Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
22 марта 2018г.

В статье рассматриваются льготы участникам региональных инвестиционных проектов по налогу на прибыль организаций, налоговые льготы инвесторам в зарубежных странах в сравнении с Россией

Ключевые слова: региональные инвестиционные проекты, налоговая система, налогообложение прибыли, зарубежные страны, налоговые льготы

В настоящее время одной из важных проблем в России является проблема привлечения инвестиций. Приоритетным направлением налоговой политики РФ является регулирование налогообложения в отношении участников региональных инвестиционных проектов (РИП).

Региональные инвестиционные проекты имеют важное региональное и межрегиональное значение и направлены на социально-экономическое развитие определенных территорий. При выполнении требований, содержащихся в главе 3.3. НК РФ, налогоплательщики имеют право на применение ставки в размере 0% по налогу на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет (в течение 10 лет с года получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках РИП), а также на снижение налоговой ставки до 10% в доле суммы налога на прибыль, поступающей в региональный бюджет.

До середины мая 2016 года право на применение льгот имели только те организации, которые осуществляли проекты на территории 15 субъектов РФ из Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Согласно действующему законодательству, в настоящее время на налоговые льготы могут претендовать организации при реализации инвестиционных проектов в любом субъекте РФ при соблюдении установленных ограничений по объему капитальных вложений, доли налоговых доходов от реализации РИП (не менее 90%) и требований к организации (нельзя применять специальные налоговые режимы, быть участником консолидированной группы налогоплательщиков и.т.д.).

В целом, применение налоговых льгот создает конкурентную среду внутри страны, что благоприятствует осуществлению прямых зарубежных инвестиций, так как означает либерализацию налогового режима для иностранных инвесторов. В случае некоторых ориентированных на экспорт частных иностранных инвесторов налоговые льготы могут служить основным критерием выбора страны-реципиента, поэтому среди стран, схожих по своим фундаментальным характеристикам, в выигрыше окажется та, где есть льготы. Кроме того, в случае необходимости корректировки инвестиционной политики, государство может быстро и безболезненно изменить размер и вид налоговых льгот, которые оно предлагает, в то время как изменение других факторов, влияющих на инвестиционные решения, может быть более сложным и долгим по времени процессом, или и вовсе невозможным.

За рубежом такого понятия, как региональные инвестиционные проекты, нет. Однако стимулирование привлечения инвестиций имеет место практически в каждой стране, которое сводится к набору предоставления налоговых льгот.

Российский механизм налогового стимулирования РИП заметно отличается от зарубежных аналогов. Так, например, в некоторых странах разрешается использовать налоговые льготы и преференции по нескольким государственным (региональным) программам. В качестве примера можно привести опыт Польши, где насчитывается 14 специальных экономических зон, в которых предлагаются различные налоговые льготы, включая освобождение от налогообложения, и, если налогоплательщики подпадают по определенным параметрам под действие разных программ, то они могут выборочно использовать льготы по этим программам.

США занимают лидирующее место по количеству созданных свободных экономических зон, которые имеют разный вектор направленности: предпринимательские зоны, технологические парки, зоны внешней торговли. Аналогом региональных инвестиционных проектов можно считать предпринимательские зоны с их преференциями. Разработанный механизм налогообложения применительно к этим зонам связан с налоговыми скидками за каждого дополнительно принятого на работу человека, 5%-ой скидкой на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах, отменой налога на увеличение капитала компании.

Особый интерес вызывает Китай, развитие экономики которого связано с активным привлечением инвестиций. В Китае, например, предоставляются налоговые каникулы не менее 10 лет производственным организациям, которые выпускают инновационную продукцию. Кроме того, местные органы власти имеют широкие права по конкретизации льгот инвесторам как по регионам, так и по отраслям, временным периодам и т.д. В Китае функционируют следующие инвестиционные зоны: специальные экономические зоны, зоны экономического и технологического развития, зоны приграничного экономического сотрудничества, зоны свободной торговли, технопарки. Единый подоходный налог для предприятий в этих зонах составляет 15%, против ставки 55% - для других предприятий. Если же инвестор реинвестирует свою прибыль в развитие производства в Китае на срок более 5 лет, то ему возвращается 40% уплаченного налога. Если реинвестируемая часть прибыли вложена в сельское хозяйство, строительство, инфраструктуру, высокие технологии, экспортно – ориентированные производства, то налогоплательщику возвращается в полном размере уплаченная сумма подоходного налога.

Отдельные страны предоставляют налоговые льготы, которые способствуют притоку инвестиций в определенные отрасли или производства, считающиеся ключевыми для развития. Сингапур, к примеру, предоставляет освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет компаниям-новичкам, занятым в недостаточно развитых отраслях. В Индии организации, занятые реализацией инфраструктурных проектов в сфере генерации электроэнергии, транспорта, развития промышленных парков и специальных экономических зон на 10 лет освобождаются от уплаты корпоративного налога. Предприятия, которые реализуют проекты в области телекоммуникаций, полностью освобождаются от уплаты корпоративного налога на 5 лет, а последующие 5 лет их обязательства снижаются на 30%. Кроме того, на 7 лет освобождаются от уплаты корпоративного налога организации, осуществляющие разработку нефтяных месторождений, добычу нефти и нефтепереработку. В этой стране распространены льготы в виде налоговых каникул, которые предоставляются компаниям, осуществляющим строительство и производство товаров в северных и северо – восточных регионах страны.

Предоставление налоговых льгот оправдано с той точки зрения, что они способствуют притоку инвестиций в определенные регионы или местности. Развитие регионов связано с оказанием поддержки сельской местности, строительством индустриальных центров вдалеке от крупных городов. Некоторые из таких льгот направлены на стимулирование определенной отрасли в отдельном регионе. Например, в Египте к отраслям животноводства и птицеводства применяют систему исключения налога (tax exemption) только в том случае, если они способствуют децентрализации или фермы строятся в новых индустриальных зонах или сельских местностях. А Нигерия предоставляет льготы от 5% до 100% компаниям, которые ведут свою деятельность в сельской местности, где отсутствуют водопровод, электричество, телефон и не проложены дороги.

Предоставление льгот развивающимися странами, в основном, связано с защитой и стимулированием социально - значимых отраслей. Большинство льгот, предусмотренных налоговыми законодательствами развивающихся стран, относятся к инвестициям в разведку, добычу, обработку и переработку полезных ископаемых, стимулирование экспорта. Вновь образованные фирмы (фирмы-новички), как правило, испытывают недостаток свободных денежных средств, также они не способны уплачивать налоги в первые годы ведения бизнеса. Поэтому выбор вида налоговых льгот предопределяет эффективность их работы. В этой связи инвестиционные налоговые льготы считаются эффективными, так как предоставляют дополнительное финансирование.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что налоговые льготы являются действенным инструментом инвестиционной активности компаний, что способствует росту национальных экономик. Однако использование зарубежного опыта в нашей стране должно быть избирательным, т.к. и географическое расположение регионов, и наличие природных ресурсов, и развитие экономики в целом, существенно отличаются от других стран.

Региональные инвестиционные проекты содержат привлекательные льготы для инвесторов, т.к. предоставление льгот по налогу на прибыль организаций снизит расходы компаний, сократив тем самым срок окупаемости проекта. Реализация региональных инвестиционных проектов будет способствовать улучшению экономической ситуации в стране, росту ВВП и снижению безработицы.

 

Список литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2

2.   Мандрощенко О.В. Налоговая система и ее влияние на развитие инвестиционной деятельности //Финансы и кредит. 2012. №41(521). С.14-20.

3. Мандрощенко О.В. Особенности налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности на региональном уровне//Инновации и инвестиции. - 2016. - №1. - С.5-9.