Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2020г.

Статья раскрывает особенности организации управленческого труда коммерческой организации в условиях цифровой экономики. Проводится анализ работы документационного обеспечения организации, в том числе управления персоналом.

Ключевые слова: цифровизация экономики, квалификационный уровень управления персоналом, коммерческая организация, компетенция, навыки, рабочий процесс.

В арсенале каждого руководителя имеется набор определенных средств и методов работы с подчиненными. Однако в настоящее время на специфику и особенности работы каждого руководителя накладывает отпечаток внешнеэкономическая ситуация, сложившаяся во всем мире, а именно внедрение цифровой экономики.

Сегодня большинство предприятий малого, среднего и даже крупного бизнеса конкурируют не товаром и услугами, предоставляемыми населению, а цифровыми платформами, на основе которых можно разнообразить ассортимент продукции; создавать и предоставлять в пользование все больший объем разнообразного и качественного продукта; быстро откликаться на изменение потребительского спроса населения; за счет этого быть прибыльными.

В связи с этим особенно важно обратить внимание на внутриорганизационные процессы управления персонала, и, прежде всего, на эффективность труда руководителя, который либо будет способствовать выведению компании на передовые лидирующие позиции, либо нет.

Благодаря повышению квалификационного уровня персонала компаний, с одной стороны, и предоставлению необходимых современных технологических возможностей со стороны руководства организации, с другой стороны, бизнес способен достичь небывалых доныне высот.

Как показывает практика, персонал организаций сегодня активен и профессионально мобилен, как никогда. И сам процесс ведения бизнеса стал более гибким (компетенция Soft Skills) и жестким одновременно. [5]

Soft skills — навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. [6]. Навыки Soft skills предполагает наличие навыков работы в команде, лидерские качества, навыки проведения презентаций, успешных продаж, саморазвитие и другие качества, необходимые руководителю при управлении организацией.

Требования к таким навыкам сложно отразить в должностной инструкции, в положениях об отделах, описании должности. В принятии оптимальных решений по управлению организацией, именно этим качествам руководитель уделяет большую часть рабочего времени.

Так как Soft skills сложно «измерить» и увидеть при приеме руководителя – управленца, чаще используется Hard skills. Hard skills – навыки, которые можно наглядно продемонстрировать (знание технологии, госты, стандарты, ремонт оборудования и т.д.) [6].

Именно Soft skills чаще заменяется Hard skills на практике. Руководителям слабо обладающими навыками Soft skills, легче восполнить этот пробел навыками Hard skills.

Требования к персоналу — это характеристики, которыми должен обладать «идеальный» сотрудник на определенном рабочем месте или в определенной должности. Требования к персоналу включаются в должностные инструкции, квалификационные карты, карты компетенции и в другие документы. [1]

На примере компании оказывающей услуги населению опишу рабочий процесс руководителя организации.

Рабочая неделя руководителя строго расписана на каждый день недели. Все дни четко спланированы, редко бывают отступления от плана. Из пяти рабочих дней, три дня в неделю 4 часа в день, руководитель лично проводит совещания на удаленных объектах по производственным вопросам. В начале года составляется график выездов руководителя совместно с руководителями подразделений (главный инженер, главный энергетик, заместители руководителя и т.п.) на объекты по дням недели.

Вторую половину дня руководитель проводит прием граждан по личным вопросам, работает с документацией, решает производственные и кадровые вопросы.

Поток входящей документации в организации составляет порядка 1500 документов в год, немного больше исходящей корреспонденции, 1600 документов, без учета договоров различного характера для ведения хозяйственно-финансовой деятельности. Механизм рассмотрения входящей корреспонденции проходит двойной просмотр. Изначально корреспонденцию рассматривает заместитель, накладывает резолюцию, затем ее рассматривает руководитель организации, и затем согласно его резолюции документы поступают через отдел документационного обеспечения руководителю управления, который его передает исполнителю для подготовки ответа, запроса и т.д. Таким образом, корреспонденция, может рассматриваться по 2-3 дня, учитывая разъездной характер работы руководителя и его заместителя.

Под разделением труда понимается разграничение деятельности людей в процессе совместного труда, а под кооперацией труда – совместное участие людей в одном или нескольких связанных между собой процессах труда. Разделение и кооперация труда - взаимосвязанные и дополняющие друг друга стороны трудовой деятельности людей [2]. Экономическая целесообразность тех или иных форм разделения кооперации труда определяется тем, в какой мере они обеспечивают максимальную эффективность производства и наивысшую производительность труда [2]. В описанной функции руководителя прослеживается дублирование функциональных обязанностей заместителем, что не является повышающим фактором эффективности производства.

 Таблица 1 

Распределение входящей и исходящей корреспонденции по управлениям


Наименование

корреспонденции

Юридическая

служба, шт.

Финансово-

экономическая служба, шт.

Производственные

подразделения шт.

Управление

персоналом, шт.

Прочие,

шт.

Входящая, шт.

830

360

220

60

30

Исходящая, шт.

900

410

200

60

30




Документы обрабатываются вручную, копятся на столе у руководителя, так как большую часть рабочего времени руководитель проводит на совещаниях с линейным персоналом. Ему эту часть производственного процесса легче контролировать лично, поскольку он в ней лучше владеет компетенцией.

В организации существует локальная сеть, многие подразделения работают в программе одновременно, прослеживается последовательность действий и взаимосвязь (финансово-экономическая служба, управление персоналом), что существенно облегчает ведение кадровой и финансовой документации.

Однако, отсутствует связь при обработке входящей и исходящей корреспонденции. Сотрудники большую часть рабочего времени уделяют ответам на входящую корреспонденцию, при выполнении которых приходится выполнять ряд действий: распечатка на бумажном носителе, согласование документа, корректировка при необходимости, затем вновь распечатка документа на подпись руководителю. в т.ч. и трудовых договоров с работниками.

Больше трудозатрат приходится выполнять при согласовании договоров различного характера. Выполняется процедура визирования, согласования, корректировки и только потом подписание договора одной стороной, затем отправка договора на бумажном носителе почтовым отправлением, либо нарочно другой стороне.

В указанной выше организации цифровые технологии введены частично, что существенно затрудняет ведение не только внутреннего документооборота, но и внешнего документооборота организации.

Современная практика управления предприятием доказывает, что целесообразно создавать не множество различных локальных систем (информационных, коммуникационных, образовательных, мотивационных и т.д.), но требуется единый комплекс, на основе которого можно будет автоматизировать работу отдельных служб и деятельность специалистов и менеджеров.

Сегодня в России введен в действие национальный проект «Цифровая экономика» Российской Федерации [4]. Для её реализации разработана дорожная карта (до 2024 года), дающая четкое описание целей, ключевых задач на всех этапах продвижения по программе «Цифровая экономика РФ», определены сроки их достижения. [3]

В соответствии с дорожной картой выделено приоритетное направление мероприятий «Кадры и образование». Таким образом, не только объективная реальность диктует необходимость организациям совершенствовать внутренние бизнес-процессы в области управления персоналом, но уже и на государственном уровне созданы все необходимые условия для успешного продвижения в данном направлении. В связи с этим, каждый современный руководитель должен проявлять инициативу в создании новых форм и методов управления персоналом, демонстрируя высокий уровень организации своего труда, способность работать в условиях цифровой экономики. Таким образом, совершенствование и оптимизация форм и методов управленческого труда является ключевым компонентом для непрерывного успеха организации в целом.

 

Список литературы

 

1.        Анализ работы и формирование квалификационных требований к персоналу. [Электронный ресурс]. https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=30106&chapterid=7016(Дата обращения 05.10.2019)

2.        В.П. Пашуто. «Практикум по организации, нормированию и оплате труда на предприятии» -М.КНОРУС, 2007. – 240 с. Стр.6

3.        Кадры для цифровой экономики. [Электронный ресурс] https://strategy24.ru/rf/management/projects/natsional-nyy-proyekt-tsifrova-ekonomika. (Дата обращения 5.10.2019)

4.       «Национальный проект «Цифровая экономика» [Электронный ресурс] https://strategy24.ru/rf/management/projects/natsional-nyy-proyekt-tsifrova-ekonomika. (Дата обращения 05.10.2019)

5.        Совершенствование системы развития персонала [Электронный ресурс] https://prepod24.ru/readyworks.   (Дата обращения 05.10.2019)

6.        Топ-10 «Soft skills навыков востребованных работодателями». [Электронный ресурс]. https://hr- portal.ru/article/top-10-soft-skills-navykov-vostrebovannyh-rabotodatelyami.        (Дата обращения 05.10.2019)