Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК БАЗОВАЯ ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Формирование ценностного отношения к этнической культуре характеризуется как базовая функция социализации человека, определяющая не только важность бережного отношения и любви к своим корням, но и уважительного отношения к этнокультурным достижениям других народов.

С целью формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников нами было проведено исследование, в котором важна была опора на достижения психолого-педагогической науки, раскрывающей онтогенетические особенности младшего школьного возраста. Установлено, что данный возраст является наиболее сензитивным для формирования ценностного отношения личности к разным сферам действительности, в том числе к этнокультурным достижениям народов.

Предпосылками формирования этнокультурных ценностей на этапе младшего школьного возраста являются интенсивное развитие национальной идентичности, эмоциональной сферы, познавательных интересов, совершенствование нравственных форм поведения и освоение разных видов деятельности. Эти новообразования в структуре личности обеспечивают школьнику успешное взаимодействие с представителями различных этносов и культур.

Эмпирическое исследование было проведено в период 2011 - 2013 гг., приняли участие 336 младших школьников из начальных общеобразовательных школ № 16, села Летняя Ставка и № 15, аула Чур; из средней общеобразовательной школы № 14, аула Эдельбай и средней общеобразовательной школы № 1, г. Минеральные воды. Анализ экспериментального материала показал, что этническая группа туркмен-переселенцев стремится сохранить свою самобытность, транслировать достижения национальной культуры молодому поколению и представителям иных национальных сообществ, проживающих в едином геополитическом пространстве.

На первом этапе опытной работы проводился констатирующий эксперимент. В подходах к организации констатирующего эксперимента мы исходили из концепции Б.Г. Ананьева о необходимости создания целостной системы изучения личности, включающей данные  обо всех фазах ее развития и новообразованиях в мотивационно-ценностной, когнитивной и конативной сферах. Анализ литературных источников позволил выделить показатели для оценки уровней сформированности ценностного отношения к культуре туркменского этноса у младших школьников: мотивационно-ценностные, когнитивные, конативные. Заметим, что в качестве диагностического инструментария применялись следующие методы: экспертные оценки, наблюдение, беседы, анкетирование, метод изучения ценностно-ориентационного единства класса В.В. Шпалинского; проективные методики, методика изучения самооценки и ценностных ориентаций Ш. Шварца, М. Куна и др.

Качественный и количественный анализ трех серий констатирующего эксперимента позволил установить наличие трех групп младших школьников, имеющих различные характеристики оценочного отношения к этнической культуре народов, проживающих в едином геополитическом пространстве. Первую группу составили младшие школьники с высокими показателями ценностного отношения к этнической культуре (19,3%). Вторую группу составили дети, имеющие средние показатели ценностного отношения к этнической культуре народов, проживающих в едином геополитическом пространстве. Их оказалось большинство - 60,4%. Третью группу составили школьники, имеющие низкие показатели ценностного отношения к культуре народов, проживающих в их регионе (20,3%).

На этапе формирующего эксперимента была создана, апробирована и внедрена в экспериментальные школы программа формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса «Цветок дружбы - Достлыгың гүли». Содержание и этапы реализации программы были заданы теоретической моделью формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса. Структура программы сложилась из трех блоков, которые определяли последовательность опытной работы: целевого, развивающего и рефлексивно-коррекционного.

Основная работа с младшими школьниками носила групповой характер и складывалась из следующих этапов: игрового, проектно-творческого, дидактического. Так нами была разработана виртуальная игра «Путешествие вокруг света: Туркмения». Технология компьютерной игры уникальна тем, что она позволяла педагогу привлечь школьников к путешествию по миру. В нашем исследовании дорожная карта путешествия определяла конечную цель - Туркмению. Условия компьютерной игры решали дидактические задачи: обеспечивали знакомство со столицей государства, достопримечательностями, животными, природой, сельским хозяйством (http://turkmenia.96.lt/). Содержание виртуального путешествия позволяло детям постигать основы культуры, музыкального и прикладного искусства, традиций и языка туркмен.

Второй этап групповой работы был посвящен проектно-творческой деятельности и отражал вопросы социальных отношений, бытового уклада, культуры и достижений туркменского народа: «Моя родина в фотографиях и рисунках», «История моего села - история моего народа», «Прикладное искусство русского и туркменского народов: общее и разное». Для реализации проектов использовалась технология коллективных творческих дел, охватывающая шесть стадий: определение тематики и направленности, коллективное планирование, коллективная подготовка общего дела, активизация деятельности, подведение итогов, саморефлексия.

Важным дидактическим этапом реализации программы стал спецкурс «Родные истоки». Спецкурс являлся частью общей программы формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса. Для участия в нем детей приглашали на добровольной основе. Группа учащихся носила смешанный характер. Спецкурс проводился педагогом - носителем туркменского языка. Из числа желающих посещать данный спецкурс 95% школьников было из туркменских семей, 5% из смешанных. Материалы спецкурса, также как и материалы основной программы, были разделены на четыре блока: природа, предметный мир, социальный мир, я и моя семья. На организацию спецкурса повлияли запросы родителей. Технология реализации спецкурса была направлена на ознакомление школьников с основами туркменского языка через использование фольклора, поэзии, народных песен, дидактических игр и пр.

В рамках реализации экспериментальной программы проводилась индивидуальная работа с детьми, которая осуществлялась в форме субъект-субъектного взаимодействия педагога со школьником и его семьей. Она носила просветительскую, ориентирующую, направляющую и профилактическую функции. Дети включались в самостоятельный поиск информации о достижениях туркменского народа, интересных предметов народного быта.   Осуществлялась презентация в виде описаний, фотографий, демонстрации в социальных сетях и в школьном музее. Направляющая функция предлагала обсуждение личного опыта ребенка в сфере этнокультурного взаимодействия с представителями туркменского этноса. Профилактическая функция обеспечивала привлечение младшего школьника к самооценке и коррекции опыта поведения и общения с носителями иных этносов, и в частности, туркмен.

Сравнительные показатели результатов констатирующего и контрольного экспериментов свидетельствуют о том, что динамика ценностного отношения к культуре туркменского этноса у младших школьников очевидна. У респондентов первой группы с высокими показателями ценностного отношения к этнической культуре показатели достигли 43%. Во второй группе изменения показателей отразились в 45%. Третью группу составили школьники, имеющие низкие показатели 12%.

Результаты констатирующего и контрольного экспериментов свидетельствуют об увеличении количества респондентов имеющих высокие показатели ценностного отношения к культуре туркменского этноса на 23,7%. Это значение совпало с уменьшением количества респондентов со средними (-15,4%), и низкими (-8,3%) показателями.

Следует отметить, что объектами исследования выступили не только школьники и педагоги начальных классов, но и их семьи. Попутно заметим, что директора школ, организаторы воспитательной работы, психологи, учителя, руководители кружков принимали участие в работе и взаимодействии с исследователями на всех этапах экспериментальной работы.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о результативности проведенной работы. На всех этапах эмпирического исследования наиболее эффективными признаны уважительное отношение к субъектам образовательного процесса, безоценочное позитивное принятие детей разных национальностей и создание у них ситуации успеха, организация совместных видов деятельности детей, представителей разных национальностей и культур. Исследование было направлено на формирование у школьников самоуважения, осознание собственного личностного потенциала, национальной идентичности, гражданских качеств, любви к родному краю, уважения, интереса и принятия ценностей, важных для представителей иных этнических групп.

 

Список литературы

1.     Толстова    Н.А. Формирование     организационно-педагогической    компетентности     будущего    учителя информатики в образовательном процессе вуза // автореферат дис.. кандидата педагогических наук:13.00.08 / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2013

2.     Лидак Л.В., Гущина Е.В. Влияние развивающей образовательной среды вуза на динамику самореализации студента. Прикладная психология и психоанализ. 2010. № 3. С. 7.