Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА СЕЛЕ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Тверь
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2017г.

Среди базовых проблем, определяющих природу глобального цивилизационного кризиса, значительное место принадлежит демографическим. Демографические проблемы заметно поляризированны по регионам мира, однако в глобальном масштабе концентрируются, прежде всего, на стремительном увеличении численности населения: с 1950 г. по 2009 г. количество жителей планеты увеличилось почти в 2,7 раза; к 2050 г., согласно прогнозам специалистов ООН [2] население Земли превысит 9 млрд. человек. Максимальный «вклад» (75% в 2009 г. и около 80% в 2050 г.) в увеличение численности населения вносят слабо развитые (в основном аграрные) страны мира, что существенно обостряет ряд важнейших продовольственных проблем и, как результат, способно выступить заметным барьером на пути решения планетарной задачи искоренения голода и нищеты (рис. 1).

Масштабы   проблемы   косвенно   можно   оценить  по  требуемому объему чистых ежегодных инвестиций в сельскохозяйственное производство и сопутствующие услуги развивающихся стран, озвученному специалистами ФАО на Форуме экспертов высокого уровня «Как прокормить население мира в 2050 г.» (12-13 октября 2009 г., Рим). Согласно расчетам он составляет порядка 83-х млрд. долларов США – сумма на 50% превышающая текущие инвестиции.

Наряду с увеличением численности, население Земли стремительными темпами стареет (рис. 2).


Если в 1950 г. на каждого человека старше 65 лет приходилось 12 человек в трудоспособном возрасте, то уже в 2000 г. это соотношение увеличилось в три раза (каждый десятый житель планеты находился в возрасте старше 60-ти лет). К 2050 г. пожилым будет каждый пятый, к 2150 – соответственно каждый третий человек.


Рисунок 2 – Изменение удельного веса населения в возрасте 60-ти лет и старше в основных регионах мира [1, с. 14]



Старение населения в развитых индустриальных странах приведет уже в ближайшие 30 лет к значительному падению темпов роста мировой экономики, нарастанию демографических трудностей, росту инфляции, возникновению новых социальных проблем.

По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 - 2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России к 2025 году сократится и составит - 124,9 млн. человек (прогноз составлен без учета Республики Крым) [12].

Согласно оперативной информации Росстата, по предварительной оценке численность постоянного населения РФ в среднем за 2016 год составила 146,7 млн чел., на 01.01. 2017 г. – 146,8 млн. чел.[7].Увеличение численности населения произошло за счет естественного и миграционного приростов. При этом миграционный прирост составил 92,9% от общего прироста населения.

В рейтинге стран мира по численности населения Россия находится на 9-м месте - 146 495 530 чел. (на 10 января 2016 г.), что составляет 2,01 % от общего количества населения в мире. Лидируют Китай – 1 374 220 000 чел. (18,8 %), Индия – 1 282 790 000 чел. (17,6%), США - 322 613 000 чел. (4,42 %) [7].

Подавляющее большинство россиян – городские жители. За последние 100 лет урбанизация России увеличилась более чем в 4 раза: доля населения в городских районах увеличилась с 17,5% в 1914 году, до 74,2% в 2016 г.Соотношение горожан и сельских жителейв 2016 г. составило – 74,2 и 25,8% соответственно. В ближайших планах правительства – увеличение сельского населения за счет привлечения молодых специалистов в село и естественного прироста рождаемости.

Совокупность социально-экономических проблем, имеющих место практически во всех регионах России, является наиболее серьезным барьером на пути перехода российского сельского хозяйства к устойчивому развитию. Российское село практически разрушено: уровень и качество жизни находятся на недопустимо низком уровне.

Численность сельского населения страны – основы трудового потенциала сельскохозяйственного производства, стремительно сокращается на протяжении последних 64 лет (с 1950 г.): на начало 1990 г. – 38,9 млн. чел. (26,4% от общей численности); 2000 г. - 39,5 (26,9); 2005 г. – 38,6 (26,9); 2010 г. – 37,8 (26,4);

2014 г. –37,1 (25,8) , 2015 г. – 38, 0 (26), 2016 г. – 37,8 (25,8 %) соответственно и, согласно среднему варианту прогноза Росстата, эта тенденция продолжится: к 2030 г. численность селян составит 37,04 млн. чел. (на 3,06% меньше по сравнению с 2010 г.), то есть, в ближайшие два десятилетия сельская Россия «потеряет» более 1 млн. человек (рис. 3).

Демографическая нагрузка на население в трудоспособном возрасте на селе растет опережающими темпами по сравнению с городом и превосходство села по этому показателю увеличивается. На начало 2015 г. она составляла 793 на 1000 населения трудоспособного возраста, что больше, чем в городе на 108 человек. Следует отметить, что в 2010 г. разрыв был на 19 человек меньше [3, с. 46].

Основными причинами депопуляции аграрной России, во многом имеющими социальную природу, являются тесно взаимосвязанные между собой процессы: естественная убыль; отток из села людей в максимально эффективном репродуктивном возрасте; усиливающееся распространение среди населения саморазрушительной линии поведения.

С 2000 г. темпы естественной убыли сельского населения значительно превышают темпы убыли городского населения (в 2014 г. общий коэффициент смертности сельского населения составил 14,5, городского – 12,5, различие составило 16%). Следует отметить, что общий коэффициент смертности сельского населения за период с 2010 по 2014 гг. снизился на 9 % [3, с. 50].

К основным причинам повышенной смертности российского населения относятся: длительное массовое накопление неблагоприятных изменений в общественном здоровье населения, сочетающееся с воздействием хронически высокого уровня стресса; снижение качества жизни в условиях неудовлетворительного состояния социальной сферы и базовой медицины; труднодоступность высокоэффективных средств лечения для подавляющей части, особенно, сельского населения; криминализация общества; рост преступности; алкоголизация и распространение наркозависимости.

Наиболее часто используемым измерителем уровня рождаемости является коэффициент суммарной рождаемости, представляющий собой число детей в расчете на одну женщину «условного» поколения. Анализ динамики суммарного коэффициента рождаемости показал, что с 2000 г. он начал расти одновременно со снижением уровня  смертности населения. В 2010-2014 гг. прирост  суммарного коэффициента рождаемости сельского населения в среднем за год составил около  0,07 и значительно опережал городское население. В 2014 г. суммарный коэффициент рождаемости сельского населения превысил аналогичный показатель городского населения на 47,5 %, что обусловлено реализацией дополнительных мер государственной помощи семьям с детьми.

Интегральным показателем демографического благополучия населения страны является ожидаемая  продолжительность    жизни.      Ожидаемая  продолжительность  жизни —        это     величина, показывающая сколько в среднем проживёт группа людей, родившихся в одном году, если смертность в каждой возрастной группе останется на неизменном уровне. Наличие широкого спектра демографических проблем выразилось в резком сокращении этого показателя в период с 1990 по 2000 гг.: среднегодовой темп сокращения составил у мужчин, проживающих в городе – 99,3%, у горожанок - 99,7%, сельских мужчин – 99, 4%, у сельчанок – 99,7%. Период с 2005 по 2014 гг. ознаменовался повышением ожидаемой продолжительности жизни, однако гендерная разница в продолжительности жизни остается достаточно высокой.

По данным Росстата в 2013 году Россия достигла самого высокого в истории страны показателя продолжительности жизни женщин – 76,3 года (что превышает и показатели советского времени). При этом средняя продолжительность жизни по всему населению в целом (женщины и мужчины) за 2013 год увеличилась до 70,8 лет. Средняя продолжительность жизни россиян в 2014 году увеличилась до 71 года: продолжительность жизни мужчин – 65,3 лет, женщин – 76,5 года. При этом средняя продолжительность жизни сельского населения составила 69,4 года, в том числе: мужчин – 63,9 лет, женщин – 75,3 года, городского населения 71,5, 65,8 и 76,9 соответственно [9].

Однако, несмотря на явное увеличение продолжительности жизни, Россия все еще существенно отстает по этому параметру от развитых стран (Монако – 89,52, Япония – 84,74, Канада – 81,76, Франция – 81,75, Германия – 80, 57, США – 79, 68) и занимала в 2015 г. 153 место (из 224 стран) в общемировом рейтинге Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста.

Низкая доходность в аграрном секторе формирует высокий уровень бедности жителей села, что, в свою очередь, приводит к деградации сельских территорий. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, из 153 тыс. сельских населенных пунктов (СНП) 12, 7 % не имеют постоянного населения, 54 % имело людность до 100 человек. По сравнению с переписью 2002 г. доля СНП, не имеющих постоянного населения, увеличилась на 48,4 %, а с переписью 1989 г. – более чем в 2 раза. В среднем на одно сельское поселение на 1 января 2015 г. приходилось 1828 жителей. Среди сельских поселений более половины (59,3 %) имеют число жителей от 500 до 2000 чел. Более половины населения (51,6 %) проживает в сельских поселениях с числом жителей от 1 до 5 тыс. человек [3, с. 30- 32].

Индекс риска бедности по сельским населенным пунктам с различной численностью населения в 2014 г. варьировал от 1,42 до 2,53: сельские населенные пункты с численностью населения свыше 5 тыс. чел. – 1,42; от 1 до 5 тыс. чел. – 1,52; от 200 до 1 тыс. чел. – 1,54; менее 200 чел. – 2,53 [8, с. 122].

Дискриминация сельского хозяйства ведет к разложению образа жизни как фактора формирования здорового и нравственно устойчивого общества. Остается высоким уровень явной и скрытой безработицы (7,9 %). На сельскую местность в 2014 г. приходилось 36, 3 % общей численности российских безработных. Коэффициент локализации российской безработицы в 2013 - 2014 гг. стабилизировался на уровне 1,41 и в 1,6 раза превышал значение, сложившееся в 2000 г. [3, с. 142-145].

Сравнительный анализ среднедушевого потребления основных продуктов питания показал, что селяне в среднем на 30 % больше, чем жители города потребляют хлебные продукты и картофель. При этом по потреблению мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, а также фруктов и ягод сельские жители «отстают» от горожан на 9,4 - 18,8%. Следует подчеркнуть, что потребление молока и молочных продуктов, яиц, овощей и продовольственных бахчевых культур, картофеля в сельских домохозяйствах в 2014 г. было ниже рациональных норм потребления пищевых продуктов, отвечающих требованиям здорового питания, на 23, 4, 19,6, 30 и 22,3 % соответственно.

Среди российского крестьянства ежегодно активизируются «тихие» формы социальной войны: умышленное нежелание повышать производительность труда; саботирование указаний власти различных уровней; низкая общественная активность; выбор саморазрушительной линии поведения, во многом обусловленной безысходностью и комплексом «лишнего человека»; укрывательство от статистического и бухгалтерского учета.

По данным социологических обследований, проведенным Центром социальной политики и мониторинга сельского развития ВНИИЭСХ в 2014 г., 41,9 % жителей села, в том числе 64,2 % среди молодежи, точно намереваются уехать из деревни, либо задумываются о переезде [4, с. 32].

Качество жизни является одним из важнейших признанных ООН показателей, характеризующих уровень развития стран и наций. Комплексным сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для стран во всём мире является индекс человеческого развития (ИЧР). Российская Федерация в рейтинге 2015 г. поднялась на семь позиций по сравнению с предыдущим годом и занимала 50 место с ИЧР 0, 798, открывая список стран с высоким уровнем человеческого развития и разделив это место с Беларусью[5].

В целом на показатели России негативное влияние оказывают социально-экономическое неравенство среди населения, экологические проблемы, относительно низкая продолжительность жизни (особенно среди мужчин, свойственная скорее неблагополучным странам).

Наряду с общими социально-демографическими тенденциями, характерными для Российской Федерации в целом, имеются значительные различия между регионами. Для определения качества жизни в регионах и оценки сложившихся диспропорций в этой области эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», входящего в медиагруппу «Россия сегодня», провели исследование и составили очередной, четвертый по счету рейтинг регионов по качеству жизни на основе объективных индикаторов, для расчета которых использовались данные публикуемой официальной статистики.

Результаты рейтинга свидетельствуют о том, что существенных изменений в распределении регионов по качеству жизни в последние годы не происходит. Первая и последняя десятки регионов остаются практически без изменений. В рейтинге регионов по качеству жизни – 2015 первые позиции по-прежнему занимают Москва и Санкт-Петербург. За ними следуют Московская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Белгородская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Воронежская, Липецкая и Свердловская области [6].

Дальнейшая траектория развития отечественного сельского хозяйства во многом будет определяться оперативностью перехода на путь «устойчивости» - путь возрождения аграрного сектора экономики, путь подготовки к адаптивному включению в шестой технологический уклад. Фундаментальной составляющей этого пути является человек – носитель инновационных идей, базовый элемент неоцивилизационной экономики знаний.

В последние годы существенные подвижки наблюдаются в сфере формирования аграрной политики РФ, построенной на принципах устойчивого развития. Отдельные аспекты государственного внимания к процессу перехода российского сельского хозяйства на путь устойчивого развития нашли свое отражение в ряде законодательных актов. Однако большая часть из них носила во многом декларативный характер. Реально ощутимый барьер в несовершенстве законодательного обеспечения устойчивого развития российского сельского хозяйства был сломлен в 2010 г., когда была ратифицирована Доктрина продовольственной безопасности РФ [13],  во исполнение которой распоряжением Правительства РФ от 17.3. 2010  г.  №  376-р  утвержден  «План  мероприятий   по  реализации  положений  Доктрины продовольственной безопасности РФ». Ключевым мероприятием Плана является разработка и утверждение (решение Правительства РФ от 30.11.2010 г. № 2136-р) «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 года».

С 2014 г. реализация основных направлений Концепции устойчивого развития сельских территорий осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598), направленной на создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в АПК, формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни [11].В 2014 г. в рамках Программы проводилось 10 мероприятий, основными из которых по объему ресурсного обеспечения являлись улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (60,5 % общего объема финансирования), развитие водоснабжения (12 %) и газификация сельской местности (11,5 %) [4, с. 30].

Однако исследования показывают, что принимаемые меры поддержки недостаточны для формирования условий, обеспечивающих качественные сдвиги в условиях жизни сельского населения, устойчивое развитие аграрного сектора, решение проблемы импортозамещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Развитие основных направлений Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г. нашло отражение в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. N 151-р), направленной на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, что позволит сохранить социальный и экономический потенциал сельских территорий и обеспечит выполнение ими общенациональных функций - производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, сохранение историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержание социального контроля и освоенности сельских территорий [10].

Решение демографических проблем страны осуществляется в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" [12].

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

По итогам реализации демографической политики РФ к 2025 году предполагается:

Ø     обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;

Ø     увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

Ø     увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

Ø     обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно [12].

Изложенное позволяет утверждать, что в современных условиях государство должно проводить активную социально-экономическую политику, обеспечивать координацию межотраслевого и межрегионального взаимодействия всех сфер АПК, социально-экономические права граждан, имеющих для них жизненно важное значение. Достижение этих целей возможно только посредством перехода российского сельского хозяйства на модернизационный, а затем инновационный путь устойчивого развития.



Список литературы

 

1.              Богданова О.В. Стратегия устойчивого развития сельскохозяйственного производства региона: теория и практика / О.В. Богданова, А.В. Ларионов, Ю.А. Леметти: Монография– Тверь:«АГРОСФЕРА» Тверской ГСХА, 2011. – 166 с.

2.              Доклад о росте 2008 г. Стратегии устойчивого роста и инклюзивного развития / Международный банк реконструкции и развития. / Всемирный банк; Пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2009. – 177 с.

3.              О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2014 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга: науч. изд. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2016, вып. II-й. – 340 с.

4.              О ходе и результатах реализации в 2014 году государственной программы развития сельского  хозяйства  и  регулирования  рынков  сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и продовольствия на 2013-2020 годы. Национальный доклад. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2015. - 356 с.

5.                   Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2015 году. [Электронный ресурс] //     Центр гуманитарных    технологий. —16.12.2015.14:00. URL:   http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285.

6.                   Рейтинг регионов РФ по качеству жизни – 2015. [Электронный ресурс] // ООО «Рейтинговое агентство РИА Рейтинг», г. Москва. Режим доступа: WWW.riarating.ru//.

7.              Росстат. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа http: // www.gks.ru//.

8.              Социальное положение и уровень жизни населения России 2015: Стат.сб. / Росстат- M., 2015. – 311 c.

9.               Статистика продолжительности жизни в России // Русэксперт[Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// ruxpert.ru//.

10.           Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. N 151-р). [Электронный ресурс] // Режим доступа: WWW.consultant.ruedu. consultant.ru/.

11.            Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»»).[Электронный ресурс] // Режим доступа: WWW.consultant.ruedu. consultant.ru/.

12.                Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции  демографической  политики  Российской  Федерации  на  период  до  2025  года". [Электронный ресурс] // Режим доступа: WWW.consultant.ruedu. consultant.ru/.

13.                Указ Президента РФ от 30.01. 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Режим доступа: WWW.consultant.ruedu. consultant.ru/.