Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАТОРСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки будущего учителя, которое происходит не только в образовательном процессе вуза, но и общественно-педагогической деятельности студента. Участие в педагогическом отряде обуславливает эффективность процесса формирования профессионального становления современного учителя. Также раскрывается опыт педагогических отрядов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

Ключевые слова: организаторские умения, профессиональная компетентность, педагогический отряд.

Abstract: The article deals with the preparation of future teachers, which occurs not only the educational process of the university, but also socio-pedagogical activity of students. Participation in the pedagogical group determines the effectiveness of the formation of the modern teacher professional development. Also discloses experience of the North- Eastern Federal University named after M.K. Ammosov.

Keywords: competence, professional competence, pedagogical team.

Современной школе требуются высокопрофессиональные специалисты, способные моделировать и систематически совершенствовать свою профессиональную деятельность, быстро и эффективно внедрять достижения науки и инновационной практики в педагогический процесс. Именно особенности социально- экономического развития общества предъявляют новые требования к профессионализму учителя, тем самым обуславливая необходимость совершенствования подготовки будущих специалистов педагогического профиля, способных оказывать своевременную социально-педагогическую помощь подрастающему поколению в процессе его социализации, освоения ими социокультурного опыта и умеющих создавать условия для самореализации.

Как отмечают специалисты, значимым критерием профессионализма педагога становится умение организовать воспитательную и внеучебную деятельность. Особую ценность в деятельности педагога приобретают способности действовать адекватно в ситуациях с высокой степенью неопределенности, самостоятельно принимать нестандартные решения, выступать в роли организатора детского коллектива и собственной профессиональной деятельности.

Организаторские умения будущего учителя формируются не только в образовательном процессе педагогического вуза, но и в общественно-педагогической деятельности. Одной из эффективных форм такой деятельности студентов, важным фактором профессионально-личностного развития будущего специалиста являются студенческие педагогические отряды, где будущие учителя с первого курса включаются в практическую педагогическую работу, которая позволяет овладеть организаторскими умениями.

С каждым годом увеличивается число студенческих педагогических отрядов, так как именно в деятельности педагогических отрядов студенты приобретают опыт самоуправления, разносторонней социальной деятельности, проживания в системе демократических отношений [1].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что организаторские умения изучались с разных позиций: уточнялась сущность понятия; выявлялись существенные признаки данной категории умений; анализировались особенности формирования организаторских умений личности, также проводились исследования особенностей деятельности педагогических отрядов студентов.

В Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова  функционируют восемь педагогических отряда. Интересен опыт по формированию профессиональных компетенций у будущих педагогов-дефектологов в процессе деятельности волонтерского отряда «Солнечный зайчик». Данный студенческий отряд организован для оказания благотворительной, социально-значимой помощи детям, имеющим проблемы в развитии, а также помощи педагогам специальных (коррекционных) образовательных учреждений в воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями. Основными направлениями являются: помощь детям с особыми образовательными потребностями, обучающимся на дому, в овладении профессиональными навыками (изготовление конвертов и других видов изделий); пропаганда здорового образа жизни, профилактика алкогольной и наркотической зависимости у воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений; коррекция познавательных процессов и поведения детей с нарушениями в развитии; организация интересного, социально-значимого досуга, праздников, концертов для воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений; индивидуальная работа с детьми, имеющими сложные нарушения в физическом и интеллектуальном развитии.

Ежегодно силами участниками отряда организуются новогодние утренники для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов. До проведения новогодних утренников организуется благотворительная акция «Подари детям праздник» с целью сбора новогодних подарков, призов для игр. Так, на базе МБДОУ Детский сад №1 «Звездочка» в группе для детей с церебральным параличом студенты- волонтеры организовали мероприятия: «День космонавтики», «Правила дорожного движения», участвовали в детских утренниках, помогали педагогам в организации коррекционно-развивающего процесса. В рамках общероссийской благотворительной акции «Весенняя неделя добра» отрядовцы провели «уроки добра» в начальных классах  СОШ №7 и  СОШ №26  г. Якутска; оказали  помощь в организации  благотворительного концерта «Дети – детям», приуроченного к Международному дню защиты детей и др. В ходе волонтерской деятельности студенты знакомятся с психологическими особенностями детей с ООП, приобретают эффективные методы и приемы работы с ними [2].

Также хотелось бы рассмотреть деятельность педагогического отряда «Время» студентов Института зарубежной филологии и регионоведения. Виды деятельности отряда: проведение коммунарских сборов в школах; волонтерская деятельность; участие в благотворительных акциях; работа вожатыми в детских летних лагерях («Кэскил», «Бинго», «Радуга» и др.); проведение школы актива Президентской ѐлки, а также помощь в организации досуга гостей; обслуживание Международных детских игр «Дети Азии» (студенты ИЗФИР обычно привлекаются в качестве переводчиков, гидов-вожатых для гостей и спортсменов); работа вожатыми в местах проживания творческих коллективов-участников фестиваля «Планета детства»; работа вожатыми-организаторами с детьми городских школ; участие в профориентационной работе вуза; работа вожатыми на детских площадках г.Якутска в летнее время; обучение английскому языку школьников в летнее время и др.

Участвуя в жизни педагогического отряда, будущие учителя приобретают навыки общения друг с другом в различных ситуациях, также создание ими атмосферы доброжелательности, творчества, признания неповторимости и ценности внутреннего мира каждого, позволяет организовывать для детей процесс адаптации в новых социальных условиях.

Деятельность студенческого отряда направлена на создание коллектива друзей и единомышленников, как результат, такой воспитывающей среды, в которую попадая ребенок имеет равные права на признание своей личности и самоутверждение. Здесь создаются условия психологического комфорта, где они получают возможность проявить свои способности и получить одобрение со стороны коллектива. Вся деятельность педотряда приучает студента не приспосабливаться к окружающему, а активно включаться в него, сохраняя все свои неповторимые личностные особенности. Формирует у него высокую мотивацию: «не просто - что я делаю, а кому от моих дел стало хорошо».

Благодаря коллективной творческой деятельности студент имеет возможность применить теоретические знания на практике, расширить свои психолого-педагогические умения, приобрести новые необходимые профессиональные умения и навыки.

 

Список литературы

1.      Дмитриева Е.Ю. Формирование профессионально значимых качеств будущего педагога в условиях студенческого педагогического отряда. Дисс. кан. пед. н. 13.00.08. Челябинск. 2007.-184 с.)

2.      Панина С.В. Корнилова Е.Н. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов- дефектологов в процессе организации волонтерской деятельности //Problems of modern education. Materials of the V international scientific conference on September 10-11 2014, Prague, Vedecko vydavetelske centrum ―Sociosfera –CZ‖,2014 –С.161-165.