Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2020г.

Дополнительное образование детей в России возникло и развивается в лучших традициях российской системы внешкольного образования, внешкольного воспитания, внешкольной и внеклассной работы. Трансформация внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей в конце ХХ – начале XXI в. связана с задачами перехода России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. В процессе этого перехода возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества, в первую очередь, дополнительного образования, основное предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей [1].

Понятие «дополнительное образование детей» было введено в 1992 году и закреплено официально в Законе РФ «Об образовании». Толковый словарь русского языка определяет «дополнительный» как дополнение к чему-нибудь, «дополнить» – сделать более полным, прибавить к чему-нибудь, восполнить недостающее в чем-либо, добавить новые данные, сведения к тому, что сказано другим [8]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, от 29.12.12) используется понятия дополнительного образования и организации дополнительного образования. Дополнительное образование – как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам [3].

По мнению В.П. Голованова, дополнительное образование детей оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании. Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несёт на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нём появляются совершенно новые черты: оно приобретает гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика, проникает в другие типы образования (общее, дошкольное, профессиональное) и ведомства (культура, спорт, молодежная работа и др.) [2].

Несмотря на большое количество подходов к определению сущности понятия «дополнительное образование», необходимо отметить, что однозначного, общепринятого определения не существует [5].

Дополнительное образование стало частью системы общего образования и приобрело межведомственный характер. Оно реализуется сегодня как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении, учреждении начального профессионального образования, а также в учреждениях культуры, спорта, молодежной работы, частных организациях. В этой логике дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.

Цели современного дополнительного образования детей представляют собой разные варианты интеграции образовательных и социально педагогических целей, которые определяются, с одной стороны, социальным заказом на дополнительное образование, с другой – возможностями учреждения дополнительного образования детей обучать, воспитывать, развивать, оздоравливать, поддерживать, адаптировать, реабилитировать детей.

Сегодня можно говорить о следующих особенностях организации дополнительного образования детей: необходимым условием его существования является свобода выбора ребенком вида деятельности, педагога, обучающей программы, наличие возможности менять их, выбирать разные роли, отношения, осуществлять дальнейший жизненный выбор; главным организующим началом является не урок, а творчество, реализуемое в разнообразных формах и технологиях его реализации; разнообразны формы организации детских образовательных объединений (не класс, а кружок, секция, студия, клуб, мастерская, лаборатория и др.); численный состав объединений определяется в соответствии с психолого- педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм; годами сложился особый стиль отношений между педагогами дополнительного образования и воспитанниками, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе [4].

Учреждения дополнительного образования могут рассматриваться в качестве воспитательной организации, так как специально создаются государством и негосударственными структурами, и имеются своей основной задачей социальное воспитание определенных возрастных групп населения [7].

Посещение учреждения дополнительного образования является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Это выражается в том, что отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии. Добровольность также связана с самостоятельным выбором ребенком содержания предметной деятельности, длительностью участия в жизни того или иного детского объединения [9].

Образование в России сегодня меняет свои приоритеты. В результате изменений оно становится открытым для общества, родителей, детей. Наблюдается тенденция к расширению границ образовательного пространства ребенка посредством сетевого взаимодействия различных образовательных организаций. Образование целенаправленно взаимодействует с социальными институтами, способными работать на благо ребенка, в целях приращения его образованности. Современное образование стремится к тому, чтобы максимально приблизить обучающегося сферы общего, профессионального и дополнительного образования к практической и исследовательской деятельности. Актуальным становится развитие и упрочнение сферы дополнительного образования в связи с тем, что здесь накоплены способы и средства духовного, интеллектуального, эстетического, ценностного, смыслового и творческого начала человека, позволяющие ему становиться личностью. Так как в этой сфере нет стандартов, не существует ограничения временных рамок для развития ребенка, от педагога требуются умения использовать разнообразные возможности дополнительного образования. В силу специфических особенностей дополнительного образования многое в его содержании и организации будет зависеть от компетентности педагога.

Таким образом, дополнительное образование детей можно охарактеризовать как тип образования, объединяющий обучение, воспитание и развитие в единый процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего профессионального) образования, направленный на удовлетворение и развитие интересов, предпочтений, склонностей, способностей, творческого потенциала ребенка, его личностного самоопределения, самореализацию и социализацию. В самом обобщенном виде можно сказать, что дополнительное образование – это образование целевого выбора [6].

 

Список литературы

 

1.        Бруднов, А. К. От внешкольной работы к дополнительному образованию [Текст] // Внешкольник. –1996. – № 31. – С. 2.

2.        Голованов, В. П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в социокультурных условиях [Текст]. – М.: Центр «Школьная книга», 2001.

3.        Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.

4.        Золотарева А.В., Медвецкая Н.Г., Табукова Е.В. Детское досуговое движение. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - 84 с.

5.        История и теория дополнительного образования: учебное пособие / под ред. Б.А. Дейча. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 335 с.

6.        Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для СПО / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 399 с. — Серия: Профессиональное образование.

7.        Мудрик А. В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. — 2-е изд. — М., 2000.-С. 111.

8.        Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М., 2003. 944 с. 2 ФЗ от 29.12.2012г., N 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

9.        Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова и др.; Под ред. А.В. Мудрика. — 240 c., пер. № 7 бц.