Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

    В условиях экономической неопределенности затрудняется реализация крупных инфраструктурных проектов. Органы государственной власти и местного самоуправления сокращают финансирование. Такая неблагоприятная ситуация может дать новый стимул развитию государственно-частного партнерства (ГЧП). Недостаток бюджетных средств следует восполнить частными инвестициями. Такая практика характерна для многих развитых и развивающихся стран. В Российской Федерации ГЧП появилось не так давно и примеров его проявления пока что мало. На Графике 1 представлена статистика НП «Центра развития государственно-частного партнерства» за 2014 год. Всего в стране на основе ГЧП реализуется 131 проект.


График 1 Соотношение проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации в 2014г., % [5]


 
    В чем состоит особенность ГЧП по сравнению с другими формами экономического взаимодействия государства и бизнеса? Во-первых, частные инвестиции направляются в область публичной инфраструктуры на строительство, реконструкцию или модернизацию. Причем частный инвестор не ограничивается только одним этапом: он должен не только построить объект, но и обеспечить его техническое обслуживание и (или) эксплуатировать. Во-вторых, проекты ГЧП направлены на долгосрочную перспективу сроком более пяти лет. В- третьих, договор заключается на конкурсной основе. В-четвертых, финансирование проекта происходит совместными «силами» частного инвестора и органов государственной власти и местного самоуправления. Как правило, участие публично-правового образования меньше вклада частного партнера. В-пятых, риски также должны быть распределены между сторонами ГЧП. Неправильно перекладывать все риски на инвесторов, так как он может потерять интерес к такому проекту. В-шестых, стимулом для бизнеса всегда выступает экономическая выгода от того или иного проекта. Для инвестора привлекательна сделка с рентабельностью не ниже 11%, что для публичной стороны не всегда очевидно. [2]

Бизнес заинтересован в государственно-частном партнерстве, так как получает следующие выгоды:

1.     Долгосрочный контракт позволяет обеспечивает гарантированный рынок сбыта продукции, а также льготные условия налогообложения и платы за пользование государственным имуществом.

2.     Риск по обеспечению минимальной рентабельности проекта несет государство, что гарантирует возврат инвестору вложенных инвестиций.

3.     Доходность бизнеса возрастает в силу минимизации предпринимательских рисков, отсутствия бюрократических проволочек и получения определенной свободы.

   Государство вступает в ГЧП, чтобы:

1.     Решить социальные проблемы, которые требуют крупных вложений денежных средств.

2.     Повысить эффективность использования государственного имущества.

3.     Ликвидировать формы ведения хозяйства, которые проявят себя неэффективными.

4.     В кризис не прекратить полностью финансирование важных проектов.

5.     Минимизируются риски коррупции и неэффективного использования бюджетных средств.

6.     Повышается конкурентоспособность государства и укрепляется его экономическая безопасность. В итоге удовлетворяются и интересы населения в целом[3]:

1.     Решаются важные социальные проблемы, повышается уровень и качество получаемых услуг.

2.     Сокращаются сроки проектирования и строительства инфраструктурных объектов, повышается общественная эффективность сооружения объектов.

   В России развитие ГЧП затруднено несовершенством нормативно-правовой базы. В 69 субъектах Российской Федерации принято законодательство, регулирующее ГЧП, но оно носит декларативный характер. На федеральном уровне действуют Федеральные законы от 21.07.05 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и от 21.07.05 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которые также включаютспособы реализации проектов ГЧП. Но главный закон «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» пока что остается законопроектом, хотя он был внесен Правительство РФ на рассмотрение в Госдуму еще 13 марта 2013, принят в первом чтении 26 апреля 2013, но второе чтение после этого многократно откладывалось, а потом было перенесено на неопределенный срок. Очевидно, что без нормативного регулятора построение доверительных отношений между государством и бизнесом не получится, так как частные инвесторы не будут чувствовать себя защищенными, а государство не получит планируемой экономической выгоды.

    Как правило, ГЧП эффективно при развитии транспортной и социальной инфраструктуры. Это показывает мировая практика. Для России это особенно актуально, так как развитие экономики зависит от развития транспортного комплекса. Так комиссией по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке одобрено шесть инвестиционных проектов. По подсчетам экспертов на каждый рубль, вложенный государством, будет проходиться семь рублей частных инвесторов. Реализация этих проектов запланирована в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Камчатском крае и Амурской области. Таким образом, на Дальний Восток будет привлечено 180 млрд. руб. частных инвестиций. Со стороны государств будет профинансировано строительство инфраструктуры на сумму 23 млрд.руб. Ожидается, что уже к 2025 году в бюджет поступит 100 млрд. руб. налоговых платежей, что 4 раза покроет вложенные средства. Помимо этого будет создано 15 тыс. новых рабочих мест.[1]

   К проблемам построения эффективного государственно-частного партнерства в России следует отнести также отсутствие механизмов эффективного финансирования. Инвесторы готовы вкладывать средства туда, где есть гарантии получения доходов и предсказуемость. Минэкономразвития прогнозирует в 2015 году снижение деятельности транспортного комплекса по всем направлениям.[4] Причинами являются снижение доходов населения и сокращение объемов промышленного производства. Объем коммерческих перевозок грузов оценивается в размере 3580,6 млн. т (на 2,8 % меньше чем в 2014), объем грузооборота – 2495,1 млрд. т/км (минус 1,8%). Негативная тенденция может продлиться как минимум год и распространиться на 2016 год.

   Также заемные деньги становятся все дороже, а банки не хотят кредитовать на длительные сроки. Привлечение внебюджетных источников в ту же транспортную отрасль очень затруднено. Тариф на транспортные услуги, рассчитанный на минимальной доходности (в современных экономических условиях это 25%), для потребителя абсолютно не допустим. В такой ситуации необходимо субсидирование из бюджета части ставки по привлеченным кредитам в объеме, который позволит снизить уровень тарифа до приемлемого уровня. Аналогичная поддержка может быть и со стороны Центрального банка РФ, если он предоставит банкам целевую ликвидность по низкой ставке и ограничит маржу банка при предоставлении полученной от ЦБ ликвидности конечному заемщику.

    Таким образом, следует сделать вывод о том, что для проведения намеченного курса и реализации запланированных социально значимых и инфраструктурных объектов публично-правовые образования активно используют механизмы государственно-частного партнерства. Преимущества и выгоды привлечения частного капитала неоспоримы и широко используются в мировой практике. В Российской Федерации данный механизм также получил развитие и уже имеет ряд специфических особенностей. Увеличение проектов ГЧП затруднено на данном этапе несовершенством законодательства, методологического обеспечения и нестабильностью экономики.

 

Список литературы

1.     Дробышева И. Восток получил инвесторов // Российская газета. Бизнес. – 2015. – №7(986).

2.     Зайцева Г.Г. Государственно-частное партнерство: в чем суть и как использовать? // Руководитель автономного учреждения. – 2014. – №11.

3.     Расулова Ш.М. Государственно-частное партнерство как наиболее эффективный инструмент взаимодействия власти и бизнеса (под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина): Юстицинформ, 2014.

4.     Сайт Министерства экономического развития http://economy.gov.ru/

5.     Сайт Центра развития государственно-частного партнерства http://pppcenter.ru/