05 января 2016г.
В настоящее время, когда казахстанские предприятия, организации и фирмы, трансформируясь в мировую экономическую систему хозяйствования, попадают в жесткие условия конкурентной среды товаропроизводителей продукции и услуг, требуется системность действий менеджеров, решения которых должны опираться на анализ результатов состояния всех компонентов, входящих в объект управления.
Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневный работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы.
Первую составляет знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в сложнейших условиях, когда время все чаще становится решающим фактором успеха; поступающая информация может быть неполной и недостоверной; принимаемые решения должны отвечать требованиям ситуации; сама ситуация характеризуется неопределенностью, быстрый сменяемостью; персонал организации может оказаться неготовым к изменениям.
Эти и другие факторы предопределяют требования к специальным знаниям и умениям, которые необходимы менеджерам (3):
- Они должны уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.
- Они должны знать все, что связано с внешней средой организации и происходящими в ней изменениями:
- Они должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии, знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли;
- должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы;
- менеджерам необходимы знания и умения по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию;
- они должны владеть методами планирования и прогнозирования работы организующие и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современный информационной технологии и средств коммуникации.
Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять самими. Для выполнения конкретных функций есть определенные качества, которые в обязательном порядке должны быть присущи современному менеджеру, среди которых личные, профессиональные, организаторские и деловые.
Профессионально важные качества менеджера на трех уровнях:
- на уровне задач деятельности менеджера;
- на поведенческом уровне;
- на уровне свойств личности.
Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.
Организаторские качества характеризуются умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль.
Наиболее важными организаторскими качествами являются:
- психологическая избирательность, способность адекватно, без искажения отражать психологию организации;
- критичность и самокритичность- способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках;
- психологический контакт- способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей;
- требовательность- способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;
- склонность к организаторской деятельности, т.е. потребность в ее выполнении;
- способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
Следует отметить и другие организаторские качества современных менеджеров, такие как:
- целеустремленность – умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;
- гибкость – способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя при этом принципиальных позиций;
-работоспособность – способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью.
- настойчивость – волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленный цел.
- самостоятельность – способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
- дисциплинированность- подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
- инициативность- умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечатьпути их воплощения.
Необходимо отметить, что основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управления является интеллектуальные качества. Кроме того существенные значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:
- способность кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
- социальная компетентность при реализации своих целей.
Мотивационно – волевые качества также присущи профессиональному менеджеру, среди которых:
- стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
- осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность);
- самоопределение (свобода, открытость);
- социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, уверенная манера держать себя).
Профессиональные функции современного менеджера целесообразно разделить на 3 группы (2).
1 группа – Базовые функции общего менеджмента, они являются универсальными для менеджеров и всех видов деятельности, независимо от подразделения, в котором менеджеры работают и уровня, которой они занимают. Следует отметить, что эти функции универсальны и образуют каркас содержания труда менеджера.
Базовые функции менеджера включают:
- прогнозирование, планирование и принятие решений по конечным результатам;
- организацию работы подразделений, групп и каждого работника;
- контроль эффективности выполнения планов;
- активизацию, мотивацию и многоуровневое стимулирование кадров;
- достижение эффективных коммуникаций;
- создание благоприятной среды трудовой деятельности;
- подбор кадров, их ротация, сочетание обновления со стабилизацией кадровой системы;
- руководство и выполнение функций лидерства;
- создание положительного имиджа организации и работников;
- непрерывное обучение и стимулирование самообучения персонала;
- непрерывное внедрение инноваций по всем видам деятельности.
2 группа – Интегральные функции менеджмента. Эти функции образуют общую платформу и ядро для всех других функций. Их особенность состоит в обобщенном характере и влиянии на все функции и все виды действий менеджеров. Эти функции включают:
- разработку собственных концепций и систем эффективного менеджмента;
- развитие интеллектуальных функций, нестандартного мышления, быстрой реакции;
- развитие сетевых методов работы в командах и по проектам, переход к моделям динамичной распределенной власти;
- развитие позитивной культуры менеджмента: взаимные доверие и уважение, открытость, честность, доброжелательность, справедливость, дебюрократизация, достойная оплата труда персонала.
3 группа – специальные функции менеджмента – это новые функции как самостоятельные возникли сравнительно недавно в связи с усложнением и расширением специализации управленческого труда. Так, место системы маркетинга постепенно стал занимать маркетинговый менеджмент, который содержит не только всю систему прежнего маркетинга, но и все необходимые средства по управлению маркетингом.
Список литературы
1. Дамитов С.К. Основы современного менеджмента Алматы – ТОО «Полиграфкомбинат» - 2012. – 556с.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент – 1997, 3-е издание-501с).
3. Питер Ф. Друкер. Энциклопедия менеджмента 2004 – 432с.