Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МСФО В РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 апреля 2016г.

Перестройка бухгалтерского учета в России проходит довольно стремительно в согласовании с утверждаемой Правительством Российской Федерации Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии со стандартами международной финансовой отчетности. Необходимо выделить, что Минфином России проведена довольно значительная деятельность в данном направлении: разработаны и утверждены бухгалтерские стандарты или, как они называются в России, Положения по бухгалтерскому учету, причем полный цикл подобных утверждений включает сознательно новейшие для российских бухгалтеров регулятивы. Речь идет, в частности, о таких Положениях, как «События после отчетности даты», «Условные факты хозяйственной деятельности» и ряде других. Это содействует тому, что бухгалтерский учет стал осуществлять собственную основную функцию – обеспечение корпоративных пользователей бухгалтерской информации объективными данными о финансово-хозяйственном положении организации. Данный аспект чрезвычайно немаловажен в обстоятельствах длящегося перехода к цивилизованной рыночной системе хозяйствования, продолжающегося процесса разгосударствления, отказу от тотального административного давления на хозяйственную деятельность организаций. И если ранее основными пользователями бухгалтерской отчетности являлись органы государственной власти, то сейчас круг таких пользователей значительно расширен, в их число входят инвесторы, аудиторы, учредители и т.д. И все усилия, которые предпринимает Минфин России, проводя реформу бухгалтерского учета в России, ориентированы в предоставление способности принятия вышеназванными пользователями бухгалтерской отчетности правильных управленческих решений, основанных на объективной информации о деятельности рассматриваемой организации.

Количество проблем, связанных с бухгалтерским учетом в РФ является достаточно большим.

Но наиболее остро в современном мире стоит вопрос о сближении российского учета с международными

стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Международные стандарты финансовой отчётности – определенные документы, включающие в себя правила составления финансовой отчётности. Информация, которая отражена в данных документах, является необходимой потенциальным партнерам, инвесторам и т. д. для принятия ими экономических решений в отношении организации.

Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО принята и исполняется в России. Во время внедрения стандартов МСФО в России было достигнуто:

-   Использование новых понятий (деловая репутация, условные обязательства, сегментная информация);

-   Дисциплина МСФО включена в программы Российских вузов;

-        Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности определенных хозяйствующих субъектов (консолидированная финансовая отчетность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчетности за 2012 год) и т.д.

В 2011 году были признаны применимыми на территории РФ первые 63 стандарта и интерпретаций. 25 ноября 2011 года Министерство финансов утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Рассматривая положительные аспекты внедрения МСФО, необходимо отметить, что МСФО представляют

собой стандарты, основанные на принципах. Среди используемых принципов можно выделить принцип непрерывности деятельности. Данный принцип заключается в том, что финансовая отчетность предприятия составляется в обязательном порядке, основываясь на допущении о непрерывности деятельности организации. Этот принцип не применяется в том случае, если руководство компании намеревается прекратить ее деятельность по собственной инициативе, либо если руководство вынуждено ликвидировать свою фирму из-за отсутствия каких-либо альтернатив. осторожности, уместности и ряд других. Также используется принцип начисления. В данном принципе говорится о необходимости учета фактов, влияющих на финансовое состояние организации, в том отчетном периоде, в котором определенная операция была произведена. Причем момент получения или выплаты денежных средств не принимается во внимание.

Кроме того, используются принципы уместности, осторожности и т.д. Данные принципы не являются жестко прописанными правилами, что отличает МСФО от некоторых национальных правил составления отчетности. Это позволяет избежать поиска лазеек в четко прописанных правилах и дает возможность следовать именно духу принципов.

Можно сказать, что введение МСФО является неким «шагом» на пути к развитию Российских фирм – расширение сотрудничества российских предприятий с иностранными партнерами, привлечение зарубежных инвестиций, публикация финансовых отчетов, подготовленных в соответствии с МСФО.

Но переходу на МСФО в России мешает ряд проблем:

Российские стандарты бухгалтерского учета значительно отличаются от МСФО. Например, план счетов бухгалтерского учета и корреспонденция счетов являются одним из ключевых моментов в Российских стандартах бухгалтерского учета. Тогда как бухгалтерские счета не упоминаются в МСФО. А именно для корреспонденции счетов в МСФО используются названия элементов отчетности, а не обозначенные бухгалтерские счета (доходы, капитал, активы и т.д.);

Трудности адаптации МСФО к российской экономике; Необходимость обучения и переподготовки персонала;

Кадровая проблема: в настоящее время в российских компаниях мало профессионалов, имеющих знания и необходимую квалификацию в области МСФО. Такие специалисты обходятся достаточно дорого компаниям, поэтому не все могут позволить их нанять;

Значительные затраты;

Нежелание руководства организаций предоставлять и отражать прозрачную и полную информацию в финансовой отчетности в более открытом доступе;

Используемые в России национальные стандарты учета – положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) –  необходимы для построения учета в стране, так как полный переход к МСФО, означает отказ от ПБУ и национальных традиций учета, снизит международный имидж России. Лишь слаборазвитые страны не имеют национальных стандартов учета;

Муниципальным, государственным унитарным предприятиям, которые непосредственно не связанны с проблемой выхода на международный рынок, экономически нецелесообразно переходить на МСФО. Также возникает вопрос о необходимости внедрения стандартов МСФО для малого бизнеса, целевая аудитория которого не включает в себя иностранный рынок.

Кроме того, введенные санкции в отношении России распространили свое действие на многие крупные российские компании, ограничив определенные аспекты их деятельности с иностранными партнерами. Но, по мнению некоторых экспертов, российское продовольственное эмбарго может положительно повлиять на развитие российских компаний. Так как производство в России в сентябре 2014 г. возросло на 2,8%, отдельно отмечается рост отраслей сыра и мяса. Поэтому, в связи с последними событиями на политической арене, также встает вопрос о целесообразности внедрения стандартов МСФО.

Таким образом, внедрение стандартов МСФО в современных условиях требует тщательного обоснования необходимости, а также требует выделения определенного типа компаний, которым использование этих стандартов действительно нужно. Внедрение стандартов необходимо именно крупным компаниям, имеющим доступ к иностранному рынку или стремящимся его получить.

Формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Проблемы, связанные с внедрением МСФО в России, на мой взгляд, замедляют развитие бизнеса, который сейчас все больше сопровождается возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики. Поэтому вопрос об их решении стоит особенно остро в современных реалиях.

 

Список литературы

1.     Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598): Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- N 23.- 14.09.1998.

2.     КПМГ, Сравнительный анализ МСФО и РПБУ [Электронный ресурс] / КПМГ, 2012. - Режим доступа: https://www.kpmg.com/RU/ru/to-pics/IFRS-Portal/IFRS-publications-ru/Documents/2012-RAP- Comparison/IFRS%2-0vs%20Russian%20GAAP%202012.pdf.