Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
22 марта 2018г.

Аннотация. В статье рассмотрены проблемные вопросы, на решение которых необходимо обратить внимание при совершенствовании систем оплаты труда медицинских работников, как в субъектах Российской Федерации, так и на Федеральном уровне. Это касается правовой базы, регулирующей систему оплаты труда (СОТ), а также экономических аспектов совершенствования СОТ. Даны рекомендации руководителям медицинских учреждений, способствующие успешному внедрению новых систем оплаты труда в их организациях.

Ключевые слова: Указы Президента России, средняя зарплата врачей, среднего и младшего медицинского персонала, нормативная база в сфере оплаты труда, структура заработной платы, фонд оплаты труда (ФОТ).

В целях реализации майских Указов Президента России «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» одной из важнейших задач региональных органов управления здравоохранения, а также руководителей государственных и муниципальных медицинских учреждений является выполнение целевых показателей «дорожных карт» по уровню заработной платы медицинских работников.

Постараемся рассмотреть в настоящей статье проблемы, которые возникают у руководителей учреждений при достижении целевых показателей по заработной плате начиная с 2017 г.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2199р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 г.г.» реализация Программы осуществляется:

-       в отношении федеральных государственных учреждений – Правительством Российской Федерации;

-   в отношении государственных учреждений субъектов – законодательством субъекта РФ;

-   в отношении муниципальных учреждений – в порядке, установленном решением органов местного самоуправления.

Одним из этапов реализации Программы является формирование нормативной базы в сфере оплаты

труда. Очевидно, что многих проблем руководителям медицинских учреждений можно было бы избежать к 2017-2018 г. при наличии надлежащих корректировок в локальных нормативных актах.

Во-первых, в Указе Президента  от 07.05.2012 № 597 предусматривается повышение к 2018 г. средней зарплаты врачей до 200% средней зарплаты в соответствующем регионе (субъекте). Следовательно, заработная плата повышается для любой должности врача-специалиста (в расчет средней зарплаты входят все должности врачей-специалистов). В тоже время, в пункте е) данного Указа предусматривается повышение оплаты труда за счет достижения показателей качества и количества оказываемых услуг   для социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала, обеспечивающих предоставление медицинских  услуг, среднего медицинского  персонала (фармацевтического), обеспечивающего предоставление медицинских услуг – до 100% средней заработной платы в соответствующем регионе, и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) – до 200% от средней зарплаты в соответствующем регионе.

В данном подпункте повышение зарплаты уже не является безусловным, а требует предварительной организационной работы в учреждении: изменение норм труда и разработки критериев качества для указанных категорий работников.

И, что особенно важно, повышение заработной платы предусматривается только для среднего и младшего персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг. В соответствии с ФЗ № 323 от 21.11.2011 (ст.2, п.4) медицинской услугой является медицинское вмешательство, которое выполняется м6едицинским работником, затрагивающее физическое или психологическое состояние человека и имеющее профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Исходя из этих определений, в расчет средней заработной платы по учреждению по среднему медицинскому персоналу и младшему медицинскому персоналу НЕ МОГУТ быть включены должности, не оказывающие медицински6е услуги. Например: санитар, сестра-хозяйка, медицинский статистик и т.д.

К сожалению, Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников» противоречит определению «медицинский работник» (п. 13, ст. 2 ФЗ № 323). Так, пункт Приказа «Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал), согласно которому «санитар», «санитар-водитель», «сестра-хозяйка» относятся к медицинским работникам.

В настоящее время большинство учреждений при формировании отчетов по средней заработной плате в целях достижения показателей «дорожных карт» учитывают в фонде оплаты труда (ФОТ) все должности среднего и младшего персонала, чем занижают достигнуты значения.

В соответствии с ФЗ № 323 (ст. 2, п. 13) к категории медицинских работников из должностей младшего медицинского персонала может относиться только младшая медицинская сестра по уходу за больными, что также подтверждается Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.01.2016 № 2н «Профстандарты младшего медицинского персонала». Санитар выполняет только функции по поддержанию санитарного содержания палат, специализированных кабинетов, перемещению материальных объектов и медицинских отходов, уходу за телом умершего человека.

Следующий вопрос, который остался не урегулирован законодательством на федеральном уровне, - установление минимальных базовых окладов по категориям медицинского персонала и пересмотр профессиональных квалификационных групп (ПКГ), где в связи с утверждением новой Номенклатуры должностей возникли противоречия между наименованиями должностей и установлением окладов.

Почему так важно установить на федеральном уровне единые минимальные оклады для всех категорий? Именно минимальные оклады будут гарантией определенного уровня заработной платы медицинских работников.

Достигнутые показатели заработной платы по категориям к средней зарплате по региону учитывают среднюю зарплату врачей, медсестер по региону в целом. Например, 175% по врачам к средней по региону. Но что это означает для отдельно взятого специалиста? Его зарплата может оказаться без изменений, либо даже снизиться при неизменной функциональной нагрузке, так как на конец 2017 года из-за многочисленных обязательных, независимых от результатов труда, надбавок и доплат стимулирующего и компенсационного характера оклад сотрудника в структуре зарплаты в 31 регионе (субъекте) из 85 субъектов РФ составляет не более 40%. Именно, за счет установления единого минимального базового оклада, можно обязать регионы пересмотреть размеры надбавок и доплат в сторону уменьшения. Рекомендуемая Минздравом  России структура заработной  платы медицинских работников должна выглядеть следующим образом: оклады (базовые оклады) должны составить – 55%-60%, выплаты компенсационного характера – 10%-15%, выплаты стимулирующего характера – 10%-15%. Увеличение доли выплат по базовым окладам в структуре заработной платы, по мнению Минздрава России, должно произойти за счет оптимизации 2-х факторов: выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом средняя зарплата по категориям не уменьшится.

Третий аспект, на который следует обратить внимание. Как правило, для всех учреждений субъекта устанавливаются одинаковые показатели соотношения зарплаты по категориям к среднему по региону показателям. Хорошо известно, что учреждения здравоохранения распределяются по уровням оказания медицинской помощи в зависимости от видов медицинской помощи, технической оснащенности, уровня специалистов, работающих в этих учреждениях. И, естественно, зарплата в учреждениях 3-его уровня у врачей-специалистов, либо в учреждениях, которые провели грамотную политику по нормированию труда, оказывают большой объем платных услуг, соотношение зарплаты по категориям к среднему по региону может даже превышать рекомендованные Указом Президента. Задача органов управления здравоохранения– соблюдение установленных показателей по региону в целом.

И последний вопрос. Да, привязка к средней зарплате позволяет специалистам бюджетной сферы иметь определенный уровень жизни в конкретном регионе. Но согласно статистике, средняя зарплата по регионам значительно отличается, что объясняется не только климатическими условиями, отдаленностью, ценами на товары, но и уровнем производства, централизацией высокоэффективных структур, концентрацией управленческих государственных подразделений.

В то же время врач-специалист независимо от места проживания нуждается в определенном уровне жизни в силу своей интеллектуальной деятельности. Логично было бы предположить, что уровень соотношения «до 200%», «до 100%» следует читать прямым текстом. При средней зарплате по региону выше средней зарплаты по РФ этот показатель и должен быть до 200%, а при среднем показателе по региону ниже среднего показателя по РФ – не менее 200%. При этом, регион самостоятельно устанавливает значение до 200%. Минздрав России трактует в своих  рекомендациях эту  ситуацию несколько иначе. Целевые значения по заработной плате для врачей-специалистов с 01 января 2018 г. должны составить - 200% к средней зарплате по региону, для среднего медицинского персонала – НЕ МЕНЕЕ 100%, а для младшего – 100%.

Как показала практика, в регионах происходит уравнивание средней заработной платы младшего и среднего медицинского персонала, что вызывает справедливую негативную реакцию, как со стороны администрации медицинских учреждений, так и средних медицинских работников. Уровень квалификации последних значительно выше, чем у младшего медицинского персонала, к которому огульно относят и санитаров - работников, в лучшем случае, с минимальной подготовкой в 72 ак. час. (2 недели).

Что на сегодня зависит от руководителя учреждения, за исключением вышеперечисленных вопросов?

Первое. Формирование Положения по управлению качеством медицинской помощи (не путать с Внутренним контролем качества), где четко определить задачи для всех управленческих структур.

Второе. Четкое понимание структуры оплаты труда сотрудников, ее зависимость от установленной локальными документами нагрузки и показателей результативности труда.

Третье. Контроль на всех этапах деятельности медицинской организации за выполнением объемных показателей, согласованных в системе ОМС. Прямая зависимость оплаты труда сотрудников от доходной части организации.

 

Список литературы

 

1.        Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии от 22.12.2017, протокол N 11)

2.        Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников»

3.        Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.01.2016 № 2н «Профстандарты младшего медицинского персонала»

4.        Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы»

5.        Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

6.        Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»