Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ КРУПНЕЙШИХ БАНКОВ РОССИИ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

Авторы:
Город:
Миасс
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2017г.

Банковский сектор является основой денежно-кредитной системы, и существенным фактором развития экономики. От состояния этого сектора экономики зависит будущее развитие страны, эффективность её экономической политики и благополучие граждан.

Основа банковского сектора – крупные банки (системно значимые). Системно значимыми они являются по той причине, что любые финансовые трудности хоть одного из таких банков могут нанести колоссальный вред всей экономике страны, а в случае, если банк является крупным игроком на международных рынках, или имеет большое количество вкладчиков из других стран, проблемы данного банка (или группы банков) становятся проблемами всей мировой экономики.

Негативный эффект от проблем этих банков заключается или в «принципе домино», когда банки становятся неплатежеспособными один за другим, или просто в больших финансовых потерях для многих банков, предприятий, организаций и так далее.

Со временем за счет создания всё новых финансовых операций и увеличения размеров, такие банки становятся все сильнее (за счет огромного количества денежных средств, сконцентрированных в их руках) и влиятельнее (за счет финансирования как отдельных  политиков, так  и целых  правительственных организаций). Эта система не может функционировать без сбоев. И когда такие сбои всё-таки случаются начинаются сильнейшие мировые финансовые кризисы. Самыми масштабными из этих кризисов были: банковская паника (1907 год), Великая депрессия (1929-1939), ипотечный кризис в США (2007 год) и последовавший за ним финансовый кризис 2007-2008 годов, кризисы в 1990-х годах в Аргентине, Чили, Мексике, странах Юго-Восточной Азии. Кризис в 1998 г. и в 2009 г. в России.

Все эти кризисы вызваны банковским сектором, но если проблемы мелких банков были решены с помощью ряда законодательных актов, то крупные банки по-прежнему остаются под слабым контролем со стороны государства.

Во времена банковской паники и Великой депрессии пред экономикой стояла проблема растущего влияния банков. Соглашения Базельского комитета, казалось решили её в 1988 году, но уже в 2008 году стало ясно, что основная проблема экономики – это не просто банки, а крупнейшие банки.

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что каждый следующий кризис, происходящий по вине банков, становится все более серьезным и более разрушительным. По прогнозам лауреата премии Нобеля по экономике (2015) и премии Леонтьева (2014) - Ангуса Дитона последний финансовый кризис был самым разрушительным, если не снизить могущество финансового сектора и не усилить регулирование, то каждый следующий финансовый кризис будет хуже предыдущего. [1]

В период с 2014 года в России проводится санация банков.

Большинство банков, которые проходят сейчас процедуру финансового оздоровления, было бы дешевле лишить лицензии, чем спасать, – к таким выводам пришли аналитики Fitch, оценившие 30 санированных банков. По данным Fitch, финансовое оздоровление 20 банков оказалось дороже на 0,5 трлн руб., чем их возможная ликвидация. Экономические потери ЦБ от спасения банков составляют 957 млрд руб., в то время как потери государства и компаний, связанных с ним, при отзыве лицензии у этих банков составили бы 459 млрд руб.

Эксперты придерживаются мнения, что крупные операции рекапитализации в ближайшем будущем не потребуются, однако спасенные кредитные организации останутся проблемой для государства. [4]

Если для мелких банков можно начать процедуру банкротства, то мегабанки являются «структурно значимыми», а как следствие нельзя прибегнуть к обычной процедуре банкротства, потому что их кредиторы и контрагенты на месяцы будут отделены от своих денег, что может стать для них фатальным. Из этого следует, что правительство должно поддерживать такие проблемные банки на плаву и при переговорах с их руководством не прибегать к реальной угрозе банкротства, а обеспечить выполнение всех их обязательств. Другими словами, деньги, которые банк потерял, должны быть пополнены за счет государственных средств.

Банки, которые являются «слишком огромными, чтобы потерпеть крах» порождают для общества четыре основные проблемы.

Первая проблема заключается в том, что когда состояние мегабанков становится катастрофическим, их приходится спасать правительству (за счет налогоплательщиков).

Вторая проблема возникает из-за того, что мегабанки начинают брать на себя те риски, которые бы никогда не взяли не будь у них понимания того, что в крайнем случае правительство их спасет.

Третья проблема — результат отсутствия конкуренции для мегабанков, что негативно сказывается на всей экономике.

И наконец, крах одного банка может привести к тому, что инвесторы или контрагенты потеряют уверенность в надежности другого аналогичного банка, что в свою очередь приводит к эффекту домино.

Основной проблемой является не размер банка (обычно измеряемый общей стоимостью его активов), а его взаимосвязанность с другими участниками. Но какой бы термин ни использовался; «слишком огромный», «слишком связанный с другими», «системно значимый» (это формулировка ЦБ РФ), в любом случае остается тот факт, что некоторые финансовые учреждения, слишком сильно влияют на всю финансовую систему, из-за чего им нельзя позволить потерпеть крах.

Банк России выделяет 10 «системно значимых» банков.


Однако эти банки являются сильно вовлеченными в систему, но не 10 крупнейшими. Можно выделить немного другую группу банков, если сравнивать их по активам-нетто.

Из графика видно, что на данный момент 12 крупных банков имеют активы на сумму свыше 60% ВВП России. Это значит, что в случае возникновения у них проблем экономика России не сможет выдержать их крах, а это значит, что их придется спасать государству за счет налогоплательщиков.

Конечно на данный момент большинство из них не представляет угрозы для экономики страны, но это только по той причине, что одним из акционеров этих банков является государство (чаще всего с контрольным пакетом акций). Однако уже не раз обсуждалась возможность приватизации этих банков. Глава Сбербанка – Герман Греф в своих интервью уже не раз говорил, что Сбербанк необходимо приватизировать. [5]

Сбербанк является ведущим игроком в банковском секторе России, крупнейшим держателем депозитов населения, его доля на рынке банковских услуг становится все больше из-за закрытия других банков, следовательно, простая приватизация Сбербанка не возможна, так как он слишком «структурно значимый» для России. Этого пока не произойдет из-за нежелания правительства передавать «золотые акции» в частные руки.

При приватизации государственных компаний многие правительства сохраняют в собственности государства часть акций этих компаний, такие акции называются «золотые акции». Оправдание этих действий служит защита стратегических интересов государства, которым может быть нанесен ущерб в случае, если акции будут сконцентрированы в руках какого-нибудь внешнего акционера. Решением данной проблемы может стать ряд законов, которые ограничат возможность концентрации большого числа акций в руках одного внешнего акционера. [2]

Данные законы должны быть дополнены экономическим ограничением для размера активом мегабанка. Должен быть установлен процент от ВВП России, который не должен превышать размер активов банка. Этот процент должен позволять банкам рушиться, не причиняя сильного вреда экономике, чтобы не было необходимости их спасать.

Таким порогом может стать, к примеру, 5 % ВВП России, то есть примерно 4 триллиона рублей. Самое главное, что этот порог действует для всех банков: и для тех, которые действуют в пределах России, и для тех, которые действуют на международном уровне, но зарегистрированы в России. У уже существующих мегабанков не будет другого выбора, кроме как разделиться. Расчет данного показателя вполне возможен по той же методике, которую применяют сейчас для расчета минимального размера требуемого капитала. К тому же это требование повлияет только на 3 банка: Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк.

Установления максимального размера активов недостаточно для изменения действующей системы. Необходимо установление ограничений на рисковые операции, эти ограничения должны учитывать деривативы, забалансовые позиции и другие факторы, увеличивающие размер ущерба для других финансовых организаций. Эта норма создаст условия, при которых учреждения, занимающиеся рисковыми операциями, будут меньше учреждений, имеющих более безопасные активы, но всё опять же сводится к ограничению размеров банка.

Такие банки должны занимать еще более низкий максимальный уровень: к примеру 2 % ВВП России, то есть примерно 1,5 триллиона рублей. Эти ограничения должны быть рассчитаны, и переданы под контроль специального отдела в Министерстве финансов, или ЦБ РФ.

Конечно, этот способ тоже не идеален, так как именно крах множества мелких банков вызвал Великую депрессию, однако данная мера позволит усилить контроль, избежать влияния заинтересованных лиц, системных  рисков, а также множества других нарушений и трудностей, с которым сталкивается действующая финансовая система.

Установление 5 и 2 % от ВВП России – это примерные значения. Более низкие значения могут привести к  неконтролируемым последствиям (к примеру, если инвестиционные банки не смогут поддерживать достаточный объём сделок на мировых рынках) и снижению политической мощи какой-либо отдельно взятой компании. Эти ограничения в любом случае повлияют лишь на 8 банков, а пока экономика полностью зависит от них.

Образовавшийся от сокращения  разрыв  будет  быстро заполнен  менее крупными банками, или дочерними компаниями иностранных банков, так что существенным образом на финансовый рынок эти меры не повлияют.

Конечно самым лучшим решением была бы договоренность между всеми странами об ограничении размеров крупнейших банков. Осуществить данную договоренность можно в рамках одной из международных групп, таких, как ВТО, МВФ, ООН, G8, G20 и других.

 

Список литературы

 

 

1.                        Асемоглу, Д. Через 100 лет. Ведущие экономисты предсказывают / Д. Асемоглу, А. Дитон, И. Паласиос-Уэрта. – М.: Издательство Института Гайдара, 2016. – 304 с.

2.                        Гохан, П. А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний/ П. А. Гохан. – 7-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 742 с.

3.                        Об утверждении перечня системно значимых кредитных организаций [Электронный ресурс]//  Пресс-служба Банка России. – URL: http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=30092016_101942ik2016-09-30T10_19_00.htm (дата     обращения 24.02.2017)

4.                        Отзыв лицензий у спасенных банков обошелся бы государству на 500 млрд рублей дешевле [Электронный ресурс]// Ведомости. – URL: http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/02/16/677896- otziv-litsenzii-deshevle (дата обращения 24.02.2017) 

5. Частный сберегательный банк [Электронный ресурс]// Газета.ru. – URL: https://www.gazeta.ru/business/2015/11/23/7910813.shtml (дата обращения 24.02.2017)