Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Авторы:
Город:
Калининград
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Аннотация: в данной статье рассматриваются международные и российские нормативно-правовые документы, предусматривающие оказание поддержки детям в конфликтной ситуации. Основными международными документами, касающимися поддержки детей в конфликтной ситуации, являются Декларация прав ребенка, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1959 году, и Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году. В России главным документом, предусматривающим оказание поддержки детям в конфликтной ситуации, является Конституция РФ, которой подчиняются все другие федеральные законы, регламентирующие права ребенка. Все эти законы на государственном уровне должны обеспечивать принципы Конвенции о правах детей и выполнять рекомендации ООН.

Abstract: this article considers international and Russian regulatory documents providing for support to children in conflict situations. The basic international documents concerning support to children in conflict situations are The Declaration of the rights of the child, adopted by the UN General Assembly in 1959, and the Convention on the rights of the child, adopted by the UN General Assembly in 1989. In Russia, the main document providing for support to children in conflict situations, is the Constitution of the Russian Federation, which governs all other Federal laws, regulating the rights of the child. All these laws at the state level must ensure the principles of the Convention on the Rights of the Child and implement the UN recommendations.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, образовательный стандарт бакалавра педагогики, права ребенка, поддержка детей в конфликтной ситуации, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации.

Key words: the professional standard of the teacher, educational standard of the bachelor of pedagogics, the rights of the child, support of children in conflict situation, The Declaration of the rights of the child, the Convention on the rights of the child, the Constitution of the Russian Federation.

В данной статье рассматривается проблема роли педагога в урегулировании конфликтной ситуации, в которой находится ученик. Согласно профессиональному стандарту педагога педагог должен: «уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях» [7].

В соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 540600 – педагогика включает общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общие математические и естественнонаучные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины направления, дисциплины профильной подготовки, факультативы [2]. Обучение именно поддержке детей в конфликтной ситуации в образовательной программе отсутствует, однако в профессиональном стандарте установлено данное требование к педагогу – «уметь помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации». Этим объясняется государственный заказ необходимости разработки данного вопроса. Общественный заказ связан с целесообразностью оказания поддержки детям, которая заключается в том, чтобы помочь им стать полноценными членами общества и создать им необходимые условия для нормальной жизни. Для рассмотрения данного вопроса необходимо начать с нормативно-правовых основ.

Право детей на получение поддержки и защиты официально закреплено в своде прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН в области защиты детей было создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в 1946 году [13]. Потом спустя два года в 1948 году Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой подчеркивается, что дети являются объектом особой защиты. В ней имеется отдельная статья, посвященная детям, в которой указывается, что «материнство и детство дают право на особое попечение и помощь» [1]. Однако первым документом ООН в области защиты прав детей является Декларация прав ребёнка, принятая в 1959 году. В ней представлены десять принципов, определяющих действия людей и организаций для обеспечения детям «счастливого детства» [3]. Так, например, поддержки детей в конфликтной ситуации касается девятый принцип, в котором указывается, что «ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации» [3].

Позднее 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, первый и основной международно-правовой документ обязательного характера, посвящённый правам ребенка в различных сферах. Данный документ состоит из 54 статей, представляющих права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет.

К поддержке детей в конфликтной ситуации в данном документе  относится 19-ая статья, в которой подчеркивается, что «государства-участники должны принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры для того, чтобы защитить ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления, злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения или эксплуатации, в том числе сексуального злоупотребления, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке» [4]. В данной статье подчеркивается, что данные меры защиты представляют собой эффективные процедуры для составления социальных программ для предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры» [4].

В России на сегодняшний день права детей регулируются следующими основными законами [6]: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и т.д. Все эти документы призваны обеспечивать достижение принципов Конвенции ООН о правах ребенка в России.

Так, например, в Конституции РФ к поддержке в конфликтной ситуации относятся 21-ая статья, в которой указывается, что государство должно охранять достоинство личности, и что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию»; 23-я статья, в которой указывается, что «каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени» [5, c.125]; 38-ая статья, в которой подчеркивается, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [5, c.128].

В Семейном кодексе Российской Федерации к данному вопросу относится 56-ая статья, в которой отмечается право ребенка на защиту своих прав и законных интересов и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. В данной статье указывается, что «должностные лица организаций и другие граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка со стороны родителей, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка» [8].

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» к поддержке детей в конфликтной ситуации относится 45-ая статья, в которой отмечается, что «для того, чтобы защитить свои права обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей имеют право: 1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся дисциплинарных взысканий; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, включая вопросы о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника» [11].

В федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» поддержки детей в конфликтной ситуации касается 7-ая статья, в которой отмечается, что «педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, осуществляющие функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях, связанных с обеспечением защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления» [12].

В Законе «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к поддержке в конфликтной ситуации относится 4-ая статья, посвященная социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [10].

Основными целями Национальной стратегии, разработанной на период до 2017 года, являются создание дружественных к ребенку услуг и систем; ликвидация всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

Относительно поддержки в конфликтной ситуации в данной стратегии для развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается: «создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении; cоздание сети организаций, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей»

Таким образом, можно сделать вывод, что к началу 21 века в мире была создана определенная система защиты прав детей на международном уровне, представленная в соответствующих нормативно-правовых документах. Россия в свою очередь должна обеспечивать реализацию принципов Конвенции о правах ребенка и выполнять рекомендации ООН.

Просмотрев пункты в нормативно-правовых документах, касающиеся поддержки детей в конфликтной ситуации, следует отметить, что согласно профессиональному стандарту педагог должен уметь помогать учащимся, находящимся в конфликтной ситуации, и защищать их достоинство и интересы. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка педагог должен защищать ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, злоупотребления и грубого обращения, и в качестве мер такой защиты в данной конвенции предусматривается разработка социальных программ для предоставления необходимой поддержки ребенку. Так, например, согласно нормативно-правовым документам предполагается создание комиссии по урегулированию споров в образовательном учреждении, а также организация школьных служб примирения для разрешения конфликтов в образовательных учреждениях, предотвращения правонарушений детей и подростков и улучшения отношений в образовательном учреждении.

 

Список литературы

1.     Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (дата обращения: 05.02.2016).

2.     Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Направление 540600 - Педагогика. Степень (квалификация) - бакалавр педагогики [Электронный ресурс]: приказ Минестерства Образования РФ от 27 марта 2000 г.) n 287 пед/бак. – Москва. URL: http://lawru.info/dok/2000/03/27/n396760.htm (дата обращения: 05.02.2016).

3.     Декларация прав ребенка 1959 года [Электронный ресурс]: принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения: 05.02.2016).

4.     Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (дата обращения: 06.02.2016).

5.     Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах [Текст]/ А.П. Любимов.- 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Издательство «Экзамен», 2004. – с.125, 128.

6.     Права ребенка [Электронный ресурс]. Проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Я – родитель». URL: http://www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/370734/ (дата обращения: 08.02.2016).

7.     Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550).- Москва. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 08.02.2016).

8.     Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон принят Гос. Думой 8 декабря 1995 г. от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_Law_8982/ (дата обращения: 08.02.2016).

9.     О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 1 июня 2012 . N 761. URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 09.02.2016).

10. О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: федеральный закон принят Гос. Думой 4 декабря 1996 г. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=12778 (дата обращения: 09.02.2016).

11. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.02.2016).

12. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон принят Гос. Думой 3 июля 1998 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 10.02.2016).

13. Энциклопедический словарь, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/17623/Детский (дата обращения: 06.02.2016).