Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ РОСТА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 апреля 2016г.

Современный медиарынок представляет собой рынок медиаорганизаций. Концентрация медиабизнеса привела к тому, что сегодня средства массовой информации (СМИ) входят в число крупнейших организаций.

Объективными  тенденциями  развития  современного  медиарынка  являются  укрупнение  бизнеса  и концентрация капитала.

В настоящее время Л.Г. Кирьянова выделяет несколько причин укрупнения медиабизнеса [1]:

–    Укрупнение медиаорганизаций может происходить из личных амбиций и стремлений собственников расширить свой бизнес. Они реинвестируют прибыль в развитии организации, привлекают дополнительный капитал. Собственники и руководители таких организаций используют стратегии поглощения своих более слабых конкурентов. Примерами таких компаний являются поглощение издательства «АСТ» издательством «Эксмо».

–      Рост организации наряду со стремлением руководства может быть обусловлен объективными регулярными потребностями СМИ в определенных ресурсах или ресурсах, к которым у организации затруднен доступ. В таких случаях СМИ покупают организации по производству программного обеспечения, бумажные комбинаты или дистрибьюторские сети.

–    Стремление стабилизировать финансовое состояние организации также является причиной укрупнения СМИ. Они увеличивают масштабы своей деятельности для того, чтобы снизить риски изменений и колебаний в определенных сегментах рынка, а так же чтобы уменьшить свою зависимость от ценовой политики поставщиков и распространителей. В таких случаях медиаорганизации приобретают активы в других секторах медиабизнеса. Для того, чтобы снизить свою зависимость от поставщиков, печатные СМИ покупают типографии, бумажные комбинаты. Для того чтобы снизить свою зависимость от распространителей, организации открывают собственные точки розничных продаж.

–   Путем расширения своей географии медиаорганизации пытаются снизить риски экономических циклов. Если в одном из регионов, в котором у медиаорганизации есть свои активы, возникает определенный спад, то организация компенсирует его благодаря активам в других регионах. Так, швейцарской организации Edipress Group принадлежит в России более десяти журналов.

 – Расширение бизнеса позволяет медиаорганизациям занять большую долю на рынке.

Рассмотрим современные стратегии роста СМИ [1, 2]: горизонтального, вертикального и диагонального роста,

Стратегия горизонтального роста предполагает расширение организации в той же сфере, где она уже ведет свой бизнес, увеличение рыночной доли организации благодаря расширению производства или за счет приобретения аналогичных организаций, а также за счет расширения географии своего присутствия. Примером первого направления может быть расширение ассортимента за счет новых товаров-аналогов (например, издание тематических приложений к газетам). В России примером такой стратегии может служить издательский дом «Коммерсант», издающий газету «Коммерсант», журналы «Коммерсант–Власть», «Коммерсант–Деньги». Во втором случае примером горизонтального роста печатных СМИ может служить создание газетных, радийных цепей. Например, ИД Родионова принадлежат женские журналы «Крестьянка», «Домовой», «Она». В случае с печатными СМИ стратегия горизонтального роста проявляется в создании издательских домов. Горизонтальная экспансия характерна для всех стран мира. Так, канадской медиаорганизации «Холдингер инкорпорейтед» принадлежит 137 ежедневных газет и 397 неежедневных в разных странах мира.

Логика горизонтального роста следующая: по мере расширения производства предельные и средние расходы сокращаются. Именно этот фактор является ключевым при выборе данной стратегии.

Сущность стратегии вертикального роста СМИ заключается в росте, связанном с расширением производства на различных стадиях обработки одного продукта. Примерами могут служить строительство собственной типографии для печатного СМИ, создание ими сетей распространения. Вертикальный рост ведет к объединению в рамках одной медиаорганизации всех звеньев производственной цепочки.

В настоящее время большинство медиаорганизаций растут вертикально по следующим схемам: газета и типография; газета и система распространения; кабельная сеть и организация-производитель контента. Одним из самых распространенных примеров стратегии вертикального роста являются издательско-производственные объединения (ИПО), например ИПО «Литературная газета».

Вертикальный рост выгоден, поскольку придает медиаорганизациям уверенность в контроле над своими рынками, намечает новые направления экономии ресурсов. В связи с расширением производства цифрового содержания вертикальный рост будет продолжаться.

Стратегия диагонального роста СМИ заключается в объединении организаций,  которые не производят одинаковую продукцию и не участвуют в общем производственном процессе. Эта стратегия роста ведет к созданию многоотраслевых диверсифицированных корпораций, способных контролировать цены, перераспределять ресурсы внутри корпораций между прибыльными и убыточными производствами, привлекать рекламу различных рекламоносителей. В результате этой стратегии создаются национальные конгломераты или транснациональные корпорации, которые владеют, осуществляя контроль, организациями разных профилей в одной или нескольких странах. Стратегии диагонального роста демонстрируют большинство российский медиаорганизаций. Так, «Газпром» через «Газпром-медиа» владеет рядом национальных газет, журналов и радиостанций.

Один из лидирующих медийных конгломератов – News Corporations Руперта Мердока с 1996 г. объединяет под своим брендом, наравне с медиаканалами, оператора информационных услуг MCI, его дочернее предприятие MCI’s FYI Online, провайдера интернет-технологий NewsCorp Delphi Internet и разработчика интернет-видеоигр Kesmai [3]. В то же время «Майкрософт» владеет долей акций американской киностудии DreamWorks, участвует в совместном предприятии с NBC, результатом деятельности которого является круглосуточный ТВ-канал и новостной интернет-портал, и занимается лицензированием интерактивных видеоигр.

Крупнейшим слиянием за всю историю концентрации медийного рынка оказалось объединение активов американского медийного конгломерата Time Warner, включающего в себя интернет-ресурсы, телевидение, печатные издания, кинопроизводство и телекоммуникации, и интернет-организации America Online, купившей в 2000 г. Time Warner за 166 млрд. долларов.

Каждая из организаций была интегрирована в принципиально новую единую организацию – AOL Time Warner. Основным преимуществом слияния оказалось расширение базы подписчиков конгломерата путем присоединения к основной аудитории Time Warner значительного числа интернет-пользователей. Однако слияние не принесло ожидаемой экономической выгоды. В 2002 г. AOL Time Warner объявил об убытках в объеме 99 млрд. долл., что составило самую крупную на тот момент сумму финансовых потерь в медиаиндустрии.

С этого момента по настоящее время компания носит прежнее имя – Time Warner и модифицирует свою деятельность за счет ориентации основных инвестиций в кабельное и широковещательное ТВ, и только затем в интернет- и телекоммуникационные сервисы.

Процесс концентрации на медиарынке постоянен. Покупка, продажа и перепродажа СМИ продолжаются. Это связано еще и с тем, что помимо уже существующих участников медиарынка к нему добавляются новые из числа бизнес-структур.

 

Список литературы

1.     Л.Г. Кирьянова. Экономика средств массовой информации. – Томск: Издательство ТПУ, 2006. – 128 с.

2.     Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 335 с.

3.     Бирюков В.А., Борисова С.Г., Никандрова Л.К., Кожин К.Ю. Планетарное информационное общество и средства массовой информации. – М.: Буки Веди, 2015. – 320 с.