Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РОСТОМ ПЕДАГОГА – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2018г.

Уровень требований, предъявляемых на сегодняшний день к личности, постоянно усложняется. Так, в Стратегии развития воспитания на период до 2025 года говорится о том, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества…

Решение этой задачи в рамках современной системы образования возлагается на педагогический корпус. Воспитать такую личность может только педагог, обладающий профессионально-значимыми личностными качествами, адекватный меняющимся социальным условиям и требованиям педагогической профессии. Единожды приобретенные профессиональные знания и умения, уровень полученного образования не являются на сегодняшний день гарантией успешной педагогической карьеры.

Понятие «карьера» для педагогического работника предполагает движение вперед, связанное, прежде всего, с развитием его профессиональных способностей, совершенствованием педагогических навыков, повышением уровня квалификации, то есть формированием готовности к эффективной самореализации в рамках избранной профессии [3]. //Чуб Е.В. Социальное образование – ресурс профессионального самоопределения педагогических работников [Текст] / Инновации в образовании №6, 2012, С. –96//.

26 июля 2017 года министром образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой подписан приказ № 703 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста», что подтверждает актуальность проблемы развития профессионального роста и саморазвития педагога как главной единицы образовательного системы.

В документе говорится о необходимости внедрения новой модели аттестации учителей (на основе единых федеральных оценочных материалов - ЕФМО), ориентированной в том числе и на дальнейшее совершенствование предметной подготовки, развитие методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций педагога; организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации учителей, на основе выявленных компетентностных дефицитов.

Обычно успешный профессиональный рост и карьера рассматриваются как признак успеха:«успешное продвижение», «путь к успехам», а также «результат достижения успеха» [1, с.332]. Современной образовательной реальностью для педагога становится возможность не только горизонтальной, но и вертикальной карьеры. Однако карьерный рост невозможен без системного и целенаправленного личностного и профессионального развития.

Именно сегодня педагогу необходимо быть творческим специалистом, способным новаторски перестраивать свой профессиональный опыт, видеть возможные перспективы своего личностного роста, ориентируясь на изменения, происходящие в современной системе образования в целом. А для этого необходимо создавать и расширять условия для его успешного саморазвития и самореализации. На разных этапах профессионального становления педагога самообразованию принадлежит важнейшая, но содержательно и методически по-разному организованная роль.

Сегодня востребован не просто учитель, а педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества учителя могут развиваться лишь в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса. Важно подчеркнуть, что система повышения квалификации располагает значительными ресурсами совершенствования различных аспектов профессиональной деятельности педагога (И. К. Белицкий, Л. И. Боровиков, С.Г. Вершловский, В. Б. Гаргай, С. М. Годник, А. В. Даринский, Ю.Н. Кулюткин, Э. М. Никитин, А. А. Панасюк, Т. С. Панина, В. Я. Синенко, П.В. Худоминский и др.).

Особое значение для педагога-практика имеет процесс постоянного и систематического повышения квалификации, который может носить как управляемый, так и неуправляемый характер и происходить как в педагогической системе, так и за ее пределами. Однако, с нашей точки зрения, управляемый процесс повышения квалификации педагогических работников является максимально эффективным как для учителя, так и для самой образовательной организации. Именно систематическое целенаправленно организованное повышение квалификации педагогических работников сопровождается формированием готовности к постоянному профессиональному развитию, а также ростом приверженности педагогов к своему образовательному учреждению, что в свою очередь снижает текучесть кадров в организации.

Кроме того, вариант «повышения квалификации без отрыва от производства, на своем рабочем месте» является одной из наиболее результативных форм профессионального роста педагога, так как при данной форме ПК большая мера ответственности за результат профессиональной подготовки ложится на самих учителей.

В условиях гибкой педагогической парадигмы требуется учитель, отличающийся готовностью творчески применять различные педагогические технологии, мобильно решать педагогические задачи, направленные на развитие самобытности личности ученика, то есть личностно ориентированный на осуществление своей профессиональной деятельности в режиме модернизации общего среднего образования. В этой связи процесс повышение квалификации учителя посредством научно-методической работы в школе приобретает особую значимость.

Методическая работа в школе – это целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, а, в конечном счете, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья учащихся (М.М. Поташник).

Рассматривая возможности внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников, важно отметить, что начинать такую работу необходимо с грамотно организованной научно- методической работы в школе. В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 56» методическая работа направлена на создание развивающей профессиональной среды учителя, на укрепление коллектива путем развития профессиональных и межличностных контактов. Сегодня научно-методическая работа школы выстраивается таким образом, чтобы каждый педагог видел насущные проблемы и был нацелен на результативное разрешение их в будущем. Такая ориентированность ставит учителя в ситуацию деятельности, побуждающей постоянно повышать свою профессиональную компетентность.

Именно целенаправленно организованный процесс «системного образования» педагогических работников является наиболее результативным с точки зрения формирования значимых профессионально- педагогических компетенций.

Вопросы повышения квалификации педагогических работников в МБОУ СОШ № 56 рассматриваются как приоритетные. Инновационно–ориентированный тип развития образовательной организации требует от педагогического коллектива школы постоянного развития, профессионального самосовершенствования и личностного роста педагогов.

Основными формами повышения квалификации учителей школы являются прохождение курсов повышения квалификации в условиях институтов повышения квалификации; стажировки, участие в работе методических комиссий, методических семинаров, конференций различного уровня, посещение открытых уроков опытных педагогов школы с последующим их обсуждением, работа творческих групп, работа учителей над индивидуальными методическими темами; обобщение опыта и вынесение его на районный, городской и региональный уровни.

Научно-методическим советом школы определены ключевые направления методической работы с учителями по обеспечению их профессионального роста: дидактическая подготовка, воспитательная подготовка, психологическая подготовка. В школе действует сложившаяся система повышения квалификации педагогических работников.

С целью методической поддержки учителей СОШ № 56, повышения их компетентности на базе школы был разработан и внедрён в практику работы созданный педагогами-экспериментаторами проект внутриорганизационного повышения квалификации педагогов – «UP-QUAL проект». Данный проект был представлен для обсуждения педагогическому сообществу на научно-практической конференции руководителей образовательных организаций «Образовательная среда как управленческая площадка для реализации инновационных практик».

В рамках данного проекта регулярно проводились и проводятся тематические Learning-семинары. Сначала обучение проходят педагоги, включенные в экспериментальную деятельность, впоследствии участниками такого рода семинаров, краткосрочных курсов ПК, мини-конференций стала большая часть педагогического коллектива.

В условиях школы «на своем рабочем месте» учителя повышают уровень профессиональных компетенций и квалификаций, осваивая сущность технологизации процесса школьного обучения; особенности применения метода проектов в образовательном процессе; технологий деятельностного, ситуационного, критического обучения.

Педагоги школы становятся активными участниками проводимых форсайт-семинаров, заседаний Балинтовских групп, дискуссионных площадок. Особенностью проведения такого рода методических мероприятий является предварительная подготовка участников, включающая в себя как теоретический аспект, так и анализ заранее предложенных проблемных заданий и педагогических ситуаций.

При подготовке и проведении методических мероприятий на базе школы многие учителя имеют возможность выступить в роли руководителей мини-проектов, разработчиков моделей компетентностного развития обучаемых, «основоположников» новых методов организации обучения в условиях удаленного доступа. Такая форма повышения квалификации обеспечивает максимальную включенность педагогов в процесс совместной поисковой творческой деятельности, развивает коммуникативные, исследовательские компетенции, активизирует дивергентное мышление.

Администрация школы создает все необходимые условия для расширения актуальных направлений повышения квалификации учителей с применением внутриорганизационных форм ПК, приглашая к сотрудничеству научно-педагогическую общественность города.

Так, в школе в качестве научного руководителя на постоянной основе работает кандидат педагогических наук, модератор многих методических мероприятий; в текущий период силами профессорско-преподавательского состава Сибирского института практической психологии, педагогики и социальной работы был проведен на базе школы в каникулярное время актуальный курс повышения квалификации: «Современные тенденции образования детей с ОВЗ в условиях внедрения специального ФГОС». На этих курсах обучилось 67% педагогического коллектива.

Реализуемый на базе МБОУ СОШ № 56 г. Новосибирска проект внутриорганизационного повышения квалификации позволил повысить уровень мотивации учителей к самоанализу и публичному предъявлению результатов опыта своей профессиональной деятельности, возросла готовность педагогов к участию в различных профессиональных конкурсах, мастер-классах, практических семинарах, конкурсах профессионального мастерства различных уровней, что с нашей точки зрения свидетельствует об эффективности такого рода методической деятельности школы.

За последний год возросло число педагогов, аттестованных на высшую квалификационную категорию. Педагоги школы активнее стали публиковать свои методические разработки в периодических изданиях и на образовательных сайтах.

Кроме того, «UP-QUAL проект», как проект повышения квалификации педагогических работников, стал важнейшим элементом реализации требований ФГОС и внедрения инновационных педагогических образовательных технологий в образовательное пространство школы, что позволило активизировать процесс совершенствования и инновационного развития образовательного учреждения.

 

Список литературы

 

1.        Аширов, Д. А. Управление персоналом [Текст] / Д. А. Аширов. М. Изд-во: Проспект, 2005. – 360с.

2.        Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. – М., 1990. – 230с.

3.        Чуб Е.В. Социальное образование – ресурс профессиоального самоопределения педагогических работников [Текст] / Инновации в образовании №6, 2012, С. –95-103.