«Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать…»
Развитее технологий требует новых новшеств и усовершенствований, автоматизации технологических процессов, которые основаны на работе автоматизированных технических систем. Робототехника проникла в различные области человеческой деятельности.
С развитием технологий возникает проблема в нехватке квалифицированных кадров, которые могут создавать и управлять роботизированными системами. Решить эту проблему можно. Необходимо развивать процессы обучения на всех этапах формирования таких кадров и начинать нужно с раннего возраста.
Особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, так как именно в этом возрасте закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Главные задачи, которые сегодня стоят перед педагогами – это формирование мотивации развития обучения, творческого мышления, самостоятельности в принятии решений, инициативности и познавательной деятельности дошкольников и школьников.
Для решения этих важных задач необходимо акцентироваться на внедрении исследовательских и проектных методов, основанных на конструировании и робототехнике.
Актуальность направления состоит в том, что конструирование и робототехника в современном мире даёт детям технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал.
Так как с дошкольного возраста конструктор развивает мелкую моторику и конструктивное мышление, в равной степени работают голова и руки, активно развивая полушария голоного мозга. Ребенок произвольно осваивает устный счет, состав числа, учится производить простые арифметические действия, в игровых ситуациях развивает речь, и умение высказывать свои мысли. Всё это способствует всестороннему развитию ребенка.
Актуальность работы направлена на формирование творческой личности, умеющей креативно, нестандартно мыслить. Технологические наборы конструктора LEGO Education WeDo (Рисунок 1 - А) и LEGO MINDSTORMS EV3 (Рисунок 1 - Б) ориентированы на изучение основных физических принципов и базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.
Использование конструкторов серии LEGO WeDo и LEGO EV3 позволяют решать не только типовые задачи, но и нестандартные ситуации, исследовать датчики и поведение роботов, вести собственные наблюдения, развивать техническое творчество. Кроме того, работа в команде способствует формированию умения взаимодействовать, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи.
Главной целью является развитие творческих способностей и формирование раннего профессионального самоопределения детей дошкольного, школьного возраста в процессе конструирования и изучения робототехники.
Задачи:
- развить творческие способности и логическое мышление детей;
- научиться создавать и конструировать различные простые и сложные механизмы;
- расширить знания детей об окружающем мире, о мире техники;
- развить коммуникативные способности детей, умение работать в паре и группе;
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- развить умение творчески подходить к решению поставленных задач;
- научиться применять датчики наборов LEGO WeDо и LEGO EV3 для исследования окружающей среды;
- научиться составлять простые и сложные алгоритмы.
- формирование способностей детей к саморазвитию, самообразованию и самоконтролю на основе робототехнической и учебной деятельности;
- формирование современного мировоззрения соответствующего современному развитию общества и науки;
- формирование коммуникативной и ИКТ - компетентности для успешной социализации и самореализации в обществе.
В ходе изучения курса ребенок научиться:
- творчески и логически подходить к решению поставленных задач;
- создавать и конструировать различные простые и сложные механизмы;
- простым методам и формам обработки и анализа данных;
- ИКТ - компетентности и информационной культуры;
- работать в паре, группе, что поможет развить коммуникативные способности;
- составлять простые и сложные алгоритмы;
- умениям автоматизировать и решать поставленные задачи, используя компьютер и технические устройства как инструмент.
Обучение по данному курсу поможет детям в дальнейшем развить творческие возможности и определить свои склонности к инженерно-техническому конструированию и моделированию.
1. Асмолов А. Г., Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – Москва: Просвещение, 2011. – 159с.
2. Жупиков Ю. Ю., V Всероссийской конференции «Современное технологическое обучение: от компьютера к роботу» (сборник трудов). – СПб: ЗАО «Полиграфическое предприятие №3», 2016. – с. 18 – 32с.
3. Корягин А. В., Сборник методических рекомендаций и практикумов Lego WeDo. – Москва: ДМК- Пресс, 2016. – 254с.
4. Котегова И. В. Рабочая программа «Технология применения программируемых робототехнических решений на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3», – Москва: ООО «ЛЕГО», 2014. – 6с.
5. Погребова Н. Б., Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы (Из опыта работы по апробации ФГОС) / Н. Б. Погребова, О. Н. Хижнякова, Н. М. Малыгина, – Ставрополь: СКИПКРО, 2010. – 78с.
6. Рудишин И. А., Вопросы технических наук: новые подходы в решении актуальных проблем, / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3., – Казань: ИЦРОН, 2016. – с. 22 – 162с.
7. Корпорация «Lego Group». Lego Education – [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.lego.com/education/ (дата обращения 11.12.2016).