В современных условиях значительного повышения в женском волейболе интенсивности соревновательной игры возрастает потребность в таких игроках, которые на фоне высокого уровня физической подготовленности демонстрируют качественное владение техническими приемами и тактическими комбинациями [2, 3].
Вместе с тем, вопрос технико-тактической подготовки женщин-волейболисток слабо освещен в современных научных исследованиях и научно-методических разработках. В этой связи возникает необходимость поиска подходов, способствующих повышению уровня эффективности тренировочного процесса волейболисток с учетом их индивидуальных различий [1].
Одним из перспективных направлений решения данной проблемы является разработка и внедрение в технико-тактическую подготовку волейболисток гендернодифференцированного подхода.
С целью доказательства эффективности использования данного подхода был организован и проведен педагогический эксперимент с участием волейболисток 14-15 лет, дифференцированных по гендерному типу (маскулинные и фемининные).
На Рисунке 1 представлены схемы построения микроциклов для волейболисток разного гендерного типа.
В соответствии с предложенной структурой построения микроциклов, при работе с фемининными девушками в тренировочное занятие включались технический прием или тактическая комбинация, работа по совершенствованию которой велась на предыдущей тренировке.
В ходе эксперимента произошли изменения в результатах показателей технической подготовки спортсменок.
Так, в группе маскулинных девушек контрольной группы результаты по всем тестам, оценивающим
уровень технической подготовленности, улучшились, но обнаруженные изменения статистически не достоверны (Табл.1).
В экспериментальной группе маскулинных волейболисток, занимающихся по разработанной методике, достоверное повышение уровня выполнения тестов проявилось при воспроизведении точности второй передачи (прирост 17,96%) и подаче мяча по зонам (прирост 17,60%) (Р<0,05) (Рисунок 2).
В группе фемининных девушек также достоверно изменились результаты при выполнении второй передачи (прирост 8,85%), подачи по зонам (прирост 13,14%) и приеме подачи (прирост 15,32%) (Р<0,05).
Таблица 1 Динамика показателей технической подготовленности волейболисток 14-15 лет разного гендерного типа
|
|
тесты |
показ. |
ДО |
ПОС |
ДО |
ПОС |
ДО |
ПОС |
ДО |
ПОС |
|
МАСКУЛИННЫЕ |
ФЕМИНИННЫЕ |
||||||||
|
Точность второй
передачи |
М |
4,04 |
4,33 |
4,20 |
5,03 |
4,36 |
4,67 |
4,60 |
5,13 |
|
±m |
0,18 |
0,13 |
0,17 |
0,19 |
0,16 |
0,13 |
0,16 |
0,13 |
|
|
Прием подачи |
М |
3,33 |
3,47 |
3,40 |
3,95 |
3,27 |
3,40 |
3,20 |
3,73 |
|
±m |
0,19 |
0,22 |
0,19 |
0,22 |
0,21 |
0,21 |
0,14 |
0,18 |
|
|
Передача
по зонам |
М |
4,47 |
4,80 |
4,57 |
5,60 |
4,85 |
5,00 |
4,91 |
5,60 |
|
±m |
0,13 |
0,14 |
0,13 |
0,21 |
0,17 |
0,16 |
0,19 |
0,13 |
|
Примечание: выделены статистически достоверные различия
У маскулинных девушек контрольной группы результаты по всем тестам, оценивающим уровень тактической подготовленности, улучшились, но обнаруженные изменения статистически не достоверны.
Таблица 2 Динамика показателей тактической подготовленности волейболисток 14-15 лет разного гендерного типа
|
Контрольные
тесты |
Стат.
показ. |
КОНТР. |
ЭКСПЕРИМ. |
КОНТР. |
ЭКСПЕРИМ. |
||||
|
ДО |
ПОС |
ДО |
ПОС |
ДО |
ПОС |
ДО |
ПОС |
||
|
МАСКУЛИННЫЕ |
ФЕМИНИННЫЕ |
||||||||
|
Вторая
передача |
М |
4,07 |
4,20 |
4,13 |
4,60 |
4,07 |
4,13 |
4,13 |
4,73 |
|
±m |
0,15 |
0,11 |
0,13 |
0,13 |
0,15 |
0,13 |
0,09 |
0,12 |
|
|
Нападающий
удар |
М |
4,13 |
4,27 |
4,07 |
5,20 |
4,13 |
4,20 |
4,13 |
5,07 |
|
±m |
0,19 |
0,15 |
0,15 |
0,17 |
0,17 |
0,14 |
0,17 |
0,15 |
|
|
Блокирование |
М |
4,73 |
4,87 |
4,87 |
5,60 |
4,67 |
4,80 |
4,73 |
5,20 |
|
±m |
0,12 |
0,09 |
0,09 |
0,13 |
0,13 |
0,14 |
0,12 |
0,14 |
|
Примечание: выделены статистически достоверные различия
У маскулинных волейболисток, занимающихся по экспериментальной программе, наблюдалось достоверное повышение уровня тактического мастерства, что проявилось при выполнении всех использованных тестовых заданий.
Анализ результатов фемининных девушек показал, что в данной группе также достоверно изменились результаты при выполнении использованных тестов. Здесь точность действий при выполнении второй передачи в среднем улучшилась от 4,13 до 4,73 (Р<0,01); качество нападающего удара достигло улучшения от 4,13 до 5,07 (Р<0,01), а показатель блокирования улучшился от 4,73 до 5,20 (Р<0,05).
В контрольной группе волейболисток результаты прироста показателей по данным тестам были не достоверны.
Таким образом, использование гендернодифференцированного подхода в тренировочном процессе юных волейболисток способствовало повышению уровня их технико-тактической подготовки.
1. Ворожбитова, А.Л. Гендер в спортивной деятельности / А.Л. Ворожбитова – М.: Флинта, 2011. – 227 с.
2. Глазкова, Н.В. Технико-тактическая подготовка юных спортсменов игровых видов спорта с учѐтом их психофизиологических особенностей/Н.В. Глазкова: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 – Малаховка, 2011– 23 c.
3. Мещерякова, О.Н. Оптимизация технико-тактической подготовленности юных волейболисток на основе развития специальной ловкости: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04/О.Н. Мещерякова – Санкт- Петербург, 1994 – 24 c.