Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   Кластерная политика – является составной частью экономической политики государства. Цель заключается в поддержке развития кластеров на определенных территориях за счет создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности, а также в эффективности взаимодействия участников кластера. Особенностью кластерной политики по сравнению с промышленной политикой является исключительная ориентация на конкурентоспособные виды деятельности региона либо страны.   

   В основе механизма формирования и адекватного функционирования инновационного развития Ставропольского края лежит специфика социально-экономической системы региона. Одним из основных факторов повышения характеристик деятельности предпринимательских структур разного уровня, учреждений науки и образования с учетом их качественного своеобразия является создание инновационного кластера [2].

   Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края декларирован «принцип территориально-кластерного подхода к управлению экономическим развитием» региона и формирование кластеров двух уровней: регионального (федерального) и муниципального (местного) [5]. Данный факт позволяет отметить несоответствие между текущим положением дел и выбранными приоритетами в региональном развитии. В качестве основных приоритетов реализации кластерной политики в Ставропольском крае называют формирование инновационных территориально-отраслевых кластеров по следующим направлениям:

-   «электроэнергетика и освоение нетрадиционных источников энергии (солнечной, геотермальной, ветровой);

-   биомедицина, фармакология и фармацевтика;

-   нанотехнологии и наноиндустрия;

-   производство и глубокая переработка сельскохозяйственной продукции;

-   добыча и розлив лечебной и столовой воды (розлив минеральной и родниковой воды, производство стекольной и полиэтиленовой тары);

-   химическое производство;

-   обрабатывающие производства (машиностроение и металлообработка, выращивание и обработка синтетических кристаллов, кремневых пластин для солнечной энергетики, производство импортозамещающих комплектующих для автомобильной промышленности, новых изделий трубопроводной арматуры, приборостроение, мебельное производство, сельскохозяйственное машиностроение, дубление и отделка кожи, швейное производство, производство электрооборудования);

-   добыча и переработка минерального сырья  (добыча и обогащение кварцевых песков, производство стекольной продукции, поликремния, строительных смесей, современных строительных материалов)» [3].

   Принимая во внимание выделенные направления для организации инновационных территориально- отраслевых кластеров, отметим, что на данном этапе дробление по отраслевому признаку не нашло воплощения и не было подтверждено на практике.

   Основным инструментом регулирования инновационной кластеризации является программа развития кластера, формирующаяся под влиянием основных положений Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, федеральных и государственных отраслевых программ, отраслевых программ развития Ставропольского края.

Отразим организационный механизм кластерного объединения в процессной модели (рисунок 1), предполагающей   учреждение   Правительством   Ставропольского   края   некоммерческого   партнерства «Инновационный кластер Ставропольского края» (НП «ИКСК»), членами которого станут предприятия.

    Предложенная структурно-логическая модель, основанная на интеграционном механизме участников, механизмах взаимодействия, инструментах регулирования и  целях участников, способствует  синхронизации научно-исследовательских, трансфертных и диффузионных процессов.

   Финансирование деятельности некоммерческого партнерства предлагается осуществлять из смешанных источников: за счет взносов членов и субсидии органов региональной власти [1].

   Предполагаемая структура некоммерческого партнерства:

-   общего собрания членов партнерства (т.е. участников кластера);

-   научно-технического совета, формируемого из ведущих экспертов членов партнерства;

-   рабочих групп по направлениям, формируемых из представителей организаций-участников кластера [4];

-   исполнительная дирекция, функционирующая в целях технического сопровождения деятельности партнерства.

   Как видно из процессной модели механизма интеграции участников инновационного кластера (Рисунок 1), по итогам первого года функционирования, в ходе которого должна быть разработана и утверждена программа развития, проводится первый мониторинг интеграционного потенциала, а затем ежегодно.Кластерная политика – является составной частью экономической политики государства. Цель заключается в поддержке развития кластеров на определенных территориях за счет создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности, а также в эффективности взаимодействия участников кластера. Особенностью кластерной политики по сравнению с промышленной политикой является исключительная ориентация на конкурентоспособные виды деятельности региона либо страны.

Рис.3. Оптимальная модель кластеризации в Ставропольском крае

   Данная процессная модель сможет сформировать и активизировать следующие процессы: рост объемов наукоемкой продукции, малого предпринимательства в высокотехнологичном секторе, вовлечении молодежи в прикладную науку, рост заработных плат в научном секторе и организациях кластера в целом.

   Также интеграция инновационного кластера позволит улучшить функционирование учреждений образования, науки и бизнес-структур разного уровня, объединенных в нем.

 

Список литературы

1.     Антонов, Г.Д. Предпосылки интеграции и эволюция интеграционных структур в России / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – №5.

2.     Беляков, Г.П. Интеграция предприятий в инновационный кластер / Г.П. Беляков, Э.В. Степанова // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 4. – С. 28–32.

3.     Закон Ставропольского края от 11 марта 2004 г. №13-кз «Об инновационной деятельности в Ставропольском крае» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stavinvest.ru/index.php

4.     Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec

5.     Приказ министерства экономического развития Ставропольского края от 29 июня 2009 г. № 220/од «Об утверждении Стратегии развития инновационной сферы в Ставропольском крае до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stavinvest.ru/index.php