Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ И ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ, КАК ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 апреля 2016г.

Информация – уникальная категория, характерная для всех направлений науки, для всех сфер практической деятельности и в целом  для окружающего  нас мира. Уникальность информации проявляется в её свойствах безграничности, своеобразности, наличия, значимости, в одновременном проявлении её субъективности и объективности. В управление предприятием она является предметом и результатом исследования, не имеет ярко выраженной формы конечного использования, характеризуется большой массовостью и объёмностью.

Информация, являясь абстрактным понятием, отражает свойства материального объекта и не может возникнуть из ничего. Это единственный вид ресурсов, который в процессе исторического развития не только не истощается, а постоянно увеличивается и совершенствуется.

Общеизвестно, что информация – понятие весьма широкое и ёмкое по смыслу и занимает центральное место в различных науках: философии, физике, информатике, экономике, управлении, психологии и др. Роль информации в управлении организацией определяет её значение для системы управления, которое трудно переоценить, поскольку информация образуется вследствие управления, а управление является следствием информации. Следовательно, без информации нет управления, без управления нет информации. Результативность управления организацией в значительной степени определяется уровнем организации процесса управления и качественными характеристиками его информационного обеспечения [5].

Владение информацией и её адекватное восприятие и понимание – залог успеха большинства даже самых рискованных организаций. С.И. Крылов отмечает: «…повышение эффективности стратегического управления в непростых условиях современной рыночной экономики требует  совершенствования его информационно- аналитического обеспечения…» [5].

Известный ученый П. Друкер, работы которого в области управления являются хрестоматийными, утверждает, что «для успешного выполнения функций в будущем руководителям необходима целостная информационная система, отвечающая стратегии, а не отдельные инструменты, использовавшиеся до сих пор главным образом для описания прошлых событий» [1].

Эффективность системы управления организацией находится в прямой зависимости от объёма информации, её качества и целевого использования. Как отмечает Б.З. Мильнер, «…для того чтобы использовать информацию результативно, надо научиться накапливать, обобщать и овладевать ею. И, разумеется, в будущем необходимо соединить или как минимум сделать совместными две информационные системы – старые учётные системы и новые информационные системы для управления» [7]. Проблема информационного обеспечения системы управления организацией исторически актуальна.

Наличие связи между результативностью деятельности организации и эффективной информационным полем её системы управления бесспорно.

Совершенствование системы управления организацией связано с модернизацией информационных систем, что и определяет первостепенное значение информации. Информационное поле системы управления организацией имеет сложную структуру. В связи с существенными изменениями процессов движения информации принципиально меняется и управленческая деятельность.

Проблемы  формирования     информации  для     целей    управления  определяют  основное  назначение информационной области системы управления, которое заключается в обеспечении информацией, необходимой для решения задач управления и принятия управленческих решений. В данном контексте речь идет не об информационных технологиях, поскольку они являются только поставщиками данных и сведений, а не источниками информации для целей управления.

Цели управления организацией имеют, можно сказать, системообразующий и организующий характер. Четко поставленная цель определяет структуру системы, системный характер её построения и функционирования. Она определяет также все проблемы сбора, обработки, систематизации и направлений использования информации. Здесь опасны как сужение информационных полей поисков (это может сократить число полезных вариантов, альтернатив управленческих решений), так и неоправданное расширение этих полей поиска (информационный шум и избыточность информации ограничивают эффективность решений).

Информационный поток, необходимый для процесса управления, обслуживает основные функции управления организации: прогнозирование, планирование, организацию, регулирование, координацию, контроль, принятие решений и т.д.

Для этого он выдает информацию о движении материального потока, но не в виде первичных документов, а в виде полученных на их основе сводных (агрегированных) показателей хозяйственной деятельности организации. Предоставление таких данных в информационную систему – это основная функция бухгалтерского (финансового и управленческого) учёта, а также блока экономического анализа. На основании указанной информации выбираются стратегии развития предприятия, которые вместе с другими данными, такими как данные маркетингового анализа и прогноза состояния основных рынков сбыта продукции организации, являются базой для планирования деятельности организации.

Полученные в результате процесса планирования план-график производства, календарный график поставок продукции организации, план закупок материалов и сырья являются руководящими документами для формирования материального потока. Таким образом, замыкается кольцо управления организацией (Рисунок 1).


Решения по строительству и модернизации относятся к стратегическому уровню управления и должны обеспечивать технологические и конкурентные преимущества организации. Реализация указанных решений осуществляется на основе утвержденных смет и бюджетов строительных проектов. После окончания строительства оформляются приемо-сдаточные  акты, и объекты  основных средств вводятся в эксплуатацию. Важные информационные потоки обслуживают процесс управления персоналом организации. В них происходит поступление в систему бухгалтерского учёта информации о количестве фактически отработанного времени, по этим данным происходит начисление заработной платы пенсионных и иных видов социальных отчислений. В рамках этого информационного потока проходят все кадровые приказы, распоряжения об изменениях штатного расписания и т.п.

Информационные технологии не решают управленческих проблем и не предлагают новых информационных концепций для целей управления. Следует констатировать, что большинство руководителей организаций только начинают понимать, как использовать информацию в качестве инструмента управления. Информация для целей управления формируется во внутренней среде организации, поскольку управление организацией осуществляется на основе информации, большая часть которой поставляется системой бухгалтерского учёта, включающей финансовый учёт, управленческий учёт и налоговый учёт.

Данные внешнего информационного поля, не относящиеся непосредственно к учётным системам, но привлеченные в их состав, расширяют границы сбора, обработки и использования информации для принятия соответствующих управленческих решений.

Информация, формируемая в бухгалтерской системе, обладает уникальными качествами и на ее долю приходится большая часть информации о состоянии организации. Система бухгалтерского финансового учёта характеризуется сплошным наблюдением при получении данных, непрерывностью и взаимосвязанностью при отражении хозяйственных операций, подлежащих учёту. Отличительной  особенностью учётно-аналитической информации является юридическая полноценность получаемой информации, основанная на документальном подтверждении каждой отражаемой хозяйственной операции.

Необходимо признать, что бухгалтерский учет не может удовлетворить абсолютно все информационные запросы системы управления  организацией, и является  только частью информационного поля,  прежде всего внутреннего, однако потенциальная информационная его ёмкость весьма высока по сравнению с любыми другими источниками информации. Кроме того, информационное поле в финансовом учёте, управленческом учете, налоговом учете генерировано таким образом, что определенные информационные сегменты ориентированы на конкретные группы пользователей.

Решение проблем обеспечения информационным полем системы управления организацией должно быть комплексным, включающим все учётные системы и основываться на теоретических и организационных аспектах модели управления организацией [8]. Вследствие этого целесообразно информацию для целей управления организацией формировать в интегрированной учётно-аналитической системе, включающей бухгалтерский финансовый учёт, бухгалтерскую финансовую отчётность, финансовый анализ, бухгалтерский управленческий учёт, бухгалтерскую управленческую отчётность, управленческий анализ, бухгалтерский налоговый учёт, налоговый анализ. При этом интегрирование компонентов бухгалтерских систем обусловлено наличием большинства тождественности их концептуальных положений.

С определенной долей условности можно констатировать,  что совпадение концептуальных положений бухгалтерских учётно-аналитических систем как основных составляет от 60–65%, на дополнительные составляющие приходится от 25–30%, доля индивидуальности концептуальных положений каждой бухгалтерской системы варьирует от 5 – 10%.

Вышеприведенные утверждения можно обосновать в теоретическом аспекте посредством проведения сравнительной характеристики рассматриваемых бухгалтерских систем. Бухгалтерская финансовая учётно- аналитическая система представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций для формирования отчётности, финансового анализа и иных целей [2].

Наличие бухгалтерской финансовой системы присуще всем организациям вследствие обязательности ведения бухгалтерского финансового учета в соответствии с нормативным регулированием. Наличие бухгалтерской управленческой учётно-аналитической системы в организациях не обязательно. Она формируется в тех аспектах, которые необходимы для руководства и представляет собой систему измерения, накопления, анализа, подготовки и представления информации, на основании которой субъектами управления принимаются оптимальные управленческие решения [3].

Бухгалтерскую налоговую учётно-аналитическую систему следует определять как систему измерения, накопления, обобщения, подготовки и представления информации для определения налоговой базы по налогам и сборам, налогового планирования и налогового анализа. Сбор и регистрация информации путем её документирования осуществляется в бухгалтерской финансовой системе, поскольку её основными этапами являются сбор, регистрация и обобщения информации. Следовательно, при всех различиях бухгалтерская налоговая система и бухгалтерская финансовая система не могут существовать независимо друг от друга, поскольку их общей базой являются данные первичных учётных документов, которыми оформляются финансово- хозяйственные операции организации.

Исходя из содержательного анализа определений бухгалтерских систем, можно сделать вывод, что информационная база рассматриваемых систем едина. Отличие состоит в способах и приёмах группировки, систематизации, обработки этой информации в соответствии с конкретными целями, которые определяются интересами пользователей информации.

Бухгалтерская финансовая учётно-аналитическая система, цель которой заключается в обеспечении единообразного учёта имущества, обязательств и хозяйственных операций организации, формировании и представлении сопоставимой и достоверной учётно-аналитической информации об имущественном и финансовом положении организации, необходима различного рода пользователям финансовой отчётности и в основном ориентирована на внешних пользователей.

Информация бухгалтерской управленческой учётно-аналитической системы предназначена для руководителей организации разного уровня полномочий и ответственности, что и определяет её цель – предоставление субъектам управления полного комплекса фактических, плановых и прогнозных данных о деятельности организации как экономической и производственной единицы в целом и в разрезе функциональных подразделений для обеспечения возможности принимать оптимальные управленческие решения.

Пользователями информационного поля, формируемого в бухгалтерской налоговой учётно-аналитической системе, являются и внутренние, и внешние. Данные учётно-аналитической системы внутренними пользователями используются, прежде всего, для целей оптимизации налогообложения.

Внешними пользователями информации являются, в первую очередь, налоговые  органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчетов, осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет, а также различные контрагенты по своим интересам.

С учётом потребностей пользователей целью бухгалтерской налоговой системы является формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов, определяющих размер налоговой базы, а также обеспечение информацией пользователей для контроля и анализа за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов.

Таким образом, каждая группа пользователей, преследуя свои интересы, предъявляет к учетно- аналитической информации определённые требования.

Следовательно, одним из аспектов построения интегрированной учётно-аналитической системы информационного поля организации для целей управления организацией является следствие компромисса интересов участников хозяйственных процессов.

Основными объектами внутреннего учётного информационного поля организации являются такие важнейшие экономические категории как активы, доходы, расходы, характеризующие финансовое состояние и финансовые результаты деятельности организации. Данные объекты в полной мере являются и объектами бухгалтерской управленческой системы.

Это вытекает из определения её объектов в экономической литературе в широком понимании как «производственные ресурсы и хозяйственные операции», в более узком понимании как «затраты и доходы». В то же время налоговые платежи имеют в своей основе такие экономические категории, как доходы, расходы, активы, прибыль, поскольку объектами бухгалтерской налоговой системы являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход.

Следовательно, можно сделать вывод, что объекты бухгалтерских учётно-аналитических систем в определённой степени совпадают, что закономерно, поскольку достоверность бухгалтерской финансовой информации об объектах обеспечивает  достоверность формируемого объекта налогообложения, что является очередным подтверждением наличия основы интеграции бухгалтерских систем посредством управления расходами, доходами и результатами через влияние как на расходы, так и на доходы.

Основным внутренним документом, определяющим порядок учёта объектов, является учётная политика. Организациям разрешается формировать единую учетную политику, что является косвенным подтверждением наличия объединяющих признаков для интеграции бухгалтерских учётно-аналитических систем.

Наиболее важной чертой, объединяющей рассматриваемые бухгалтерские учётно-аналитические системы, является то, что их информация и информационное поле используется для принятия решений на разных уровнях управления.



Список литературы

1.     Измерение результативности компании: пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. (Серия «Классика Harvard Business Review»). – с.117

2.     Кальницкая  И.В.  Бухгалтерская  финансовая  учетно-аналитическая  система  для  целей  управления организацией // Международный бухгалтерский учет. – 2013. – № 39 (285). – с. 917

3.     Кальницкая И.В. Управленческая учетно-аналитическая система для  целей  управления организацией // Международный бухгалтерский учет. – 2013. – № 45 (291). – с. 11

4.     Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. – М.: Издательство "Дело" АНХ, 2008. – с. 414.

5.     Крылов С.И. Анализ в сбалансированной системе показателей: теоретический аспект // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 29. – с. 210.

6.     Ковалев В.В., Патров В.В., Быков В.А. Как читать баланс.  –5е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2015 – с.181.

7.     Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. – М.: Инфра-М, 2012 – с.38,42.

8.     Пятов М.Л. Бухгалтерский учет для принятия управленческих решений. – М.: 1С Паблишинг, 2012. – с.174