05 января 2016г.
Кластерная политика – является составной частью экономической политики государства. Цель заключается в поддержке развития кластеров на определенных территориях за счет создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности, а также в эффективности взаимодействия участников кластера. Особенностью кластерной политики по сравнению с промышленной политикой является исключительная ориентация на конкурентоспособные виды деятельности региона либо страны.
В основе механизма формирования и адекватного функционирования инновационного развития Ставропольского края лежит специфика социально-экономической системы региона. Одним из основных факторов повышения характеристик деятельности предпринимательских структур разного уровня, учреждений науки и образования с учетом их качественного своеобразия является создание инновационного кластера [2].
Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края декларирован «принцип территориально-кластерного подхода к управлению экономическим развитием» региона и формирование кластеров двух уровней: регионального (федерального) и муниципального (местного) [5]. Данный факт позволяет отметить несоответствие между текущим положением дел и выбранными приоритетами в региональном развитии. В качестве основных приоритетов реализации кластерной политики в Ставропольском крае называют формирование инновационных территориально-отраслевых кластеров по следующим направлениям:
- «электроэнергетика и освоение нетрадиционных источников энергии (солнечной, геотермальной, ветровой);
- биомедицина, фармакология и фармацевтика;
- нанотехнологии и наноиндустрия;
- производство и глубокая переработка сельскохозяйственной продукции;
- добыча и розлив лечебной и столовой воды (розлив минеральной и родниковой воды, производство стекольной и полиэтиленовой тары);
- химическое производство;
- обрабатывающие производства (машиностроение и металлообработка, выращивание и обработка синтетических кристаллов, кремневых пластин для солнечной энергетики, производство импортозамещающих комплектующих для автомобильной промышленности, новых изделий трубопроводной арматуры, приборостроение, мебельное производство, сельскохозяйственное машиностроение, дубление и отделка кожи, швейное производство, производство электрооборудования);
- добыча и переработка минерального сырья (добыча и обогащение кварцевых песков, производство стекольной продукции, поликремния, строительных смесей, современных строительных материалов)» [3].
Принимая во внимание выделенные направления для организации инновационных территориально- отраслевых кластеров, отметим, что на данном этапе дробление по отраслевому признаку не нашло воплощения и не было подтверждено на практике.
Основным инструментом регулирования инновационной кластеризации является программа развития кластера, формирующаяся под влиянием основных положений Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, федеральных и государственных отраслевых программ, отраслевых программ развития Ставропольского края.
Отразим организационный механизм кластерного объединения в процессной модели (рисунок 1), предполагающей учреждение Правительством Ставропольского края некоммерческого партнерства «Инновационный кластер Ставропольского края» (НП «ИКСК»), членами которого станут предприятия.
Предложенная структурно-логическая модель, основанная на интеграционном механизме участников, механизмах взаимодействия, инструментах регулирования и целях участников, способствует синхронизации научно-исследовательских, трансфертных и диффузионных процессов.
Финансирование деятельности некоммерческого партнерства предлагается осуществлять из смешанных источников: за счет взносов членов и субсидии органов региональной власти [1].
Предполагаемая структура некоммерческого партнерства:
- общего собрания членов партнерства (т.е. участников кластера);
- научно-технического совета, формируемого из ведущих экспертов членов партнерства;
- рабочих групп по направлениям, формируемых из представителей организаций-участников кластера [4];
- исполнительная дирекция, функционирующая в целях технического сопровождения деятельности партнерства.
Как видно из процессной модели механизма интеграции участников инновационного кластера (Рисунок 1), по итогам первого года функционирования, в ходе которого должна быть разработана и утверждена программа развития, проводится первый мониторинг интеграционного потенциала, а затем ежегодно.Кластерная политика – является составной частью экономической политики государства. Цель заключается в поддержке развития кластеров на определенных территориях за счет создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности, а также в эффективности взаимодействия участников кластера. Особенностью кластерной политики по сравнению с промышленной политикой является исключительная ориентация на конкурентоспособные виды деятельности региона либо страны.
Рис.3. Оптимальная модель кластеризации в Ставропольском крае
Данная процессная модель сможет сформировать и активизировать следующие процессы: рост объемов наукоемкой продукции, малого предпринимательства в высокотехнологичном секторе, вовлечении молодежи в прикладную науку, рост заработных плат в научном секторе
и организациях кластера
в целом.
Также
интеграция инновационного кластера
позволит улучшить
функционирование учреждений образования, науки и бизнес-структур разного
уровня, объединенных в нем.
Список литературы
1. Антонов, Г.Д. Предпосылки интеграции и эволюция интеграционных структур в России / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова
// Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – №5.
2. Беляков, Г.П. Интеграция предприятий в инновационный кластер / Г.П. Беляков, Э.В. Степанова
// Проблемы современной экономики. – 2011.
– № 4. – С. 28–32.
3. Закон Ставропольского края от 11 марта 2004 г. №13-кз «Об инновационной деятельности в Ставропольском крае» [Электронный ресурс].
– Режим доступа:
http://stavinvest.ru/index.php
4.
Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах
Российской Федерации от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec
5. Приказ министерства экономического развития Ставропольского края от 29 июня 2009 г. № 220/од «Об утверждении Стратегии
развития инновационной сферы в Ставропольском крае до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stavinvest.ru/index.php