Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИФФЕРЕНЦИРОВАНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕННЫХ МИРОВ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Аннотация: в статье рассматривается, каким образом соотносятся типология жизненных миров и понятие дифференцированности. Выделены типы дифференциации характерные для каждого из жизненных миров. Показан возможный механизм терапевтического действия в процессе дифференциации. Рассмотрены механизмы преодоления кризисов актуальные для разных жизненных миров с точки зрения дифференцированности.

Ключевые слова: дифференцированность, картина мира, кризисная ситуация, психологическая помощь, хронотоп.

В   теории семейных систем   М.   Боэуна   одним   из  основных рабочих понятий является  понятие «дифференцированность». Поставив перед собой задачу – рассмотреть этот конструкт с точки зрения отечественной академической психологии и выявить насколько он будет эвристичным, мы посчитали необходимым рассмотреть его в соотношении с такими понятиями как рефлексивность и картина мира. Также мы рассматривали взаимоотношения дифференцированности и работу горя при утратах [6], [3], [7]. Помимо этого было выявлено, что использование понятия дифференцированность крайне удобно для практики оказания психологической помощи, так как способствует формированию удобной мифологии клиента, например, за счет разделения понятий вины и ответственности [4], [8].

Это послужило отправной точкой анализа связи дифференцированности и картины мира, в качестве которой была выбрана концепция типологии жизненных миров и критических ситуаций, предложенная Ф.Е. Василюком [2]. Выбор этой концепции обусловлен глубиной ее теоретической проработанности и, вместе с тем, практической направленностью. Соотнесение дифференцированности именно с этой частью отечественной психологии, на наш взгляд, будет способствовать обогащению как самого исследуемого понятия, так и анализу рекомендаций, которые может дать психолог-консультант.

Кратко напомним суть базовых положений. Ф.Е. Василюк, рассматривая жизненный мир человека, выделяет в нем два аспекта — внутренний и внешний мир. Для описания внешнего мира он использует дихотомическую пару «легкий—трудный», где под «легкостью» понимается автоматическое удовлетворение возникших потребностей, а под «трудностью» их не удовлетворение. Для описания внутреннего мира им используется другая пара — «простой—сложный», где под простотой понимается наличие только одного, важного для него, отношения. Тогда как сложность означает ситуацию выбора между отношениями, которые находятся в конфликте друг с другом. Попарное пересечение двух аспектов дает нам 4 возможных жизненных мира. Автор отмечает, что это не отражение эмпирических фактов, а скорее, модель возможных состояний, почти не встречающихся в чистом виде.

Помимо жизненных миров, Ф.Е. Василюк вводит понятие критической ситуации, и, после анализа существующих в современной литературе экстремальных ситуаций, выделяет четыре возможных их вида: стресс, фрустрация, конфликт и кризис. При них затронуты соответственно: витальность, отдельное жизненное отношение, внутренний  мир и  жизнь как целое. В отдельной  своей  работе он рассматривает соотношение кризисных ситуаций и жизненных миров [1]. Попробуем оценить насколько для каждой из этих ситуаций применимо понятие дифференцированности.

В первом, внешне легком и внутренне простом мире (автор называет его инфантильным) нельзя говорить о какой-бы то ни было дифференцированности. Она избыточна для этого мира. Инфантильному миру свойственен хронотоп «здесь и сейчас». Малейшее отклонение от желаемого состояния переживается как кризис, минуя три предыдущие критические ситуации. Мир, который может быть охарактеризован словами «младенческая гармония» настолько прост, что не оставляет возможности для какой бы то ни было дифференциации.

Второй мир (реалистичный), внутренне простой и внешне трудный, насыщен трудностями, которые создают предпосылку для появления такого образования, как психика. Так как внутренне этот мир прост, то борьбы мотивов в нем нет, его хронотоп «это — всегда», однако внешние трудности мира приводят к формированию такого механизма, как «терпение и надежда». Это первое появление дифференцированности. Она проявляется как разделение актуальной ситуации и желаемого будущего, что задает жизненную перспективу и позволяет мобилизовать ресурс, имеющийся у клиента. Кроме этого, сложность внешнего мира приводит к необходимости дифференциации внешних условий, что представляет собой формирование адекватного представления об окружающем мире, которое в будущем даст возможность что-то менять в нем. Указанные два момента составляют минимально необходимый уровень дифференцированности, без которого оказания какой- либо помощи едва ли возможно.

Третий (ценностный) мир характеризуется внутренней сложностью и внешней легкостью. Главной проблемой этого мира является выбор цели, которую следует преследовать. Основной задачей сознания — новообразования этого мира, является согласование разных жизненных отношений. Этот мир подразумевает развитие рефлексии и связанной с ней дифференцированности. В ее терминах задачей, стоящей перед клиентом, является осознание и разделение в сознании противостоящих друг другу желаний и мотивов. Сюда же можно отнести разделение эмоционального и рационального, то есть фактов, которые клиент знает и к которым у него сложилось какое-то эмоциональное отношение. В рамках критической ситуации это может представлять отдельную задачу, само решение которой принесет терапевтический эффект.

Ф.Е. Василюк отмечает особенности стресса, свойственного ценностному миру: он определяется не трудностями удовлетворения потребности (по определению в этом мире их нет), а стремлением каждого жизненного отношения стать главным. Такое мироощущение свойственно как для невротиков, переживающих свою исключительность или заброшенность, так и для чувств зависти и ревности, которые определяется тем же механизмом («я не единственный!»). С точки зрения дифференцирования в данном случае необходимо не только разделять себя и других, но и допустить вообще их существование, что осложняется эгоцентрической установкой. Признать их право на существование — это и есть первый шаг к субъект-субъектным отношениям.

Кризис в третьем мире выражается в невозможности временной дифференциации (нельзя ничего отложить на потом). Будь это возможным, был бы реализован ресурс терпения, что решило бы проблему конфликта отношений. Однако, невозможность дифференциации по времени составляет механизм формирования кризиса ценностного мира. В его рамках принципиально невозможно временное неполное решение, которое бы могло облегчить жизнь.

В рамках четвертого (творческого), трудного и сложного жизненного мира могут быть реализованы все виды дифференцированности, даже такие сложные, какие возможны в концепции стратегической интеракции. Имеется ввиду различение собственного видения и осознание того, как видит ситуацию наш оппонент, который делает поправку на нашу предполагаемую неискренность [5]. Сюда же относится различение собственных взглядов сделанных исходя из разных допущений. Такая продвинутая дифференциация требует, однако, высокого уровня рефлексивности и когнитивной сложности субъекта.

Как отмечает Ф.Е. Василюк, кризис в четвертом жизненном мире может быть результатом соскальзывания в «более слабый» жизненный мир. Если вернуться в исходный, «более сильный» мир, ситуация перестает восприниматься, как кризисная. А такое возвращение возможно путем дифференциации ситуации, и восстановления утраченных во время соскальзывания различий. Таким образом, мы показали, что процесс дифференциации в этом случае обладает терапевтическим эффектом.

 

Список литературы

1.     Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ / Психологический журнал, №3, 1995, с.90—101.

2.     Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. М. : МГУ, 1984.—240 с.

3.     Егорова Т.Е., Никонов, Г.А. Картина мира и психологическая дифференцированность в контексте психологического консультирования / Мир Науки, Культуры, Образования, №1 (56), 2016.

4.     Егорова Т.Е., Никонов, Г.А. Понятие дифференцированности как основа построения мифологии клиента / 7-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М. : С.-Пб. : Нестор-История, 2015. — c. 339—342.

5.     Егорова Т.Е.,  Никонов,  Г.А. Психологическая  дифференцированность в концепции общения как стратегической интеракции / Вестник НИУ, №3, 2015. Url: http://niu.ranepa.ru/nauka/?page_id=5559 (24.02.16)

6.     Егорова Т.Е., Никонов, Г.А. Соотношение уровня рефлексивности и психологической дифференцированности / Вестник ЧГПУ, №1, 2016.

7.     Никонов, Г.А. Психологическая дифференцированность и «работа горя» / Вестник НИУ, №4, 2014. Url: http://niu.ranepa.ru/nauka/?page_id=5506     (24.02.16)

8.     Никонов, Г.А. Разделение вины и ответственности и социальная зрелость личности / Вестник НИУ, №2, 2015. Url: http://niu.ranepa.ru/nauka/ ?page_id=5515 (24.02.16)