Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ УЧЕТНО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ОЦЕНКЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОНКУРЕНТОВ ФРГ)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2017г.

Современная рыночная экономика требует реализации рациональных подходов к управлению происходящими в стране экономическими процессами, а также к управлению каждым предприятием, хозяйством. В свою очередь, эффективное управление невозможно без качественной информации. Особая роль в системе экономической информации справедлива отведена показателям  статистического и бухгалтерского учета. В методическом плане анализ предполагает умение «читать»  два главных вида первоисточника экономической информации – статистические публикации международного, национального или отраслевого издания и финансовую отчетность, подготавливаемую бухгалтериями транснациональных или национальных компаний.

В настоящее время автомобильная промышленность представляет собой ведущую отрасль машиностроения в экономике развитых стран и отражает самые передовые технологии как производства, так и маркетинга. Именно в автомобилестроении сосредоточены наиболее крупные игроки на рынке промышленности, огромная доля которых приходится на страны Западной Европы, где несомненным лидером в производстве выступает ФРГ.

Ежегодно в Германии производится более 5,5 млн. автомобилей . При этом автомобильная промышленность Германии лидирует по количеству расходов на научные и опытно-конструкторские разработки в мире, что сказывается на высоком уровне продаж немецких автомобилей (4-е место в мире).

Современный автомобильный рынок Германии представляет собой самую крупную отрасль как по объему производства (около 20% всего промышленного оборота), так и по числу занятых в ней (750 тыс. человек). Автомобильная промышленность ФРГ является одной из лидирующих отраслей по привлечению инвестиций, причем Германия занимает также ведущее место по числу накопленных в автомобильном секторе за рубежом прямых иностранных инвестиций (приблизительно 130 млрд. евро из совокупных 300 млрд.).

Рынок автомобильной промышленности Германии представлен большим числом компаний, однако основными являются пять – Volkswagen AG, BMW AG, Daimler AG, Opel и Ford Deutschland, на которые приходится более 75% рынка, из которых наибольшую часть занимают первые три компании. Ежегодно указанные компании производят около 13 млн. автомобилей внутри Германии и за ее пределами.

Характеризуя предложение на автомобильном рынке Германии в длительной динамике (более чем за 50 лет), представленной на рисунке 1, необходимо отметить, что в целом для него характерна повышательная тенденция. Несмотря на резкое падение производства в 2008 и 2012 гг., на данном этапе производство автомобилей вновь набирает темп.


Рис. 2. дает представление о динамике продаж автомобилей по странам за 10 лет (с 2004 по 2014 гг.). В 2013 году Германия заняла 5 место по продажам автомобилей в мире, при этом объем продаж составил около 2,9 млн. автомобилей. А в 2014 году Германия уже вышла на 4 место в мире, опередив Бразилию. По сравнению с 2013 годом продажи выросли до 3,03 млн. автомобилей. Таким образом годовой темп роста составил 102,9%. В 2015 году темп роста увеличился и составил 105,1%.


Анализируя спрос и предложение на рынке автомобильной промышленности ФРГ, обратимся к таблице 3, дающей представление о странах-лидерах по продаже автомобилей в мире.


По итогам 2016 года Германия занимает 4 место в списке стран, лидирующих по продажам автомобилей. В 2016 году в ФРГ было продано около 3,3 млн. автомобилей, что превышает показатель предыдущего года на 7%. Более высокий рост спроса на автомобили был зафиксирован только в Италии и Китае (15,8% и 15,2% соответственно).

Как уже было отмечено ранее, ФРГ занимает первое место по производству и продажам автомобилей в Европе. К этому необходимо добавить еще и то, что именно в Гермении регистрируется наибольший спрос на автомобили в Европе.

Помимо перечисленных и некоторых других статистических показателей, характеризующих основные параметры динамики и структуры рынка и положения на нем отдельных компаний, необходимо провести сравнительный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий этой отрасли - главных конкурентов на соответствующем рынке – в нашем случае производителей автомобилей ФРГ. Для этого обратимся к финансовой отчетности трех крупнейших компаний данного рынка: Volkswagen AG, BMW AG и Daimler AG, поскольку их отчетность наиболее демонстративна и все три компании имеют существенно больший масштаб и объем деятельности за рубежом, чем другие немецкие автопроизводители.

В ходе анализа целесообразно проанализировать “горизонтальные” и “вертикальные” балансы компаний, что позволяет решить сразу несколько задач: проследить динамику основных балансовых статей в исследуемом периоде; подсчитать и проанализировать показатели платежеспособности, свидетельствующие о способности компаний покрывать свои долговые обязательства, и показатели кредитоспособности, демонстрирующие устойчивость хозяйственных моделей компаний на основе соотношения собственного и заемного капитала, а также коэффициенты оборачиваемости, отражающие деловую активность предприятий, и показатели рентабельности, свидетельствующие о доходности и эффективности различных направлений деятельности компаний.

Анализ хозяйственной деятельности основных игроков на автомобильном рынке ФРГ – Volkswagen AG, BMW AG и Daimler AG за 2014-2016 гг., проведенный с использованием основных финансовых коэффициентов, качественно характеризующих их платежеспособность, кредитоспособность, оборачиваемость и рентабельность, и рассчитанных в соответствии с общепринятыми методиками, позволяет прийти к следующим выводам:

1. В соответствии с данными финансовой отчетности компаний, абсолютным лидером по производству и продажам автомобилей является в настоящее время Volkswagen. В то же время Volkswagen является компанией с наиболее высокой долей себестоимости в своей выручке. Именно этот фактор является причиной низкой доли чистой прибыли в выручке компании. По относительному показателю чистой прибыли, то есть ее доле в выручке компании, лидирует концерн BMW с показателями 7,2% (6,817 млн. евро).

2. По показателям платежеспособности в последние годы несомненным лидером является Daimler AG - с коэффициентами текущей ликвидности 1,15, срочной ликвидности 0,67 и абсолютной ликвидности 0,14 компания обладает хорошей способностью рассчитываться по задолженности имеющимися у нее средствами.

3.       По показателям кредитоспособности («финансового рычага»), позволяющим оценить устойчивость хозяйственной модели компании, фаворитом является Volkswagen AG. Хотя следует отметить, что все три компании нацелены на проведение агрессивной кредитной политики, сопряженной с рядом рисков, но у VW показатель финансового рычага в 2014 году был несколько ниже, чем у BMW и Daimler. К тому же, VW в 2014 году продемонстрировала самый высокий коэффициент самофинансирования (0,1), что свидетельствует о ее достаточной способности к самофинансированию.

4.   Сравнительный анализ показателей оборачиваемости средств свидетельствует о том, что здесь все компании демонстрируют хорошие результаты (>0,1), т.е. они используют  вырученные средства с наибольшей эффективностью.

5.   Что касается показателей рентабельности, отражающих эффективность работы компаний, а также доходность различных направлений их деятельности и окупаемость, то здесь VW отстает от BMW и Daimler (ROA – 2,1%, ROE – 8,7%, ROS – 4,7%), в то время как у BMW и Daimler показатель ROA составляет 3,7- 3,8%, а коэффициент ROE Daimler на 0,8% выше, чем у BMW, в то время как коэффициент ROS, наоборот, выше у BMW на 1,4%.

Таким образом, роль учетно-статистического инструментария выражается не только в возможности оценить динамику и особенности развития какой-либо конкретной компании, представленной как на национальном, так и на мировом рынке товаров и услуг, но и в том, что, благодаря использованию системы показателей бухгалтерской отчетности и расчету по ним на основе общепринятых статистических методик соответствующих финансовых коэффициентов, обычно применяемых в экономическом анализе становится возможным проведение сопоставительного анализа хозяйственной деятельности компаний, занятых в одном секторе экономики. Такой анализ позволяет выявлять слабые и сильные стороны предприятий, оценивать их эффективность, а также определять возможные перспективы их дальнейшего развития.

Список литературы

 

1.   Галкин С.А., Григорук Н.Е., Симонова М.Д. Практикум по статистике для работы с материалами статистических справочников. - М.: МГИМО-Университет, 2011 – 89 с.

2.   Григорук Н.Е. Международная практика статистического учета услуг во внешнеэкономической деятельности – Научно-информационный журнал «Вопросы статистики» №2, 2015, с.79-88.

3.   Григорук Н.Е. Роль международных организаций в совершенствовании системы статистической информации о внешнеэкономической деятельности – в сборнике научных трудов «Россия в европейском и мировом информационном пространстве». Материалы международной научно- практической конференции. - М.: МГИМО-Университет, 2014, с.68-81.

4.   Григорук Н.Е. Значение международных статистических стандартов в анализе внешнеторговых операций – в сборнике научных статей «Роль и значение учетно-статистической информации в экономическом анализе»// под ред. Григорук Н.Е., Лихачева О.Б. - - М.: МГИМО-Университет, 2012, с.54-67.

5.Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2012.

6.   Роль и значение учетно-статистической информации в экономическом анализе : сб. науч. статей / под ред. Н.Е. Григорук, О.Б. Лихачева. - М.: МГИМО-Университет, 2012. - 220 с.

7.   Материалы финансовой отчетности компаний Volkswagen AG, BMW AG и Daimler AG за 2014- 2015 гг. – Volkswagen AG Geschäftsbericht 2015; BMW AG Annual Report 2015; Daimler AG Annual Report 2015.

8. Produktion der deutschen Automobilindustrie, Zahlen und Fakten 2014 - https://www.vda.de/produktion_der_d_Automobilind/zahlen_und_fakten_2014.pdf