25 марта 2017г.
Консультирование как вид психологической помощи оказывает оперативную, временную помощь в дополнение к другим видам психологической помощи.
По отношению к дезадаптированной личности психологическое консультирование имеет ряд особенностей.
В данной статье представлены практико-обоснованные рекомендации по выстраиванию эффективного психологического консультирования дезадаптированной личности.
Для понимания специфики консультирования дезадаптированной личности, анализировались результаты психологической диагностики и практической работы с клиентами, оказавшимися в состоянии психологической дезадаптации. Работа проводилась на базе Центра социально-психологической помощи Сибирского государственного технологического университета (далее Центр), с 2008 года [1, с.49-50].
Было установлено, что дезадаптация, как психологическое состояние, имеет ряд специфических особенностей. Это переходное состояние личности между стрессом и последующим углублением личностных девиаций различного характера. Личность в какой-то момент времени не справляется с возникшим стрессом в результате адаптации к изменившимся условиям внешней среды, при этом она все больше накапливает негативный опыт взаимодействия с внешней средой и проявления себя в ней, и продолжает искать пути адаптации.
Ключевой целью консультирования, учитывая данную специфику состояния дезадаптированности, является создание условий для переработки накопленного негативного опыта:
- опыта первичного реагирования личности на стрессоры адаптации;
- опыта последующей негативной оценке своих реакций и действий.
Это важное разделение накопленного личностного опыта для дальнейшей психологической работы.
Первая часть опыта – содержит в себе реакции, которые уже завершились как процесс.
Вторая часть опыта – это продолжающийся личностный процесс реагирования, это продолжающаяся негативная оценка реакций и действий которые уже состоялись в первой части опыта.
Этот вторичный опыт возникает в силу того, что адаптация к новым условиям так и не происходит, и разница в представлениях личности о желаемом психологическом состоянии в новых условиях и фактическом начинает увеличиваться.
Общее психологическое консультирование решает следующие основные задачи [2, с.20]:
1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.
2. Информирование клиента о сути, возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности.
3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.
4. Формулирование рекомендаций по поводу решения проблемы.
5. Оказание текущей помощи в виде дополнительных рекомендаций, предлагаемых в то время, когда клиент уже приступил к решению проблемы.
6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем. умений. c.78-80]:
7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных психологических знаний и Р.С .Немов весь процесс консультирования представляет в виде последовательности этапов [2,
- подготовительный: направлен на заочное знакомство с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале (20-30 минут);
- настроечный: психолог лично встречает клиента, знакомится с ним (5-7 минут);
- диагностический: направлен на анализ, выяснение и уточнение проблемы клиента, основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (2-8 часов);
- рекомендательный: психолог вырабатывает практические рекомендации по решению проблемы клиента, рекомендации вместе с клиентом уточняются, конкретизируются (до 1 часа);
- контрольный: обсуждается, как будет оцениваться реализация клиентом полученных им практических рекомендаций, решается вопрос о том, где и когда психолог и консультант в дальнейшем могут обсуждать вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций (до 30 минут).
Исходя из данных рекомендаций и практического опыта работы с дезадаптированными клиентами Центра, были определены следующие задачи психологического консультирования дезадаптированной личности:
Задача 1. Уточнение (прояснение) проблемы дезадаптации (ее социальных и психологических составляющих) – для конкретной личности. То есть, нахождение уникальности первой и второй части накопившегося негативного опыта в каждом конкретном случае.
Задача 2. Информирование личности о сущности психологической дезадаптации как психологического состояния и о реальной степени ее серьезности для дальнейшей жизнедеятельности личности через анализ связи первой и второй части опыта, формирования понимания значения первичного опыта в дальнейших личностных самооценках, реакция и действиях.
Задача 3. Оказание текущей психологической помощи по переработки актуального эмоционального состояния клиента.
Только реализация данной задачи позволяет личности переключиться на дальнейшее приобретение необходимых психологических знаний и умений по решению проблемы дезадаптации.
Задача 4. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных психологических знаний и умений для накопления конструктивного первичного опыта реагирования на изменения внешней среды, (адаптационные стрессоры).
Ключевыми знаниями и умениями, дефицит которых создал на этапе адаптации к новым условиям жизнедеятельности возможность для прогрессивного накопления негативного личностного опыта
- являются знания и умения по оценке ситуации. Это в свою очередь провоцирует постановку некорректной цели активности личности.
Именно поэтому в практике консультирования дезадаптированной личности передавались следующие элементарные психологические знания и умения:
- знания о вариативности оценки возникшей ситуации;
- умений по постановке целей деятельности личности, сохраняющих в процессе адаптации к новым окружающим условиям, дальнейшее развитие личности;
- знаний о способах оценки достижения целей;
- умений по поиску ресурсов для реализации целей. Приведем пример из практики консультирования.
Студент первого курса вуза впервые общается с личностью с противоположными характерологическими особенностями, ценностями, мировоззрением.
Первичная оценка этого опыта была дана следующая: «это чужой человек, нужно исключить его из моего круга общения или исключиться самому». В данном случае, это стало невозможно, так как студенты проживали в одной комнате общежития, в возможности переезда в другую было отказано.
В процессе консультирования, в качестве оценок ситуации, которые были возможны, но не появились, были следующие: «это возможность развивать свои коммуникативные навыки», «это возможность развивать способность понять другого», «это возможность развивать навыки переговоров». И это не полный перечень всего списка оценок, в одном конкретном случае.
Изменение качества оценки позволило найти другие цели активности личности, и возможности для развития ряда умений. Данная работа выстраивалась с личностью уже на специальных психологических тренингах, запись на которые еще полгода назад для этого конкретного клиента была не актуальна в силу первичной оценки ситуации. Тогда было важнее найти другую комнату в общежитии и впоследствии отстаивать свою точку зрения уже в открытых конфликтах с соседом по комнате.
Еще одной задачей психологического консультирования является задача по обеспечению минимально возможности для применения полученных знаний и умений, то есть создание возможности получить качественно другой первичный опыт в похожей ситуации адаптации.
Поэтому шестой задачей психологического консультирования дезадаптированной личности мы выделили формирование рекомендаций и обеспечение минимальной возможности применения полученных знаний и умений.
Заключение договоренности о совместной оценке полученного опыта при решении задач консультирования дезадаптированной личности важно на первых этапах консультирования. Впоследствии личность научается делать этот самостоятельно, и умение переходит в устойчивый навык. Наличие навыка подтверждается и психологическими диагностиками, когда эмоциональное состояние стабилизируется, на смену мотивации избегания неудач и перепадов активности, приходит мотивация достижения успеха, а цель – избежать контактов и найти психологический комфорт - заменяется целью развития и самореализации.
Список литературы
1. Леонтьева, А.Н. тренинг личностного роста в психологическом консультировании дезадаптированной личности // Психология: проблемы практического применения (II): материалы науч. Конф. (г.Чита, июнь 2013 г.) – Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – 122 с.
2. Немов, Р.С. Психологическое консультирование: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец.«Психология». – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 527 с.