Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ УЧИТЕЛЕМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Нижневартовск
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Реформирование российского образования в соответствии с логикой компетентностного подхода требует пересмотра установок в определении образовательных результатов учащихся [4].

Цели образования впервые перестают выступать в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть ученик, а предстают в виде характеристик сформированности его личностных, познавательных и коммуникативных способностей. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию обучающихся системы универсальных учебных действий (УУД).

Формирование универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся [1].

Проблема проведения экспертизы качества организации учителем развития УУД у младших школьниковста новится актуальной задачей в связи с принятием образовательных Стандартов, в которых мониторинг сис- темы оценки качества, как на уровне класса, так и на уровне школы, муниципалитета и региона носит комплексный характер и включает в себя не только оценку результативности (предметных, метапредметных и личностных результатов) образовательного процесса, но и оценку обеспечения качества образования.

Основой для этого является начальная школа, задача которой, согласно федеральным государственным образовательным стандартам, и состоит в формировании универсальных учебных действий. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью. В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.

Развитие универсальных учебных действий, обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Универсальные учебные действия – это система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования. Поэтому вопрос об эффективном их формировании поднимается сегодня с особой остротой и требует внимательного изучения.

УУД сгруппированы в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Для нашей научно-исследовательской работы наибольший интерес представляют личностные универсальные учебные действия, т.к. они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе.

Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я- концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка. Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных. Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении ребенком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Ее показателем является развитие высших чувств — нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением и квинтэссенцией личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию [1].

Внутренняя позиция школьника является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте (Л.И. Божович). Социальная ситуация развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется, с одной стороны, объективным изменением места ребенка в системе социальных отношений, с другой стороны, субъективным отражением этого нового положения в переживаниях и сознании ребенка. Именно неразрывное единство двух этих аспектов определяет перспективы и зону ближайшего развития ребенка в этом переходном периоде. Субъективный аспект социальной ситуации развития — внутренняя позиция ребенка — понятие, введенное Л.И. Божович для обозначения совокупной характеристики той системы внутренних факторов, которая преломляет и опосредствует воздействия среды, определяя формирование у ребенка основных психологических новообразований в этом возрасте. Фактического изменения социальной позиции ребенка недостаточно для изменения направленности и содержания его развития. Для этого необходимо, чтобы эта новая позиция была принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Только благодаря этому становится возможной реализация нового потенциала развития субъекта. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни. Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности, характеризующее сформированность внутренней позиции школьника, исследовали такие ученые, как М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.З. Зак, Т.А. Нежнова, К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин [1].

Успешность решения задач во многом зависит от того, как устроена система мониторинга и экспертизы в образовательном процессе.

Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно- общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся [2].

Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатовоб разовательной деятельности [6].

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал основательную проработку проблемы развития универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов). Управление качеством в образовательных учреждениях в различных аспектах рассматривались в работах Г.В. Воробьева, Е.А. Горбашко, А.Л.Денисовой, В. А. Качалова, Е.Д. Колеговой, Э.М. Короткова, В.М. Левшиной, C.B. Мищенко, В.Н. Нуждина, М.Н. Поташника, А.И. Субетто, H.A. Селезневой, В.П. Соловьева, Ю.Г. Татура, В.Н. Ушакова, Ф.Е. Удалова, В.А. Федорова, В.Д. Шадрикова.

Экспертиза позволяет выявить качество организации учителем развития личностных УУД у младших школьников. Хотя экспертиза качества организации учителем развития личностных УУД у младших школьников должен опираться на идею формирования универсальных учебных действий учащихся, основы которой закладываются в начальной школе, можно выделить некоторые разногласия, делающие своевременным изучение проблемы экспертиза качества организации учителем развития личностных УУД у младших школьников между:

- между требованиями федеральных государственных общеобразовательных стандартов начального общего образования в РФ и проблемой его реализации в школе;

-         возросшей потребностью государства в развитии личностных УУД у младших школьников и неготовностью школьных образовательных учреждений к осуществлению данной задачи;

-         необходимостью развития личностных УУД у младших школьников и недостаточной теоретической разработанностью экспертизы качества организации учителем развития личностных УУД у младших школьников;

-    требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью процедуры экспертизы качества организации учителем развития личностных УУД у младших школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, что успешность процесса формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников зависит от учета возрастных особенностей развития каждого из составляющих их компонентов. Успешность процесса формирования личностных УУД отслеживается посредством проведения экспертизы, которая направлена  на изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

 

Список литературы

1.      Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2011.

2.      Баранова, В.В. Мониторинг качества образовательного процесса/ В.В. Баранова // Образование в современной школе. - 2008. - №1. - С.3-8.

3.      Ковалева Г.С. Планируемые   результаты   начального   общего   образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010.

4.      Мамоджанова А.К. Возрастные особенности формирования компонентов УУД у младших школьников //Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – 2013. - № 7-8.

5.      Медведева Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании // журнал «Начальная школа плюс До и После». - 2011 - №7

6.      Моногарова, С.Н. Мониторинг образовательного процесса в условиях модернизации школы/ С.Н. Моногарова // Мастер-класс: приложение к ж. "Методист". - 2008. - №6. - С.6-10.