Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПО «МАЯК»

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   В середине прошлого столетия в Челябинской области произошли три серьезные инцидента, связанные с деятельностью производственного объединения (ПО) «Маяк». В то время не многие за пределами пострадавших районов знали об этом, так как информация была закрытой. Однако в 1990-х гг. в период реформ и развития гласности проблемы загрязненных территорий стали известны и вышли на государственный уровень.

   В целях преодоления последствий радиоактивного загрязнения Челябинской и прилегающих областей вследствие деятельности ПО «Маяк» с 1992 года по настоящее время реализуются целевые программы по реабилитации населения и территорий.

     В отношении территорий, пострадавших в результате деятельности ПО «Маяк», реализуются следующие программы:

1.       Государственная программа РФ по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему населению на период 1992-1995 годах.

2.       Федеральная целевая программа «Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности ПО «Маяк», на период до 2000 года» (в связи с невыполнением программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 1034 срок реализации программы был продлен на 2001 год).

3.       Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», подпрограмма «Преодоление последствий аварии на ПО «Маяк.

4.       Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015года»,

5.       Областная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на ПО «Маяк» на 2003-2005 годы».

6.       Областная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на ПО «Маяк» на 2006-2010 годы».

7.       Областная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на производственно объединении «Маяк» и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области на 2011-2015 годы».

    Общий объем запланированных затрат на реализацию программ составил:

·               в течение 1992-1995 годов – 19 триллионов рублей (в ценах 1995 года), из них на капитальное строительство – 76 %, на текущие расходы – 24% [7, С.136]. К текущим расходам относятся затраты на контроль радиационной обстановки и оздоровление загрязненных территорий, охрану здоровья граждан, мероприятия по агропромышленному производству и лесному хозяйству, а также на международное сотрудничество [11, С.170];

·               в течение 1996-2000 годов – 1,73 триллионов рублей (в ценах 1996 года), в том числе 1,5 триллионов рублей из средств федерального бюджета, 106 млрд. рублей из средств бюджетов областей и 92 млрд. рублей за счет средств Минатома России [7, С.136];

·               в течение 2002-2010 годов в рамках федеральной программы – 4884,3 млн. рублей, (в ценах 2001 года), в том числе:

-         3305,8 млн. рублей из средств федерального бюджета (2848,5 млн. рублей – капитальные вложения),

-        1059 млн. рублей из средств бюджетов областей (939,5 млн. рублей – капитальные вложения)

-         519,5 млн. рублей из внебюджетных источников (498,4 млн. рублей – капитальные вложения). Из них по подпрограмме «Урал» – 1199,9 млн. рублей, в том числе:

-              799,4 млн. рублей из средств федерального бюджета (621 млн. рублей – капитальные вложения),

-              226,6 млн. рублей из средств бюджетов областей (185,7 млн. рублей – на капитальные вложения)

-              173,9 млн. рублей из внебюджетных источников (152,8 млн. рублей – на капитальные вложения).

·               в течение 2003-2005 годов в рамках областной программы – 213770,3 тыс. рублей (в ценах текущих лет), из них на капитальное строительство – 173499 тыс. рублей, в том числе:

− 133117,2 тыс. рублей – из средств федерального бюджета, из них 109500 тыс. рублей – на капитальные вложения,

− 35653,1 тыс. рублей – из средств областного бюджета, из них 24999 тыс. рублей – на капитальные вложения,

− 45000 тыс. рублей – из средств, полученных за переработку отработавших тепловыделяющих сборок, из них 39000 тыс. рублей – на капитальные вложения. [99]

·               в течение 2006-2010 годов в рамках областной программы – 391804,8 тыс. рублей (в ценах 2005 года), в том числе:

− 184043,5 тыс. рублей – из средств федерального бюджета (предусмотрены в целевой федеральной программе),

−      132761,3 тыс. рублей – из средств областного бюджета,

− 75000,0  тыс. рублей – из средств, полученных за переработку отработавших тепловыделяющих сборок. [3]

·               в течение 2011-2015 годов в рамках федеральной программы – 9317,3 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

− 8361,6 млн. рублей за счет средств федерального бюджета (из них: на капитальные вложения – 1971,8 млн. рублей; на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – 274,1 млн. рублей; на прочие нужды – 6115,7 млн. рублей),

−      955,7 млн. рублей – за счет средств бюджетов областей.

·               в течение 2011-2015 года в рамках областной программы – 370613,1 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

− 69 100,0 тыс. рублей – за счет средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий (предусмотрены по федеральной программе),

−      140 813,1 тыс. рублей – за счет средств областного бюджета,

− 160 700,0 тыс. рублей – за счет средств, полученных за переработку облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов (ОТВС). [2] (Рисунок 1)




Рис.1. Соотношение запланированных объемов финансирования по источникам финансирования по федеральным и областным программам на 2003-2015

 

    Общие объемы финансирования по федеральной и областной программам на 2011-2015 гг. были изменены Постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2012 № 722-П. Согласно этим данным общий объем финансирования составит 210678,8 тыс. рублей, в том числе:

− 64155,2 тыс. рублей – за счет средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий,

− 45000,0 тыс. рублей – за счет средств областного бюджета,

− 101523,6 тыс. рублей - за счет средств, полученных за переработку облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов (Рисунок 2).

Финансирование реабилитационных мероприятий было начато в 1991 году. Период реализации программы совпал с чрезвычайно сложным периодом в экономической жизни России. Объем выделенных средств составил в 1992 году 79 % от запланированного, в 1993 году – 15 %, в 1994 году – 6,4 %. [11, С.170] В целом за годы реализации первой программы было профинансировано 5,7 % (по капитальным вложениям - 4,6%, по текущим расходам - 9,2 %), из них:

- по Челябинской области – 6,1 %

- по Курганской области – 4,9 %

- по Свердловской области – 5,2 %

- Минатом России (ПО «Маяк») – 7,9 % [9, С.115].


Рис.2. Соотношение первоначально запланированных (согласно постановлению Правительства Челябинской области от 16.03.2011 г. N 69-П) и пересмотренных (согласно Постановлению Правительства Челябинской области от 21.12.2012 г. N 722-П.) объемов финансирования федеральных и областных программ в 2011-2015 гг. в Челябинской области.

 

   Не было реализовано не только запланированного увеличения финансирования к 1995 году, не удалось даже сохранить первоначальный уровень (Табл.1) [1, С.172].

    Наибольшие объемы вложений приходятся на Аргаяшский район (преимущественно в начале реализации программы) и город Касли (особенно в 1995 году).

Таблица 1 Распределение бюджетных ассигнований в 1992-1995 годах на текущие расходы (в ценах 1991 года)

 

1992 год

1993 год

1994 год

1995 год

Всего

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Аргаяшский район

17,5

29

7,4

16

5,2

20

5,1

15

35,2

21

Касли

11,1

18

8,8

19

7,0

27

12,6

36

39,5

24

Кунашакский район

9,6

16

8,8

19

5,5

22

5,7

17

29,6

18

Красноармейский район

6,6

11

8,0

18

3,7

14

4,1

12

22,4

13

Сосновский район

5,0

8

7,5

16

3,7

14

3,7

11

19,9

12

Кыштым

11,0

18

5,2

12

0,8

3

3,0

9

20

12

Всего

60,8

100

45,7

100

25,9

100

34,2

100

166,6

100

% от запланированного по программе

36,6

36,3

42,0

32,6

36,3

 

    Фактическое финансирование за 1996-2000 годы составило 34 % от объемов, предусмотренных программой [9, С.115], в том числе:

- 24,8 % из федерального бюджета,

- 33 % из внебюджетных источников,

- более 150 % из областных бюджетов (рис. 3) [1, С.267].

Рис.3. Финансирование федеральных целевых программ в 1992-2005 годах (1992-2001 г. – в ценах 2001 г., 2002-2005 г. – в текущих ценах)

   Общий объем фактического финансирования федеральных и областных программ за счет всех источников составил в 2002-2010 годах 8,17 млрд. рублей, в том числе:

− 6,21 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета, 1,91 млрд. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации,

− около 50 млн. рублей - за счет средств внебюджетных источников. [8]

   Финансирование третьей Федеральной программы на первом этапе (2002-2005 годы) шло опережающими темпами (Рисунок 4) [9, С.115]. Финансирование мероприятий федеральной и областной целевых программ, реализованных в Челябинской области за это время, составило 279,5 млн. рублей, из них:

- капитальные вложения из федерального бюджета – 172800,0 тыс. руб. по федеральной программе (61,8%),

- капитальные вложения из областного бюджета – 70700,0 тыс. рублей по областной программе (25,3%),

- прочие расходы из федерального бюджета – 17500,0 тыс. руб. (6,2%),

- прочие расходы из областного бюджета – 17700,0 тыс. рублей (6,7%).

   Наибольшие объемы выделенных средств пришлись на Кунашакский, Аргаяшский и Каслинский районы (Рисунок 4) [9, С.117].

Рис.4. Распределение средств, выделенных на реализацию мероприятий целевых программ в 2002-2005 годах (областной и федеральный бюджеты)

 

Финансирование второго этапа программы (2006 - 2010 годы) на территории Челябинской области составило 490,7 млн. рублей, в том числе:

− за счет средств федерального бюджета - 212,9 млн. рублей (43 процента от объема выделенных средств);

− за счет средств областного бюджета - 200,7 млн. рублей (41 процент);

− за счет средств, полученных ФГУП "ПО "Маяк" за переработку ОТВС и перечисленных в областной бюджет, – 77,1 млн. рублей (16 процентов).[2]

   Фактическое финансирование программ в 2011-2013 годах составило:

− 11200,0 тыс. руб. в 2011 году, 8855,2 тыс. в 2012 году, 13959,1 тыс. в 2013 году – за счет средств федерального бюджета по федеральной программе, в том числе на капитальное строительство – 11200,0 тыс. руб., 8855,2 тыс. руб., 13959,1 тыс. руб. соответственно;

− 61234,3 тыс. руб., 36541,5 тыс. руб., 114462,3 тыс. руб. – за счет средств области по областной программе, в том числе на капитальное строительство 56 060,1 тыс. руб., 36 541,5 тыс. руб., 106 036,4 тыс. руб.

соответственно (Рисунок 5). [4; 5; 6]


Рис.5. Финансирование федеральных и областных целевых программ в 2003-2015 годах в границах Челябинской области (в ценах текущих лет)

   Анализ показывает, что первая Государственная программа явилась серьезным многообещающим государственным актом. Однако, трудная экономическая обстановка, сложившаяся в стране, и недостаточность финансирования программы не позволили осуществить в полном объеме запланированные мероприятия. В результате Программа по вводу объектов была выполнена по:

- жилым домам – на 10,2 % (86700 кв. м);

- общеобразовательным школам – на 2,4 % (160 мест);

- детским дошкольным учреждениям – на 3,1 % (165 мест);

- больницам – на 1,6 % (60 коек);

- поликлиникам – на 12,1 % (235 посещений в смену);

- газовым сетям – на 30 % (81 км). [9]

   При  разработке концепции и комплекса мероприятий первой реабилитационной программы не были известны и, следовательно, учтены масштабы, уровни и специфика воздействия последствий деятельности ПО«Маяк» на население и территорию региона. Это была программа первоочередных мер по ликвидации последствий аварийных ситуаций, имевших место в прошлом на ПО «Маяк» [9, С.114]. Значительная часть финансовых средств была направлена на оснащение действующих медицинских и санаторно-оздоровительных учреждений современным оборудованием и обеспечение их лекарствами, осуществление постоянного контроля за здоровьем пострадавших граждан, их лечение и реабилитацию. Выполнен значительный объем работ, направленных на снижение риска возникновения новых аварий и катастроф, ликвидацию источников радиоактивного загрязнения. Сокращенное финансирование не позволило реализовать одну из главных задач – ликвидировать сложившееся отставание развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, пострадавших от радиационного воздействия, и приблизить уровень их развития, как минимум, к среднему по Российской Федерации. Оказалось возможным лишь частично улучшить социально-бытовую инфраструктуру и снизить уровень социально-психологической напряженности в населенных пунктах, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях, но не кардинально изменить уровень обеспеченности пострадавшего населения жильем, объектами здравоохранения, образования и другими [7, С.263].

   Финансирование второй Федеральной программы было в относительно большем объеме, чем первой, в результате решены отдельные социально-экономические и психологические проблемы, существующие на территориях радиоактивного загрязнения. Эта программа имела задачи, основанные на опыте реализации предыдущих мероприятий, и исходила из объективно возникших необходимостей. В то же время, негативные тенденции сохранились –  снижение объемов финансирования к концу программы, что  также не позволило решить главной задачи реабилитации – выведение социально-экономических показателей территорий на уровень, необходимый для развития наравне с «чистыми» территориями. Выполнение Программы по вводу объектов было осуществлено по:

- жилым домам – на 15,9 % (24455,8 кв. м);

- общеобразовательным школам – на 34,3 % (2272 мест);

- детским дошкольным учреждениям – на 11 % (25 мест);

- больницам – на 16,5 % (310 коек);

- поликлиникам – на 23 % (25 посещений в смену);

- газовым сетям – на 13,9 % (34 км). [3]

   Из приведенных данных видно объемов реального от запланированного финансирования, кроме того этот разрыв увеличивается на последних этапах реализации программ. Также очевидно (особенно в первой программе) завышение реальных возможностей федерального бюджета. Проблемы финансирования были решены в ходе реализации третьей программы. Сравнение хода реализации программ позволяет сделать следующие выводы. Общие объемы планируемого финансирования снижались от первой к последующим программам, что стало причиной уменьшения планового количества вводимых объектов социальной сферы. Прежде всего, это коснулось поликлиник и жилых домов, больниц, детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ.

   Финансирование третьей Федеральной и областных программ шло опережающими темпами, что позволило решить определенные проблемы реабилитации и говорить о положительной динамике развития на данных территориях основных целевых ориентиров программ. Выполнение Программы по вводу объектов составило по:

- жилым домам – на 132,4 % (14900 кв. м);

- общеобразовательным школам – на 100 % (180 мест);

- больницам – на 100 % (190 коек);

- поликлиникам – на 88,2 % (150 посещений в смену);

- газовым сетям – на 121,5 % (86,6 км);

- водопроводным сетям – на 282,2 % (42,9 км). [2]

    Четвертый этап реализации программ осуществляется в рамках финансирования федерального и областного бюджетов в полном объеме, однако средства, полученные ПО «Маяк» за переработку отработавших тепловыделяющих сборок ядерных ректоров не позволяют провести полное финансирование. Так, например, в 2011 году размер их составил 40 % от запланированного. В то же время наметившаяся динамика (в 2013 году за счет средств, полученных за переработку ОТВС, выполнены мероприятия областной программы на общую сумму 109,5 млн. руб., то есть 97,3% от запланированного объема финансирования [4]) позволяет говорить о возможной реализации целевых ориентиров программ к 2015 году.

 

Список литературы

1.     Даванков А.Ю. Социально-экономическая оценка природно-техногенных комплексов / А.Ю. Даванков; Рос. АН. Урал. отд-ние. Ин-т экономики. – Екатеринбург, 1998. – 231 с.

2.     Областная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении «Маяк» и обеспечение радиационной безопасности на 2011-2015 годы». URL: http://mineco174.ru/programmy/oblastnye-programmy/297 (дата обращения 28.03.2014)

3.     Областная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении «Маяк» на 2006 - 2010 годы». URL: http://law7.ru/magnitogorsk/act0j/d477.htm (дата обращения 28.03.2014)

4.     Отчет о реализации областной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении «Маяк» и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области» на 2011-2015 годы в 2013 году. URL: http://mineco174.ru/radiatsionnaja-bezopasnost/radiatsionnaja- reabilitatsija/preodolenie-posledstvijj/2725 (дата обращения 22.04.2014)

5.     Отчет о реализации областной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении «Маяк» и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области» на 2011-2015 годы в 2012 году. URL: http://mineco174.ru/radiatsionnaja-bezopasnost/radiatsionnaja- reabilitatsija/preodolenie-posledstvijj/2337 (дата обращения 22.04.2014)

6.     Отчет о реализации областной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении «Маяк» и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области» на 2011-2015 годы в 2011 году http://mineco174.ru/radiatsionnaja-bezopasnost/radiatsionnaja- reabilitatsija/preodolenie-posledstvijj/2336 (дата обращения 22.04.2014)

7.     Последствия техногенного радиационного воздействия и проблемы реабилитации Уральского региона / М- во Рос. Федерации по делам гражд. обороны, чрезвычайн. ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; под общ. ред. С.К. Шойгу. – М.: Комтехпринт, 2002. – 287 с.

8.     Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года». URL: http://mineco174.ru/programmy/federalnye-programmy/1916 (дата обращения 28.03.2014)

9.     Челябинская область: ликвидация последствий радиационных аварий / Под редакцией проф. А.В. Аклеева. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2006. – 344 с.