Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗРОСЛОЙ ЛИЧНОСТИ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2019г.

Аннотация. В статье делается обзор теоретических подходов к исследованию понятия «эмоции», развитие эмоциональной сферы личности в онтогенезе. Рассматривается особенности выраженности эмоций взрослой личности.

Ключевые слова: эмоциональная сфера личности, эмоциональное развитие, эмоции.

Эмоциональная сфера личности представляла интерес для исследователей, начиная с эпохи античности, этой теме посвящали свои работы философы, например, Аристотель рассматривал эмоции как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлениями о грядущем благе или бедствии. Позднее эту тему разрабатывали Дж. Локк, Г. Лейбниц, Г. Гегель, Р. Декарт, Н. Мальбранш, И. Кант, Б. Спиноза и др. [Цитир. по 2].

Особый вклад в развитие представлений об эмоциях сыграл Чарльз Дарвин, опубликовавший в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений в частности и организма и эмоций. Ч. Дарвин стал основателем эволюционной теории, где эмоции – это продукт эволюции живых существ, как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Затем появились рудиментная теория эмоций Т. Рибо, альтернативная теория У. Кеннона - П. Барда, активационная теория Д. Хебб и Д. Линдсей, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теория К.

Изард, главной идеей которой является изучение эмоций не только как мотивирующей системы, но и как личностного процесса, который придает смысл человеческому существованию.

Отечественная психология также не осталась в стороне в вопросе исследования эмоций человека: биологический подход П.К. Анохина, информационная теория П.В. Симонова, теория потребностей С.Л. Рубинштейна, Б.И. Додонова являются далеко не полным перечнем авторов, посвятивших свои работы эмоциональной сфере личности.

Чаще всего под эмоцией подразумевают психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [5]. Особое значение для исследований имеет идея С.Л. Рубинштейна о структуре эмоционального состояния, в которую он включает три компонента: 1) собственно аффективный компонент; 2) волевой компонент (желание, стремление совершать действия); 3) интеллектуальный компонент (осознание, оценка своего эмоционального переживания) [7]. Эмоции в жизни человека выполняют различные функции: оценочную, мобилизующую, стимулирующую, следообразования, компенсации информационного дефицита, коммуникации. Современные исследователи используют различные основания для классификации эмоций: по характеру различают положительные (связанные с приятными состояниями) и отрицательные (связанные с неприятными состояниями), по степени активности различают стенические и астенические, по степени проявления: сильные и слабые.

Широкую известность получила классификация американского психолога К. Изард, предложившей разделить эмоции на две группы: фундаментальные и производные. Он довольно подробно описывает фундаментальные эмоции: интерес-возбуждение, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Формы проявления эмоций также весьма разнообразны: настроение, собственно эмоции, чувство, страсть, аффект, стресс, фрустрация.

Достаточно широко разработан в психологии вопрос о динамике эмоциональной сферы ребенка, гораздо меньше интересует исследователей эта тема при изучении развития личности подростка, юноши и взрослого человека. На представления современных исследователей о границах взрослости особое влияние оказал Э. Эриксон, который основательно рассмотрел развитие личности от рождения до смерти, описав как критические, так и литические (стабильные) периоды. Э. Эриксон рассматривает жизненный путь взрослости и старости, объединенных общим понятием «зрелость», различая при этом внутри этого периода стадии: 1) ранняя зрелость (молодость); 2) нормальная зрелость (взрослость); 3) поздняя зрелость (старость). На каждой стадии человек осваивает новую идентичность, проходя через кризисные стадии.

Основным новообразованием этого периода развития человека считают достижение личностной зрелости, при этом у авторов нет единства по поводу определения ее основных структурных компонентов. Э. Эриксон называет следующие признаки личностной зрелости.

1.                        Достижение близости, под которой он понимает способность заботиться о другом, успешное сочетание «Мы» и «Я» без страха потери индивидуальности, при этом прежде всего речь идет о брачных и дружеских отношениях. Если человек не достигает близости, то он остро переживает чувство одиночества.

2.                        Успешное прохождение предыдущих стадий развития (от рождения до ранней взрослости) и обретение доверия, автономии, инициативы, трудолюбия, идентичности. И сам Эриксон, и его последователи считают, что идентичность является актуальной на всей протяженности периода взрослости, создавая чувство непрерывности жизни и, по-видимому, удовлетворенности ею. В ситуации проблем с идентичностью возникает чувство неудовлетворенности.

3.                        Последователи Эриксона (Д. Левинсон, В. Ниемель, Л. Хьелл, Д. Зиглер, Р. Хейвигхерст) к личностной зрелости добавляют еще несколько признаков: успешная карьера, достижение определенного уровня жизни; ответственность (личная, социальная, гражданская); поддержка детей в экспериментировании со своей взрослостью и сепарацией от родителей; принятие физиологических перемен; приспособление к жизни вдвоем и к отношениям со стареющими родителями.

Как уже отмечено ранее, эмоциональная сфера взрослой личности исследована значительно меньше, чем в более ранних возрастах, имеются лишь отдельные работы по поводу   динамики эмоциональности. Например, в работах Е.П. Ильина содержатся данные об изменениях эмпатии взрослых, уровень которой постоянно растет и достигает пика в 40-50 лет, затем происходит ее снижение в 60–75 лет, при этом мужчины менее эмпатийны, чем женщины. Такой же является динамика сентиментальности – излишней чувствительности [3].

Свойства эмоциональности (возбудимость, интенсивность и длительность эмоций) также подвержены изменениям. Возбудимость у женщин держится на одном уровне до 21–30 лет, а затем снижаются, в возрасте 61–75 лет резко. Для мужчин характерно то же самое, но более постепенно. В целом мужчины менее возбудимы, чем женщины. Интенсивность эмоций достигает у женщин максимума к 15–20 годам, снижается к 30, до 60 лет стабилизируется, у мужчин та же тенденция, хотя выражена она в меньшей степени. Длительность эмоций с возрастом, наоборот, нарастает в обоих группах, но у мужчин время «чувствования» в целом короче, чем у женщин. Следовательно, мужчины менее эмоциональны, чем женщины.

Американские исследователи отмечают, что с возрастом увеличивается удовлетворенность жизнью рост положительных и снижение отрицательных эмоций, при этом у мужчин в большей мере, чем у женщин, а у замужних женщин это имеет больший эффект, чем у одиноких чувствительности [Цитир. по 1, с. 186–187.].

В работах К. Н. Сухановой отмечается, что мужчины в чувствах более сдержаны, часто игнорируют наличие эмоциональных проблем, хотя при этом больше нуждаются в сопереживании [9]. Проведение гендерных исследований в области эмоциональности мужчин и женщин, автор пишет: «Оказалось, мужчины и женщины практически одинаково чувствительны и имеют сходные проблемы, в том числе строгий контроль эмоциональной сферы. Причем мужчины чаще сдерживают проявление эмоций (60% против 40%) и больше нуждаются в эмоциональном участии (100% и 60%). При этом представители сильного пола чаще игнорируют эмоциональные проблемы (80% против 30%) и стремятся ослабить самоконтроль (20% и 0%). Женщины чаще сохраняют эмоциональную безучастность в отношениях (60% против 40%). На основании можно сделать вывод о том, что гендерные стереотипы, воспитание и установки по отношению к эмоциям приводят к тому, что у мужчин эмоциональные проблемы маскируются или даже отрицаются на уровне самооценки [9]. Одновременно исследователь выяснила, что мужчины менее депрессивны, а такие показатели, как самочувствие, активность и настроение (по методике САН) у них в целом выше.

Исследовать эмоциональную сферу личности невозможно, не рассматривая понятие воли, которая с точки зрения Р.С. Немова, представляет собой «самоограничение, сдерживание достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы» [5, с. 426]. В.И. Селиванов утверждает: «Воля – это сознательное ҏегулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внуҭренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков» [8]. Саморегуляция поведения и деятельности невозможны без управления своим эмоциональным состоянием, т. к. на личностном уровне воля проявляется в таких качествах, как сила воли, энергичность, настойчивость и выдержка (выделено нами). Волевая регуляция участвует не только во всех психических (ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речь), но и в эмоциональных процессах. С.Л. Рубинштейн так охарактеризовал волю, которая «…возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид способен подняться над своими влечениями, и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта…. который…. возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними» [7]. Для маленького ребенка характерна импульсивность поведения и деятельности, например, четырехлетний ребенок играет только в те игры, которые приносят ему удовольствие. В процессе развития личности произвольность возрастает: в дошкольном возрасте во многом благодаря сюжетно-ролевым играм, играм с правилами, в школьном – благодаря учебной деятельности и общению со значимыми другими. Период взрослости характеризуется высоким уровнем регуляции эмоциональности, при этом у мужчин контроль эмоций выражен сильнее, чем у женщин [6].

Таким образом, эмоциональная сфера взрослой личности претерпевает изменения и, в первую очередь, такие ее характеристики, как эмпатия, сентиментальность, свойства эмоциональности (возбудимость, интенсивность и длительность эмоций); увеличивается удовлетворенность жизнью, наблюдается рост положительных и снижение отрицательных эмоций, при этом у мужчин в большей мере, чем у женщин, а у замужних женщин это имеет больший эффект, чем у одиноких. Взрослые мужчины характеризуются более высоким уровнем контроля эмоций, большей сдержанностью чувств, игнорированием наличия эмоциональных проблем, хотя при этом больше нуждаются в сопереживании, чем женщины.

 

Список литературы

 

1.        Аргайл М. Психология счастья. Москва: «Прогресс», 1990. 336 с.

2.        Изотова Е.И., Никифорова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2004. 384 с.

3.        Ильин Е.П. Психология воли : учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 288 с.

4.        Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. Москва: Изд-во Эксмо, 2005. 416 с.

5.        Немов Р. С. Психология : в 3 т. / Р. С. Немов. Москва: ЭКСМО-пресс, 2000. Т. 2. 348 с.

6.        Плоткин А.А. Предрасположенность к радости, гневу и страху в структуре эмоциональности. Вопросы психологии. 2009 № 6. С. 43-49.

7.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2017. 718 с.

8.        Селиванов В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психологический журнал Т. 7. 1986. № 6. С. 110-121.

9.        Суханова     К.Н.      Гендерные      аспекты      эмоций[Электронный      ресурс]       /      Режим       доступа: https://https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/suhanova-gendernyie-aspektyi- 19977.html(дата обращения: 16.12.2017).