Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬЯ В XIX ВЕКЕ

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

В конце XVIII – первой половине XIX вв.  расширяются и углубляются экономические  связи между самыми отдаленными районами России. Развитие культуры в это время также характеризуется важными процессами.

В начале XIX в. Александром I были сделаны попытки ввести систему непрерывного образования, которые после событий декабря 1825 г. были сведены на нет [9]. Взамен дело просвещения России, а особенно Сибири, получило богатейшее педагогическое наследие десятков декабристов.

Чтобы не допустить распространения антигосударственных взглядов повстанцев, правительство Николая I разработало систему запретов, по которой декабристам в ссылке не разрешались все виды общественной деятельности. Вопреки царским указам,  с момента  ссылки,  опальные  революционеры  развернули активную просветительскую деятельность. Одной из ее форм стала педагогическая работа [9]. То, что удалось сделать опальным революционерам, дает основание датировать, с начала их ссылки в Сибирь, новый этап в культурной жизни края.

К просветительской деятельности в Сибири дворянские революционеры начали готовиться в «Каторжной Академии», созданной в Читинском, а затем и в Петровском острогах. Они усиленно занимались самообразованием, делясь друг с другом знаниями в различных отраслях наук, и уже в то время искали возможности воспитания молодого поколения. Опыт «казематской» школы получил распространение в последующей педагогической практике декабристов по их выходу на поселение [7].

В Забайкалье, с выходом на поселение, широко развернул просветительскую деятельность Д.И. Завалишин. Ему обязан край открытием ряда сельских приходских училищ, возобновлением работы в Чите казачьей и солдатской школ. Известен исторический факт, что Д.И. Завалишин пожертвовал собственный дом женской городской общине [5; Д. 2717. Л. 5.]. Дмитрий Иринархович открыл в Чите школу для мальчиков и девочек «всякого звания и положения», в которой сам обучал детей грамматике, арифметике, истории, географии, ремеслам. В процессе обучения большое внимание уделялось трудовому воспитанию [6].

К началу XIX в. Забайкалье сформировалось как горнорудный район России. А проблемы образования, нерешенные в крае в XVIII в. [8], тормозили развитие производства. Из-за недостатка учителей и средств, мальчиков учили не всем предусмотренным программой наукам. Кроме того, способные ученики, посланные для продолжения образования в центральные города России, часто не возвращались на место своей прежней службы [3; Д. 927.], [4].

Очередной начальник Нерчинских заводов Т.С. Бурнашев считал, что такое обучение приносит казне только убытки. Он предложил открыть на всех заводах и рудниках школы для обучения грамоте, а также горное училище для наиболее способных учеников школ. Тимофей Степанович отправил свои предложения в Петербург. Не дожидаясь решения по этому вопросу, в 1820 г. были сделаны следующие изменения по укомплектованию школ: «… укомплектовать 100 человек казенного содержания, сверх комплекта 100 человек, обучать в школах неограниченно начальным знаниям, затем помещать их в 3 разряд училища» [3; Д. 864. Л. 7-7 об.]. Увеличено было количество изучаемых дисциплин, введено изучение специальных предметов: «физики, механики, химии, архитектуры» [3; Д. 864. Л. 8-11 об., 14.].

В 1823 г. пришел положительный ответ на предложение Бурнашева. Горный офицер А.И. Кулибин разработал «Положение об училище и школах в Нерчинском горном округе». По этому документу «в значительных рудниках призвано было учредить 9 школ на число учеников 161» [3; Д. 864. Л. 16.]. Создать школы «при заводах Нерчинском и Кутомарском на 24 ученика, Дучарском – на 20, Газимурском и Шилкинском – на 19. На рудниках Зерентуйском, Кличкинском, Газимуровском – на 15 человек» [3; Д. 864. Л. 35.].

К 1828 г. в школах обучалось около 400 человек. Из них на казенном содержании было 159. «По окончании курса в горное училище поступило 22 человека, выбыло из-за неспособности к обучению 24 человека» [3; Д. 864. Л. 1106-1107.].

Архивные документы позволяют сделать вывод, что в школах округа обучались мальчики разных сословий, при этом, большинство из них, были выходцами третьего сословия. В 1840 г. обучавшихся в школах было 440 человек. Из них «детей чиновников, служащих при заводах, 35 человек; детей нижних чинов, мастеровых, рабочих, солдатских училось 381; посторонних ведомству лиц – 3, детей крестьян приписных к заводам, воспитывающихся за казенный счет – 21 человек» [3; Д. 1242. Л. 115.].

Талантливых преподавателей и учеников, имеющих хорошие способности, поощряли. В 1825 г. начальнику нерчинских заводов был представлен список с такой формулировкой: «О необходимости удостоить наград для дальнейшего усердия на пользу Отечества унтершихмейстера при Петровской заводской школе – Василия Мыльникова, при Кутомарской – Петра Ковригина, при Газимурской – Ивана Похотинского, при горной конторе – Семена Першина, при Кличкинской школе – Петра Сидякина, при Дучарской – Ивана Федотова» [3; Д. 859. Л. 269.].

В 1843 г. была проведена инспекторская проверка школ округа инженер-майором П.Н. Ковригиным. Он рекомендовал «направлять мальчиков с весьма хорошими способностями и прилежанием учиться в Нерчинское горное училище, а не на работу, скрывая их способности. Напротив, учеников с плохими знаниями, отправлять на работу и не тратить время и средства на их учебу» [3; Д. 864. Л. 524.]. Отмечал инспектор и плохие знания некоторых учителей и предлагал заменить их способными выпускниками из горного училища [3; Д. 864. Л. 524.].

Горное училище было открыто в Нерчинском Заводе в 1823 г. Цель его учреждения была такова: «…чтобы образовать людей способных к горной службе при заводе и приготовлять отличнейших по способностям и поведению для окончания учения в горном кадетском корпусе» [3; Д. 859. Л. 540.].

С открытием Нерчинского горного училища, усилиями работавших тогда чиновников и преподавателей обучение детей в забайкальских учебных заведениях позволило, в основном, обеспечивать кадрами местную горнорудную промышленность [10]. Архивные документы дают некоторые сведения о педагогах-энтузиастах того времени: Кулибине А.И., Злобине М.А., Чебаевском Е.Г. [3; Д. 859. Л. 624.].

Ощутимый вклад в становление образования Забайкальского края внесла православная церковь, которая готовила священников в духовно-учебных заведениях и организовывала обучение детей в церковноприходских школах и школах грамоты.

С 1885 г. в восточносибирских епархиях открываются новые церковноприходские школы, в том числе в Забайкальской области – 12. Школы епархии являлись в основном учебными заведениями смешанного типа с совместным обучением мальчиков и девочек, хотя имелись школы с раздельным обучением. Принимались в школу дети различных социальных слоев и вероисповеданий [5; Д. 2877. Л. 34 об. -35.].

Заканчивали церковноприходские школы Забайкалья немногие выпускники. Основными причинами такого положения были:

1.     Нехватка школьных зданий: школы помещались в арендованных помещениях, в частных домах, церковных сторожках. Ограниченное количество школ не позволяло принимать на обучение всех желающих.

2.   Отсутствие возможности многих родителей оплатить обучение. Школьники бросали учебу, едва овладев чтением и письмом: родители считали это достаточным и забирали детей на работу.

Чтобы организовать обучение детей в самых небольших и отдаленных селениях, в мае 1891 г. официально были узаконены школы грамоты, отдававшиеся «ведению и наблюдению духовного начальства». Работали они на тех же условиях, что и церковноприходские. Срок обучения в школах грамоты  равнялся одному году. Их открытие требовало минимальных затрат, школа могла работать там, где имелся грамотный человек, способный взяться за учительское дело [5; Д. 2922. Л. 25, 25 об., 40, 40 об.].

3.   Проблемы с получением необходимой профессиональной подготовки учителей в церковноприходских школах и школах грамоты Забайкальской епархии. Преподавательский состав школ оказался «очень разнообразный и в качественном отношении заставлял желать много лучшего…, но лучших учителей нет и взять их негде» [5; Д. 2875.].

Епархиальный училищный совет пытался исправить такое положение организацией краткосрочных педагогических курсов, призванных повысить квалификацию «малоспособных» преподавателей. Такие курсы прошли 15 июля – 15 августа 1898 г. в Нерчинске с привлечением 30 «курсантов» [11].

4.    Трудности с решением проблемы организации школьных библиотек. Непросто решался вопрос со снабжением школ учебниками.

В 1895 г. при церковноприходских школах Забайкалья имелось всего 55 библиотек с 2 500 экземплярами книг. Помог училищный совет при Синоде: он прислал в Читу 830 экземпляров книг и 32 130 экземпляров учебников (Совету это стоило 4 220 руб. 35 коп.) [2; Д. 29. Л. 62 об.].

5.    Бытовая неустроенность учителей, где ведущее место занимала проблема жилья [1; Оп. 1. Д. 382.]. Трудно выплачивалось и учительское жалованье, поскольку оно собиралось с родителей учеников [1; Оп. 3. Д. 6.].

6.     Особенность проводимой тогда государственной национальной политики (правительство, с одной стороны, помогало Православной Миссии, а с другой — всячески поддерживало развитие ламаизма) отвлекала много сил и средств Забайкальской епархии на миссионерскую деятельность среди бурят шаманистов и ламаистов. Кроме того, священники занимались сосланными в Забайкалье раскольниками – старообрядцами. К 1894 году общее число всех раскольников в епархии доходило до сорока тысяч человек [12].

Зная о бедственном положении приходских школ и школ грамоты, забайкальцы принимали посильное участие в попечительских акциях в их пользу [9], [2; Д. 29. Л. 60, 60 об., 65.].

Итак, промежуток времени (XIX в.), который коротко освещен в статье, позволяет сделать вывод, как исторические события, произошедшие за этот период, повлияли на процесс развития образования в Забайкалье. Его взлеты и падения находились в большой зависимости от экономической ситуации в России, её внутренней политики, целей и внимания, уделяемого делу просвещения. Постоянно требуя увеличения доходов от забайкальских предприятий, государственные чиновники редко проявляли заботу о соответствующем уровне подготовки их кадров. На примере решения задачи обучения забайкальских детей показано, что порой не правительство, а местные власти решали общегосударственные вопросы распространения грамотности среди населения, используя для этого учебные заведения разных уровней как государственных, так и негосударственных структур.

 

Список литературы

1.     Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 7.

2.     Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 8. Оп. 1.

3.     Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 31. Оп. 1.

4.     Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 55. Оп. 1. Д. 119.

5.     Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 282. Оп. 1.

6.     Декабристы и Сибирь. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1977.

7.     История Сибири с древнейших времен до наших дней: в 5 т. – Л., 1968. – 2 т.

8.     Климкова Т.В. Исторические аспекты развития экономики и становления образования в Забайкалье (XVIII в.) / Т.В. Климкова // Вестник-экономист ЗабГУ (электронный журнал). – 2013. – № 6. – С. 175–186. [Электронный ресурс] URL: http://vseup.ru/journal/year/2013/number/6/ (дата обращения 3.01.2016).

9.     Климкова Т.В. Проблемы развития образования в Забайкалье (XIX в.) / Т.В. Климкова // Вестник- экономист ЗабГУ (электронный журнал). – 2014. – № 7. – С. 102–113. [Электронный ресурс] URL: http://vseup.ru/journal/year/2014/number/7/ (дата обращения 3.01.2016).

10. Константинова Т.А. Страницы истории народного образования дореволюционного Забайкалья // Забайкалье: Некоторые аспекты истории края: межвузовский сборник научных трудов. – Чита: Издательство ЧГПИ, 1993.

11. Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции / В.И. Косых. – Чита, 1999.

12. Кудрявцев С.В. Миссия среди тунгусов в XVIII столетии // Очерк истории Забайкальской епархии. – Очерк

3. [Электронный ресурс] URL: http://www.chita-eparhia.ru/enapx/hist/nov/kydr/missia/ (дата обращения 3.12.2015).