Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «АКТУАЛИЗАЦИЯ» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Понятие «актуализации» в отечественной педагогике не являются новыми, однако в научной литературе не нашли своего отражения в целостной концепции. Проблема актуализации носит междисциплинарный характер, рассматривается в различных отраслях знания, в контексте социально-психологических предпосылок, условий и механизмов личностного самоосуществления и саморазвития (Л.И. Антропова, Т.А. Ветошкина, Н.И. Шаталова и др.) в философии, психологии (психологии личности, возрастной психологии), педагогике, социологии и т.д. Актуализация как феномен связывает индивидуальное, социальное и культурное начала в жизни конкретного человека (А.А. Идинов, В.И. Муляр и др.) Теоретические модели актуализации являются важной частью теории педагогики и практики образования.

Проблеме актуализации посвящены исследования А.В. Гришина, Л.М. Кустова, М.К. Мамардашвили, актуализации знаний и личного опыта - А.С. Белкина, М.И. Круглякк, М.И. Махмутова, С.Л. Рубинштейна.

Уточним, что мы понимаем под терминами «актуализация». Наиболее общим является следующее определение: «Актуализация-осуществление, переход из состояния возможного в состояние действительности».(10, с 13). Под возможностью мы понимаем объективную тенденцию становления предмета, выражающуюся, в наличии условия для его возникновения(10, с. 62). Для перехода возможности в действительность необходимо реализовывать совокупность каких-либо условий, тогда возможность как результат переходит в действительность.

Понятие актуализации этимологически связано с латинским «aktualis», т.е. «деятельностный», что позволяет трактовать актуализацию как приведение потенциального (латентного) состояния субъекта в состояние деятельности (активности).  В этом же смысле актуализация трактуется и в философии как понятие, обозначающее изменение бытия на основе идеи перехода от возможности к действительности. В социологии понятие актуализации является частью более общего понятия « социальная активность» и определяется по степени реагирования на изменения в социальной среде. В зарубежной психологии понятие актуализации широко используется в теории личности. В концепции К. Роджерса «тенденция к актуализации» является основным мотивом человеческой жизни, заключающийся в стремлении сохранять и развивать себя в конструктивном направлении, имеющим цели самоактуализации, зрелости, социальности.(8) Содержательный анализ понятия «активность личности» позволяет выделить определенные точки его согласования с понятием актуализации. Активность личности проявляется в деятельности, волевых актах, общении и потому определяется как деятельное отношение человека к миру, как способность человека производить преобразование материальной и духовной среды. (10). Актуализация в педагогике используется как составляющая понятий «актуализация знаний», «актуализация опыта».

С.Л. Рубинштейн рассматривает актуализацию знаний как синтетический акт соотнесения задачи и знаний. Его идеи о диалектической связи мышления с прошлым опытом, о том, что творческое мышление тесно связано с репродуктивными требует актуализации соответствующих знаний, легли в основу концепции проблемного обучения.(9).

Кругляк М.И. связывает механизм актуализации с вопросами, которые он считает структурными элементами умственного поиска при решении проблемы. Проблема последовательно разворачивается в цепочку вопросов, выполняющих эвристическую функцию. Они возникают в движении исследующей мысли и ориентируют на поиск и анализ фактов, недостающих при решении проблемы. (2). У Белкина А.С. Актуализация заключается в востребовании жизненного опыта человека, его интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. Жизненный опыт трактуется как витагенная информация, принадлежащая личности и будучи отложенной в резервах долговременной памяти, находится в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных условиях. (1)

Частью базисного стремления к актуализации является актуализация своего Я. В концепции самоактуализации А. Маслоу указывается на то, что самоактуализированные люди вовлечены в дело, выходящее за пределы их насущных личных интересов, в нечто во вне себя. Маслоу выделил 15 основных качеств самоактуализирующейся личности, среди которых высокая степень самоорганизации, тяга к новому, способность правильно предсказать события, деловая направленность, демократичность в отношениях. (6). В этом смысле, самоактуализация - это высший уровень проявления потенциала личности, стремление к полному выявлению и постоянному развитию своих возможностей. Данное определение представляется важным для нашего исследования, так как оно основано на практической (деятельностной) реализации потенциала.

В отечественной педагогике понятие самоактуализации связывается с осмыслением некоторых сторон общего саморазвития личности и понимается как « интеллектуальное выдвижение в зону интенсивного анализа для решения возникших задач необходимых для этого своих личностных ресурсов, как своеобразное

«заострение» внутренних сил на выявлении уровня своей готовности ее решать (концепция Л.Н. Куликовой) (11).

Как механизм развития личности актуализация проявляется в двух основных компонентах: 1) содержательный компонент, определяющий конкретные особенности личности, являющиеся потенциальными, если они не осознаны и не реализуются субъектом применительно к какому-либо виду деятельности; 2) процессуальный компонент-указывает на те действия, которые актуализируют (выявляют) данные особенности. В качестве основных принципов актуализации как образовательного феномена мы определяем: 1) развитие - как доминирующий принцип актуализации; 2) деятельностный характер процесса актуализации; 3) рефлективность- принцип, направленный на формирование личных смыслов деятельности и развития;

Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической литературы, мы предлагаем рассматривать самоактуализацию как педагогическую категорию, определяющей стремление человека к постоянному деятельностному развитию в направлении большей компетентности и субъектности. Актуализация представляется нам как–индивидуализированный образовательный процесс, обеспечивающий самодвижение, осуществляемое в единстве внутреннего (индивидуального) и внешнего (социального), результатом которого является проявление стремления человека к развитию собственной субъектности и компетенций.

 

Список литературы

1.      Белкина  А.С.,  Жукова  Н.К.  Витагенное  образование.  Многомерный  голографический  подход.- Екатеригбург, издательство Уральского университета, 2001.-108 с.

2.      Кругляк М.И. Знание и мышление // Народное образование.-1790, № 1, с. 128-142

3.      Кустов Л.М., Гришин А.В. Педагогические аспекты актуализации социально-педагогической инициативы специалистов профессиональной школы. // Образование и наука.-2002.-№1.-с.27-37.

4.      Мамардашвили М.К. как я понимаю философию.-М.: Прогресс, 1990.-365с.

5.      Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: пер с англ..-СПб., 1997.-324с.

6.      Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб., -1999.-296с.

7.      Педагогическая энциклопедия. Актуальные проблемы современной педагогики / под ред. Тулькибаевой Н.Н.-М.: издательский дом «Восток», 2003.-274с.

8.      Роджерс К. Человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии.-2001, №2.-С.48-58

9.      Рубинштейн С.Л. основы общей педагогики в 2 т.-М.: Педагогика, 1986, т.1.

10.   Философский словарь / под ред С.С. Аверинцева.-М.: Советская энциклопедия.-1989.-270с.

11.   Челпанова Е.В. Педагогические средства актуализации коммуникативной компетентности будущих учителей // Вестник ЧГПУ:» Развитие и становление личности в образовательном процессе».-М.: Образование, 2005.-№ 27.-с.285-290.