Введение федеральных государственных образовательных стандартов в системе школьного образования ориентирует нас, педагогов, на достижение трёх групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Системно-деятельностный подход определяется как условие их достижения.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандарта нового поколения. Важной составляющей системно-деятельного подхода является собственная учебная деятельность школьников, она реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития ребёнка, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Перед учителем стоит важная педагогическая задача: проектирование и организация условий, инициирующих действие ученика. В практическом преподавании реализация технологии деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов, одним из которых является принцип творчества, означающий ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Следует отметить, что деятельностным делает урок высокая активность обучающихся на всех его этапах, их заинтересованность в результатах обучения, ориентация на успех. Не существует никаких «обязательных для всех» приёмов обучения: их подбирает учитель, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся и классных коллективов. Одним из этапов современного урока является этап рефлексии, на котором организуется самооценка учениками деятельности на уроке, в завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности (соотнесение цели урока и его результатов, самооценка выполненной работы на уроке, осознание получения нового знания). Одним из эффективных приёмов, обеспечивающим деятельностный подход в обучении на этапе рефлексии, является синквейн.
«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1. строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2. строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3. строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4. строка – фраза, несущая определенный смысл;
5. строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.
Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
|
Как работать с синквейнами |
Организационные формы работы с синквейнами |
|
1.Составление нового синквейна. 2.Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна. 3.Коррекция и совершенствование готового синквейна. 4.Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна. |
1.Самостоятельно при выполнении домашней работы. 2 .Самостоятельно на практическом занятии. 3.В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме. 4.В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн. 5.При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна. |
Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:
- знает содержание учебного материала темы;
- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;
- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
Примеры синквейнов по литературным произведениям:
|
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» |
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
В. Распутин «Уроки французского» |
|
Тарас Бульба, Великий, могучий, |
Маленький принц, Искренний, ищущий, |
Учительница, Настоящая, добрая, |
|
Борется, преодолевает, страдает. Им гордится всё Запорожье. Патриот! |
Верит, любит, думает. Идеал чистой души! Настоящий друг |
Учит, воспитывает, любит. Дала лучший в мире урок. Добродетель. |
Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Интересно составление синквейна в групповом взаимодействии: каждая группа может представить свой синквейн на заданную тему, например, на повторительно-обобщающем уроке. Обсуждение результатов работы групп активизирует внимание на учебном материале, способствует повышению уровня мотивации.
Составлять синквейн очень просто и интересно не только для школьников, но и для педагога. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает логическое и образное мышление, расширяет словарный запас, позволяет систематизировать собственные представления школьников о теме и содержании урока.
1. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2006.
2. Макарова Т.И. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка.http://schfive.narod.ru/opyt/pub_russian.doc
3. Селевко С.К. Современные педагогические технологии. – М.: Просвещение, 1995.
4. Успенская Т.В. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с опорой на дидактические игры как средство обучения. http://festival.1september.ru/articles/602193/