Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

Консультирование как вид психологической помощи оказывает оперативную, временную помощь в дополнение к другим видам психологической помощи.

По отношению к дезадаптированной личности психологическое консультирование имеет ряд особенностей.

В данной статье представлены практико-обоснованные рекомендации по выстраиванию эффективного психологического консультирования дезадаптированной личности.

Для понимания специфики консультирования дезадаптированной личности, анализировались результаты психологической диагностики и практической работы с клиентами, оказавшимися в состоянии психологической дезадаптации. Работа проводилась на базе Центра социально-психологической помощи Сибирского государственного технологического университета (далее Центр), с 2008 года [1, с.49-50].

Было установлено, что дезадаптация, как психологическое состояние, имеет ряд специфических особенностей. Это  переходное  состояние личности между стрессом и последующим углублением личностных девиаций различного характера. Личность в какой-то момент времени не справляется с возникшим стрессом в результате адаптации к изменившимся условиям внешней среды, при этом она все больше накапливает негативный опыт взаимодействия с внешней средой и проявления себя в ней, и продолжает искать пути адаптации.

Ключевой целью консультирования, учитывая данную специфику  состояния дезадаптированности, является создание условий для переработки накопленного негативного опыта:

-   опыта первичного реагирования личности на стрессоры адаптации;

-   опыта последующей негативной оценке своих реакций и действий.

Это важное разделение накопленного личностного опыта для дальнейшей психологической работы.

Первая часть опыта – содержит в себе реакции, которые уже завершились как процесс.

Вторая  часть  опыта  –  это  продолжающийся  личностный  процесс  реагирования,  это продолжающаяся негативная оценка реакций и действий которые уже состоялись в первой части опыта.

Этот вторичный опыт возникает в силу того, что адаптация к новым условиям так и не происходит, и разница в представлениях личности о желаемом психологическом состоянии в новых условиях и фактическом начинает увеличиваться.

Общее психологическое консультирование решает следующие основные задачи [2, с.20]:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2.     Информирование клиента о сути, возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности.

3.    Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

4. Формулирование рекомендаций по поводу решения проблемы.

5.   Оказание текущей помощи в виде дополнительных рекомендаций, предлагаемых в то время, когда клиент уже приступил к решению проблемы.

6.   Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем. умений. c.78-80]:

7.      Передача психологом-консультантом клиенту элементарных психологических знаний и Р.С .Немов весь процесс консультирования представляет в виде последовательности этапов [2,

-    подготовительный: направлен на заочное знакомство с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале (20-30 минут);

-   настроечный: психолог лично встречает клиента, знакомится с ним (5-7 минут);

-    диагностический: направлен на анализ, выяснение и уточнение проблемы клиента, основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (2-8 часов);

-   рекомендательный: психолог вырабатывает практические рекомендации по решению проблемы клиента, рекомендации вместе с клиентом уточняются, конкретизируются (до 1 часа);

-     контрольный: обсуждается, как будет оцениваться реализация клиентом полученных им практических рекомендаций, решается вопрос о том, где и когда психолог и консультант в дальнейшем могут обсуждать вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций (до 30 минут).

Исходя из данных рекомендаций и практического опыта работы с дезадаптированными клиентами Центра, были определены следующие задачи психологического консультирования дезадаптированной личности:

Задача 1. Уточнение (прояснение) проблемы дезадаптации (ее социальных и психологических составляющих) – для конкретной личности. То есть, нахождение уникальности первой и второй части накопившегося негативного опыта в каждом конкретном случае.

Задача 2. Информирование личности о сущности психологической дезадаптации как психологического состояния и о реальной степени ее серьезности для дальнейшей жизнедеятельности личности через анализ связи первой и второй части опыта, формирования понимания значения первичного опыта в дальнейших личностных самооценках, реакция и действиях.

Задача 3. Оказание текущей психологической помощи по переработки актуального эмоционального состояния клиента.

Только реализация данной задачи позволяет личности переключиться на дальнейшее приобретение необходимых психологических знаний и умений по решению проблемы дезадаптации.

Задача 4. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных психологических знаний и умений для накопления конструктивного первичного опыта реагирования на изменения внешней среды, (адаптационные стрессоры).

Ключевыми знаниями и умениями, дефицит которых создал на этапе адаптации к новым условиям жизнедеятельности возможность для прогрессивного накопления негативного личностного опыта

-   являются знания и умения по оценке ситуации. Это в свою очередь провоцирует постановку некорректной цели активности личности.

Именно поэтому в практике консультирования дезадаптированной личности передавались следующие элементарные психологические знания и умения:

-   знания о вариативности оценки возникшей ситуации;

-    умений по постановке целей деятельности личности, сохраняющих в процессе адаптации к новым окружающим условиям, дальнейшее развитие личности;

-   знаний о способах оценки достижения целей;

-   умений по поиску ресурсов для реализации целей. Приведем пример из практики консультирования.

Студент первого курса вуза впервые общается с личностью с противоположными характерологическими особенностями, ценностями, мировоззрением.

Первичная оценка этого опыта была дана следующая: «это чужой человек, нужно исключить его из моего круга общения или  исключиться самому». В данном  случае,  это  стало невозможно, так как студенты проживали в одной комнате общежития, в возможности переезда в другую было отказано.

В процессе консультирования, в качестве оценок ситуации, которые были  возможны,  но не появились, были следующие: «это возможность развивать свои коммуникативные навыки», «это возможность развивать способность понять другого», «это возможность развивать навыки переговоров». И это не полный перечень всего списка оценок, в одном конкретном случае.

Изменение качества оценки позволило найти другие цели активности личности, и возможности для развития ряда умений. Данная работа выстраивалась с личностью уже на специальных психологических тренингах, запись на которые еще полгода назад для этого конкретного клиента была не актуальна в силу первичной оценки ситуации. Тогда было  важнее найти другую комнату в общежитии и впоследствии отстаивать свою точку зрения уже в открытых конфликтах с соседом по комнате.

Еще одной задачей психологического консультирования является задача по обеспечению минимально возможности для применения полученных знаний и умений, то есть создание возможности получить качественно другой первичный опыт в похожей ситуации адаптации.

Поэтому шестой задачей психологического консультирования дезадаптированной личности мы выделили формирование рекомендаций и обеспечение минимальной возможности применения полученных знаний и умений.

Заключение договоренности о совместной оценке полученного опыта при решении задач консультирования дезадаптированной личности важно на первых этапах консультирования. Впоследствии личность научается делать этот самостоятельно, и умение переходит в устойчивый навык. Наличие навыка подтверждается и психологическими диагностиками, когда эмоциональное состояние стабилизируется, на смену мотивации избегания неудач и перепадов активности, приходит мотивация достижения успеха, а цель – избежать контактов и найти психологический комфорт - заменяется целью развития и самореализации.

 

 

 

Список литературы

 

1.        Леонтьева, А.Н. тренинг личностного роста в психологическом консультировании дезадаптированной личности // Психология: проблемы практического применения (II): материалы науч. Конф. (г.Чита, июнь 2013 г.) – Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – 122 с.

2.        Немов, Р.С. Психологическое консультирование: учеб. для студ.  вузов, обучающихся по спец.«Психология». – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 527 с.