Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – СОГЛАСИЕ И ЕДИНСТВО ОТНОШЕНИЙ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2020г.

«Человек – гениальное творение природы и неотъемлемая ее часть.

Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации,

человек не может жить без природы, в ней есть все для полноценной жизни».

Цицерон.

 

 

 

Нет ничего более изобретательного, чем природа.

Однако с появлением новых технологий, именно мы, люди, главные виновники сложившейся экологической ситуации, т.к. губим фауну и флору, нарушаем природные циклы, загрязняем водные ресурсы, воздух, почву и сами же страдаем от этого.

Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения – процесс непрерывного систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного и бережного отношения к природе, а также стиль жизни и поведения в окружающей среде так важны в наши дни.

Природа оказывает огромное влияние на формирование ребенка, на его умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи. Экологическое воспитание воздействует на мировоззрение детей и повышает их сознательность.

Актуальность темы экологии в современном мире значительна, потому что только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния в котором мы сегодня находимся.

Экологические проблемы на сегодняшний день являются всеобщими проблемами населения земли и от уровня экологического воспитания напрямую зависит вопрос о выживании нашей планеты Земля.

Понятно, что экологическое воспитание тесно связано с экологической ответственностью и строится на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с миром, в котором мы живем.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения ребенка непосредственно к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте, отношения к себе, как к части природы. Отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим и уникален, он нуждается в нашей заботе.

Безусловно, что изучение законов природы хорошо начинать с раннего детства в рамках экологического воспитания, потому что дошкольное детство является начальным этапом формирования личности, ценностей жизни, ориентации в окружающем мире. Прививать любовь к природе надо именно с этого возраста, потому что в последующие годы этот интерес можно и не разбудить.

Ответственность детей строится на чувственном восприятии и эмоциональном отношении к природе, знании особенностей жизни, роста, развитии отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ.

Детям полезно знать, что наша поистине великая страна обладает огромным количеством богатств, среди которых бесценными являются километровые площади нетронутых лесов. Их еще называют “легкими планеты” и что лес является не просто скоплением деревьев, а сложной экосистемой, объединяющей растения, животных, грибы, микроорганизмы.

Также, что особое место, среди богатств природы в нашей отчизне, занимает важнейшая кладовая чистой воды – озеро Байкал. Научить с малых лет любить и беречь лес, озера, реки, моря, океаны, и их обитателей – важная задача по формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. И ответственность за это развитие лежит на нас взрослых.

В нашем Центре дети выражают свое бережное отношение к природе, сажая и выращивая цветы на клумбе, не забывают полить цветы на подоконнике. Не обламывают бесцельно ветки у деревьев, не срывают цветы и не топчут насекомых, а учатся заботиться и любоваться окружающей природой. Наклоняются над цветком, чтобы вдохнуть его аромат или полить, взрыхлить землю. Мурашке расчищают дорожку, убрав с его пути прутик, им представляется, что они помогли ему быстрее и легче ползти по намеченному маршруту. С интересом наблюдают, как пчела собирает пыльцу, радуются, что божья коровка после” магических” слов летит к своим деткам – все это начало интереса и любви детей к природе, и мы поддерживаем их чувства.

Нам важно пробудить в детях внимательное, доброе отношение к растениям и животным, научить ухаживать за ними, охранять их, понимать роль и ценность их существования в природе.

Для экологического воспитания мы широко используем ознакомление детей с фильмами, телепередачами о растениях, о животных, о насекомых и птицах. Читаем и обсуждаем рассказы В.Бианки, Н. Сладкова, К. Ушинского, М. Пришвина, Б. Житкова, сказки Пушкина, стихи Ф. Тютчева и А. Фета. После чтения или просмотра, обязательно проводится беседа, проводим викторины, викторины онлайн благодаря интернету, надо отметить, что дети их очень любят, загадываем загадки о природе, поощряем стремление познавать законы природных явлений. Формируя познавательный интерес к природе, мы стараемся развивать в детях наблюдательность. На прогулках учим познавать законы и явления природы, замечать изменения погоды, рассказываем о свойствах и качествах снега, льда, воды, отмечаем продолжительность дня, изучаем следы птиц, жизнь деревьев, растений, цветов. На площадках организуем игры, в зависимости от времени года: с песком, водой, листьями. Зимой организуем игры со снегом. Придаем большое значение дидактическим играм с младшими детьми. Таким способом учим детей взаимодействию с природой, правильному отношению к ней.

Благодаря посещениям зоопарка и цирка, дети знакомятся с животными, мы не акцентируем внимание детей на том, что звери живут в неволе, а стараемся обратить их внимание на красоту, грациозность, ум и повадки хищников и травоядных. Дети узнают о том, как животные приспосабливаются к окружающей среде, как они заботятся о своих детенышах, как бывают преданы человеку домашние животные, как приучают люди диких животных. Научно подкрепленные факты из жизни животных преподносятся детям в доступной и интересной форме. Отсутствие же таких знаний или их ограниченность объясняется нередко наблюдаемое небрежное, потребительское отношение детей и взрослых к природе.

Между тем радость детей от знакомства с миром животных рождает интерес и любовь к животным практически навсегда. Конечно, надо признать, что это кропотливая работа всех специалистов, с которыми контактируют дети в нашем центре. После таких встреч, просмотров и бесед ребенку не придет в голову дернуть кошку за хвост или бросить камень в собаку, дразнить медведя или тигра в клетке, выстрелить в птицу из рогатки. Дети понимают – это братья наши меньшие и жалеют, и гладят, и подкармливают кошку, щенка, делают кормушки для птиц. Подкармливая птиц зимой дети наблюдают за ними вблизи и к ним приходит понимание того, что их помощь реальна и что интересно сделать кормушку для них самостоятельно. При этом согласимся, что внешний вид кормушки второстепенен, здесь главное защищать корм от дождя и снега. Дети насыпают в кормушки семена подсолнечника, овсяные хлопья, хлебные крошки, разрезают яблоки. Они также знают, что надо регулярно очищать кормушки от остатков старого корма, грязи, помета, чтобы птицы прилетали снова и не болели. Так к детям приходит понимание ответственности за окружающую среду.

Поведение детей, их действия предоставляют возможность судить об эффективности экологического воспитания, о согласие и единстве отношений природы и человека.

В России, по указу президента, не единожды были объявлены годы экологии. Подобную тему было решено воплощать в жизнь, потому что в мировой тенденции немаловажную роль играет обращение общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом.

Наш Центр каждый год вносит свою лепту в сохранение природных богатств и в понимание универсальной значимости природы.

Мы с гордостью и в этом году 28 марта     примем участие в самой массовой экологической международной акции на планете “Час Земли”. В этот день в 20:30 по местному времени люди по всей земле выключат свет и бытовые приборы на один час в знак неравнодушия к будущему планеты.

Смысл этой акции – привлечь максимально широкое внимание всего мирового сообщества к проблеме изменения климата нашей планеты, показать свою поддержку идеи необходимости объединенных действий в решении данной экологической проблемы.

В этой акции принимают участие более 2 млрд. человек по всему миру, более 170 стран и около 7000 городов. В назначенное время в Москве гаснет подсветка архитектурного ансамбля Кремля, Красной площади, собора Василия Блаженного, а также более чем 100 других известных по всей стране московских зданий.

Такой размах акции в столице поддерживается благодаря участию Администрации президента, Минприроды и еще многим департаментам города. Активно подключаются к акции и другие регионы, а всего более 120 городов России.

Из года в год WWF продолжает привлекать внимание к необходимости ответственного отношения к природе. В ходе подготовки к Часу Земли каждый из нас может сделать свои повседневные привычки во благо экологии.

Наш лозунг: если хочешь помочь природе – начни с себя.

Каждый день дети учатся любить и беречь природу: выключают свет, если выходят из помещения последними, не льют бесцельно воду, не бросают мусор и полиэтиленовые пакеты на землю, бережно относятся к тетрадям и книгам, одежде, учатся трудолюбию. Своим примером взрослые, встречающиеся на жизненном пути ребенка, учат его отношению к окружающей среде, жизни в социуме.

Педагоги Центра стараются воспитывать в детях понимание ценности жизни, здоровья, и их зависимости от состояния окружающей среды. Дают им знания и воспитывают в них привычки правильного и здорового питания, образа жизни и отношения для того, чтобы продлить жизнь на планете Земля. От нашей экологической культуры, от нашего воспитания детей зависит вопрос о выживании всего населения Земли. Необходимо активно участвовать в деятельности по изучению и охране природы, пропагандировать экологические познания и убеждения в сбережении окружающего мира, обеспечения как собственного, так и общественного здоровья.

Сохраним нашу планету, будем созидательно взаимодействовать с природой и сбережем Землю прекрасной и экологически значимой для будущих цивилизаций!

  

Список литературы

 

1 .Т.М.Бондаренко/Экологическое воспитание детей/ ИП Лакоценин С.С Воронеж 2012

2 .Бурко Р.А., Терешина Т.В/Экологические проблемы современного общества и их пути решения/ Молодой ученый 2013

3 .О.В.Дыбина/Занятия по ознакомлению с окружающим миром/Мозаика Синтез М.2012 4.С.Н.Николаева/Юный эколог/Мозаика Синтез М.201

5 .О.А.Соломенникова/ Экологическое воспитание в детском саду/Мозаика Синтез М. 2009

6 .Стенограмма    Правительства    России/     О     плане     мероприятий     Года    экологии     в     2017 году/www.ecotech-expo.ru

7 .С.Г.Шевченко/Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР/ Школьная Пресса М.2005

8. Час Земли/60.wwf.ru