Проблема умственного развития была и остается одной из самых значимых в отечественной педагогике и психологии. На современном этапе она приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в умственном развитии, испытывающих в следствии этого трудности в обучении. Среди них встречаются дети с общим недоразвитием речи, с задержками психического развития, с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы, с минимальной мозговой недостаточностью и пр. Психическая незрелость, в большинстве случаев, сочетается с физической ослабленностью, нередко с нарушением здоровья.
В специальных детских учреждениях одним из средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического и психического развития являются физические упражнения. Использование физических упражнений определяется большой ролью движений во всей жизнедеятельности ребенка. Они оказывают положительное влияние на функциональное развитие всех основных систем организма, и в первую очередь на мышечную, которая играет основную роль при выполнении произвольных движений. Отмечено благоприятное влияние физических упражнений и на ЦНС. Они способствуют повышению работоспособности клеток коры головного мозга и их устойчивости к сильным раздражителям, улучшению аналитико-синтетической деятельности ЦНС и взаимодействию двух сигнальных систем, более быстрому формированию положительных условных рефлексов, что сопровождается повышением интенсивности и концентрации внимания, улучшением памяти.
Одной из действенных форм занятий по физической культуре для детей с задержкой психического развития будут занятия ритмической гимнастикой, с сюжетно-ролевой направленностью. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, регулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и побуждать интерес детей к разнообразной деятельности. “Конвейерный” принцип отдельных упражнений представляет собой прием втягивания в общее дело трудных, негативно настроенных детей. В этих случаях умело проводимая ритмическая гимнастика, постоянно задает ребенку волевые задачи. Делая музыкальный ритм организатором движений, можно развивать у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Особенно ценно то, что организм должен считаться с постоянно меняющимися условиями, при этом почти исключается возможность психического и физического автоматизма, постоянно требуется осознанная ориентировка в движениях.
Таким образом, можно сделать предположение о том, что комплексы ритмической гимнастики можно использовать как коррекционное средство для детей с теми или иными отклонениями в психическом развитии. Но, коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков. Поскольку ведущая деятельность дошкольников – игра, она может быть с успехом использована для коррекции личности ребенка, развития его познавательных процессов. В содержание уроков ритмической гимнастики для детей с задержкой психического развития положены сюжеты сказок, игровые сюжеты бытовой направленности и в процессе занятий дети приобретают опыт самостоятельной организации игр.
Но требования к методике проведения и содержанию занятий по ритмической гимнастике, сюжетно- ролевой направленности для детей с задержкой психического развития несколько иные, чем для нормально развивающихся детей. Основные требования заключаются в следующем:
· каждое занятие должно включать не большое количество нового материала;
· для разучивания новых упражнений необходимо делить группу на подгруппы;
· учитывать слабое физическое развитие и быструю утомляемость детей с ЗПР, в следствии чего, увеличить продолжительность подготовительной и заключительной частей занятия, четко дозировать мощность и длительность нагрузки;
· чередовать задания, требующие подвижности, резких движений, высокого темпа исполнения, с легкими, спокойными упражнениями, упражнениями на внимание, на дыхание;
· каждое занятие, а при необходимости и отдельные его этапы, должны заканчиваться упражнениями на снятие напряжения, на расслабление, успокоение;
· новый материал, требующий значительной умственной нагрузки, следует вводить в первой половине занятия;
· используется средние темп и громкость звучания музыки;
· необходимо приучать детей с ЗПР проговаривать задание, называть выполняемые действия, замечать и называть допущенные товарищами ошибки, высказывать качественную оценку собственного выполнения.
Правильно организованные занятия сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой, способствуют более полноценному физическому развитию, укреплению организма, повышению общей работоспособности детей с ЗПР, и оказывают влияние на такие показатели психического развития, как память, мышление, произвольность, сюжетно-ролевая игра и связанные с ней новообразования. В представленных ниже таблицах видны изменения параметров координационной подготовки детей с ЗПР, их психического развития. Их анализ позволяет наглядно увидеть улучшение исследуемых параметров.
Таблица 1
|
|
x ± d |
|
x ± d |
|
Показатели |
Начало учебного года |
t расчетно е |
Конец учебного года |
|
Теппинг-тест (кол-во ударов) |
19.8±4.6 |
5.9 |
25.8±2.6 |
|
Чувство ритма (баллы) |
3.3±1.7 |
3.1 |
4.4±0.6 |
|
Способность к согласованию движений (баллы) |
1.7±1.08 |
6.1 |
3.9±1.3 |
|
Равновесие правая нога (с)
левая нога (с) |
25.03±16.4 |
8.57 |
52.03±0.7 |
|
25.05±16.8 |
8.44 |
1.01±0.14 |
Таблица 2
![]()
Показатели психического развития
|
|
x ± d |
|
x ± d |
|
Показатели (баллы) |
Начало учебного года |
tрасчетное |
Конец учебного года |
|
Произвольность |
8.2±6.6 |
9.31 |
25.46±7.1 |
|
Память Игровой тест Зрительный тест Двигательный тест |
3.7±0.8 |
5.7 |
4.7±0.5 |
|
3±2.2 |
5.35 |
6.1±2.06 |
|
|
2.1±0.9 |
12.4 |
4.25±0.29 |
|
|
Внимание Зрительный тест Двигательный тест |
4.5±2.3 |
3.05 |
6.5±2.6 |
|
3.8±0.7 |
2.88 |
4.3±0.7 |
|
|
Мышление Нагл-действ. |
15.1±2.3 |
5.2 |
17.9±0.6 |
|
Нагл-образн. |
13.6±4.8 |
5.2 |
19.3±3.1 |
Представленный табличный материал позволяет увидеть выравнивание параметров координационной подготовки и проявлений психической сферы у детей с ЗПР с помощью занятий ритмической гимнастикой.
1. Максимова С.Ю. Модель музыкально-двигательного адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / Максимова С.Ю., Фомина Н.А. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 1. С. 63-65.
2. Максимова С.Ю. Теоретико-методологическое обоснование интеграционных возможностей физического воспитания / Максимова С.Ю., Фомина Н.А. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 5. С. 53-54.
3. Фомина Н.А. Интеллектуальное развитие ребенка в процессе музыкально-двигательной деятельности / Фомина Н.А., Максимова С.Ю., Прописнова Е.П. // Теория и практика физической культуры, 2016. № 10. С. 62-65.