Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДУХЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Авторы:
Город:
Рязань
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Во все времена существовала необходимость поиска наиболее оптимальных путей взаимодействия всех сфер социальной реальности в процессе нравственного совершенствования человека. Но в наше время эта проблема обозначается с новой силой в связи с размытостью существующих в обществе нравственных ориентиров. Особая речь здесь идѐт о формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения, так как от того какими они будут, во многом зависит духовно-нравственное здоровье общества и в целом его будущее.

Человек не может получить в наследство богатейшие достижения культуры предшествующих поколений без активного процесса познания, без всестороннего, многогранного воспитания. По мнению А.Н. Леонтьева, «чем больше прогрессирует общество, чем богаче становятся накопленные им итоги общественно исторической практики, тем более возрастает удельный вес воспитания и тем более усложняются стоящие перед ним задачи…» [5, с. 45]. Е.В. Бондаревская правомерно отмечает, что «в современной социокультурной ситуации речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностных оснований» [1, с. 29].

Раскрывая сущность социального воспитания в контексте теории ценностей, мы учитываем, что настоящая теория трактуется как «философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, их обусловленности социальными и культурными факторами и структурой личности» [11, с. 9]. «Ценность – любой объект (в т.ч. и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключѐнных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры» [10, с. 659].

Ценности относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени их сформированности можно в целом судить об уровне духовно-нравственного развития личности. Как отмечает Б.С. Братусь, они выполняют ряд функций. Одна функция связана с созданием образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличия сегодняшней ситуации. Другая функция ценностей заключается в том, что деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны еѐ успешности в достижении тех или иных целей и со стороны еѐ нравственной оценки. Опорой нравственной оценки являются смысловые образования, которые становятся личностными ценностями [2, с.31-32].

З.И. Равкин приходит к выводу, что в ходе исторического развития пополняется ценностно- мотивационный ряд, побуждающий человека к действию и приобретающий значение критерия, в свете которого судят о его поведении и деятельности. Он также отмечает, что Человек как самоценность высшего порядка, Труд, Мир, Свобода, Справедливость, Равенство, Добро, Истина и Красота во взаимодействии друг с другом обозначают новый рубеж, с которого начинается отсчет в развитии гуманистической культуры всей системы ценностей, составляющей основу ориентации сферы образования во всех его звеньях на стратегические цели [11, с. 88].

Вопрос о том, что способствует приобщению человека к тем или иным ценностям и формированию у него тех или иных ценностных ориентиров, представляет интерес для многих исследователей. Так, Л.В. Мардахаев подчѐркивает, что идеологами, организаторами воспитания выступают государство и общество [7, с. 104]. Они определяют его цель, направленность, содержание и т.д. Предлагаемый ими социальный идеал, выступает регулятором для жизненных установок каждой конкретной личности. Она может взять его за основу, а может выстраивать свой жизненный путь как противодействие ему. Н.В. Мартишина пишет: «каждый из нас, определяясь в собственных ценностных приоритетах, испытывает влияние различных факторов: собственного жизненного опыта; ближнего окружения (семья, друзья, коллеги); социальных установок, целенаправленно или стихийно организованных и внедряемых в сознание; веры и религии; особенностей национальной истории и культуры; глобальных тенденций в развитии мирового сообщества и т. д.» [8, с. 52]. Происходит осмысление предлагаемых ценностных ориентиров, построение личностной иерархии ценностей, еѐ соотнесение с иерархии ценностей, принятой в обществе, что в своѐм единстве во многом приводит к формированию духовно- нравственной личности.

Социальное воспитание не может рассматриваться в контексте теории ценности только как приобщение человека к миру ценностей в смысле простого знакомства и безропотного принятия. В приобщении, по нашему мнению, всегда есть момент оценивания, осмысления. Именно эти процессы позволяют совершать человеку духовный, нравственный, ценностный выбор, который и отличает личность социально-нравственного типа. Термин «социально-нравственный тип личности» заимствован нами из работы В.Н. Назарова и Г.П. Сидорова

«Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах». Раскрывая его отличительные черты, авторы обратили внимание на наличие у человека нравственной опоры, жизненной позиции, исполнение им социальной роли [12].

Мы разделяем мнение Е.О. Галицких: «Ценности не передаются тем же путѐм, что и знания, путь их освоения лежит, прежде всего, через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца»» [3, с. 10-11]. Приведѐнные слова могут быть в полной мере отнесены и к ценностям социального воспитания, которое связано с организацией социальной реальности в интересах отдельного человека и общества в целом. По мнению К.Э. Циолковского, человек, «делающий добро другим делает его самому себе» [6, 32]. Это высказывание согласуется с нашим пониманием социально-нравственного типа личности и акцентирует внимание на ценности, отражающей принцип и способ построения социальных отношений, присущие ему. Добро сочетается с умением чутко воспринимать окружающий мир. В этой связи хочется вспомнить строки из песни И. Талькова: «Этот мир несовершенный состоит из всех из нас. Он прямое отраженье наших чувств и наших глаз. Этот мир не станет лучше и не станет он добрей, если сами мы добрей не станем».

Н. Гартман пишет: «оптимизм нравственных ценностей содержит в себе великие человеческие идеалы: Добро, Истина, Красота, которые реализует  не отдельный  человек, но человеческие устремления большего масштаба – общество. Этому соответствует ценность особого рода – надежды. Надежда не есть собственно нравственная ценность, не является новой «добродетелью», но предвосхищает содержание формы счастья, которого достоин каждый человек» [4, с. 442]. Несколько иначе, но о том же, размышляет Я.И. Мильнер-Иринин:

«Все ценности, создаваемые человеком, как материальные, так и духовные, являются нравственными ценностями только и исключительно благодаря добру, получают своѐ оправдание только от него; иными словами, не будь добра, не было бы никаких нравственных ценностей, как таковых» [9, с. 59].

Под ценностями социального воспитания мы понимаем социально-значимые ориентиры жизнедеятельности человека, вобравшие в себя позитивный проверенный духом времени социально-культурный опыт прошлого, отражающие социально-нравственные приоритеты настоящего и прогнозирующие принципы построения и смысловые характеристики будущего социума.

 

Список литературы

1.      Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1995. – №4. – С. 29-36.

2.      Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). – М.: Знание, 1985. – 64с.– (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». №3).

3.      Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с.

4.      Гартман Н. Этика. – СПб.: Владимир Даль, 2002. – 707 с.

5.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с. 

6.      Мапельман В.М. «Я хочу привести вас в восторг… от ожидающей всех судьбы» (Космическая этика К.Э. Циолковского) (Из цикла «История этических учений»). – М.: Знание, 1991. – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика»; №4).

7.      Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.

8.      Мартишина Н.В. Становление творческого потенциала личности педагога: монография - М., Изд. дом Рос. акад. образования; Моск. психол.-соц. ин-т, 2006 – 264 с.

9.      Мильнер-Иринин Я.И. Этика, как принципы истинной человечности. – М.: Наука, 1999. – 520 с.

10.   Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – М., «Соврем. Слово», 2005. – 720 с.

11.   Равкин З.И. Конструктивно-генетический подход к исследованию ценностей образования – одно из направлений развития современной отечественной теории педагогики // Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равкина; ИТПиО РАО. – М., 1995.

12.   Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. – М.: Политиздат, 1989. – 605 с.