занимались такие авторы, как Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, О.Б. Чеснокова, Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина и др.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. В рамках проблемы развития социального интеллекта для нас представляет большой интерес изучение именно этой возрастной группы, поскольку это период становления личности. Это самый ответственный период формирования основ нравственности, социальных установок, отношения к себе, к людям, к обществу, то есть та жизненная позиция, с которой подросток начинает самостоятельную жизнь. В данном возрасте стабилизируются основные формы межличностного поведения, когда подросток обнаруживает различия в самом себе и начинает отделять отношение к себе как к ребенку и отношение к себе как к взрослому. Он не только «впитывает» внешние воздействия, оценки окружающих – он начинает их анализировать: какие-то оценки принимает, какие-то отвергает, с чем-то соглашается, против чего-то протестует. Теперь уже можно говорить о формировании у подростка знания самого себя. В свою очередь бурное развитие самосознания позволяет им обнаружить у себя веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства, ориентироваться на собственную оценку.

В экспериментальном исследовании социального интеллекта приняли участие подростки 11-12 лет общеобразовательной школы и школы-гимназии г.Улан-Удэ. Общая выборка составила 62 человека: это 6 класс школы-гимназии - 26 чел-к, и 7 класс общеобразовательной школы – 36 чел-к.

Был использован тест (методика Д. Гилфорда «Социальный интеллект»), направленный на выявление общего уровня развития социального интеллекта, который представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. Лица  с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, высказывать быстрые и точные суждения о людях, проявлять дальновидность в отношениях с другими людьми, что способствует их успешной социальной адаптации.

Результат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий уровень развития социального интеллекта. На Рисунке 1 представлены результаты обработки методики в сравнении выборки шестиклассников и семиклассников.


По результатам нашего исследования, в выборке шестиклассников испытуемых 16% (5 человек) и 21% (6 человек) в выборке испытуемых семиклассников имеют средний уровень развития социального интеллекта. Основной процент ответов в обеих выборках приходится на уровень развития социального интеллекта ниже среднего – 84% (27 человек) в выборке шестиклассников и 79% (23 человека) в выборке испытуемых семиклассников. Как видно из представленных данных, существует незначительное положительное отклонение в пользу выборки испытуемых семиклассников. Чтобы сделать окончательный вывод о том, что существуют различия в уровне развития социального интеллекта в выборке шестиклассников и семиклассников, мы провели математический анализ с использованием U – критерия Манна – Уитни. Критерий U является один из двух исключений из общего правила о принятии решения о достоверности различий. Это значит, что уровень развития социального интеллекта у семиклассников общеобразовательной школы существенно не отличается от уровня развития социального интеллекта у шестиклассников школы-гимназии.

В целом уровень социального интеллекта и шестиклассников и семиклассников соответствует среднему значению, т.е. испытуемым свойственны средние способности к познанию поведения. Следовательно, они умеют предвосхищать поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании их мыслей и чувств. Но их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими себя неожиданным, нетипичным образом, что может привести к напряженным ситуациям. Почти все наши испытуемые в общении в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений: они могут часто ошибаться в понимании смысла слов собеседника, так как не учитывают сопровождающие их невербальные реакции. Кроме  того,  результаты  показали,  что  школьники испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и понимания внутренних мотивов поведения людей. Как следствие, они плохо адаптируются к различным системам взаимоотношений между людьми.

Несущественные различия в результатах двух выборок, вероятно, можно объяснить тем, что подростки обучаются в разных образовательных учреждениях, и скорее всего, пространство школы-гимназии играет большую роль в формировании социального интеллекта личности шестиклассников, который почти не отличается от результатов семиклассников. Кроме того, влияет на подобную динамику снижение непосредственного межличностного контакта, которое за стенами учебных заведений больше опосредовано современными цифровыми технологиями, включающими в себя компьютерные игры, интернет-общение, общение посредством телефонной связи и т.п. Уменьшение непосредственного межличностного взаимодействия влечет за собой отсутствие накопленного опыта познания другого человека и, как следствие, снижение общего уровня социального интеллекта, вследствие чего наблюдается плохая социальная адаптация.

Подростковый возраст очень чувствителен ко всем преобразованиям, происходящим как в самом человеке, так и социуме, его окружающем. Именно поэтому необходимо проводить специально организованную работу, направленную на развитие социального интеллекта.

 

Список литературы

1.     Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. Изд. 4-е. - М., 2009. - 112с.

2.     Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 5-35.

3.     Михайлова    (Алешина)     Е.С.     Методика    исследования    социального    интеллекта.    Руководство    по использованию. СПб.: ГП «Иматон», 1996.

4.     Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М., Киев, 2006. 399с.

5.     Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа-М; Инфра-М, 2006. 288с.